Увлекательный мир Бориса Долина

Apr 08, 2019 21:55



УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР БОРИСА ДОЛИНА

В те годы, когда киноискусство делало лишь первые шаги, а кинотеатры назывались синематографами, юный Борис Долин не пропускал ни одной картины, в которой можно было увидеть африканских львов или индийских крокодилов, зебр или кенгуру. Уже тогда у него возникло твердое желание заняться изучением жизни животных.

Борис Долин стал кинорежиссером и создал много интересных картин о животном мире. Режиссеры Е. Осташенко, А. Сарандук (они же - авторы сценария) и оператор И. Кузнецов рассказали о его творчестве в киножурнале «Звездочка» («Центрнаучфильм»).

image Click to view





«Герои» первых картин Долина умещались в капле воды, и увидеть их можно было только под микроскопом. Впоследствии режиссер спускался с кинокамерой на дно морское и поднимался на горные вершины. Он познакомил нас с медведем-гигантом, наводившим ужас на окрестности («Король гор и другие»), с будущими артистами цирка - горными баранами («Новый аттракцион»), в фильме «Серый разбойник» показал жизнь волчьей стаи.


Большое внимание Долин уделял пернатым. Целиком посвящен птицам фильм «Крылатая защита». А «Удивительная история, похожая на сказку» повествует о «гадком утенке», который превращается в прекрасную, гордую птицу с белоснежным оперением. Многие помнят трогательную киноповесть о том, как мальчик отвез в Москву ослепшего пеликана и в глазной клинике доктор сделал сложнейшую операцию, чтобы птица снова стала видеть («Слепая птица»).



- Борис Долин был основателем и страстным пропагандистом научно-популярного кино для детей, - говорит режиссер Е. Осташенко. - Благодаря ему на «Центрнаучфильме» возникло единственное в своем роде творческое объединение «Радуга», в котором создаются киножурналы «Звездочка», «Хочу всё знать» и альманах «Горизонт». Вот мы и решили рассказать об этом замечательном человеке, обращавшемся в своем творчестве в первую очередь к детям.

Н. Ручинская, журнал «Советский экран» № 24 декабрь 1980



На фото: Борис Долин беседует с воспитанниками школы-интерната № 19.

БОРИС ДОЛИН,
народный артист РСФСР

журнал «Новые фильмы», 1966 год

- Каких актеров Вы больше всего любите снимать?
- Пожалуй, пернатых. Мои любимые герои - это аист, пеликан, лебедь. Но кроме них, персонажами моих фильмов были голуби, клесты, скворцы.

Любителям кинематографа, вероятно, нетрудно догадаться, что этот разговор происходил с народным артистом РСФСР, режиссером Борисом Генриховичем Долиным.



- Но, конечно, интересно работать не только с птицами, - продолжает Борис Генрихович. - Актерскими талантами отличаются волки и медведи, лисы и козероги, росомаха и снежный барс. Самым ценным в этих актерах было то, что они никогда не знали, что позируют перед аппаратом, и всегда оставались самими собой.

Каждый из упомянутых пернатых и четвероногих артистов исполнял роль главного героя полнометражного художественного фильма, поставленного Б.Г. Долиным.



Отличительная черта всех этих фильмов - горячая и преданная любовь к природе. Долин не только сам любит природу, но и стремится передать это чувство зрителям. В природе он видит прежде всего доброе начало, не кровь, не убийство, не жестокую борьбу за существование, а любовь, верность, благородство, гармоничный мир высоких чувств. И именно поэтому уже в самом начале своего творческого пути Б.Г. Долин пришел к детям, стал делать фильмы, обращенные прежде всего к юному зрителю. Многолетняя дружба «звериного режиссера» и детей началась с фильма «Закон великой любви». До этой картины Долин работал над двумя очень интересными фильмами - «В мире пресноводных» и «В глубинах моря». В них сочеталось серьезное научное объяснение явлений природы с необычайно выразительным в кинематографическом отношении материалом. По жанру это были научно-популярные произведения.



В фильме «Закон великой любви» биологический материал раскрывается через остродраматический сюжет. Герой этого фильма - лисенок Малыш - пережил много приключений, не раз был на краю гибели, и всегда его спасал великий закон природы - закон материнской любви.



Работая над этим фильмом, молодой режиссер открыл и для себя закон органического сочетания познавательного материала и нравственного начала.

Герой следующего фильма Бориса Долина - гордый и независимый козерог Чернолобый - доставил своему режиссеру много хлопот. Высоко в горах Тянь-Шаня, в долине Иштык, куда и добраться почти невозможно, среди суровых скал снимался фильм «Звериной тропой». Долин смело пошел на все эти трудности ради того, чтобы до конца следовать принципу - снимать животных в естественных условиях, терпеливо и внимательно наблюдать и подсматривать самые интересные моменты их жизни.



Особенно строгий экзамен терпению и выдержке режиссера и, конечно, операторов устроила семья аистов - героев широко известного фильма «История одного кольца».

Ежедневно с восходом солнца на специальную вышку, построенную около аистиного гнезда, забирались люди с киноаппаратом и кадр за кадром снимали «семейную хронику» крылатых артистов. Но в фильме была не просто семейная хроника. Это была глубоко поэтичная история о верности и благородстве, преодолевающих любые преграды. Этим фильмом Долин окончательно укрепил себя в высоком звании режиссера детского кино. Может быть, именно поэтому творческие поиски идут теперь не только в области техники съемки и методов работы с животными, но главным образом в драматургии игрового сюжетного биологического фильма.

Широк круг тем и сюжетов, к которым обращался этот всегда ищущий мастер. Фильмы о цирковом дрессировщике и об одиноком старом волке, о мальчишках-голубятниках и ученых-звероводах. И каждый из них - это огромный кропотливый труд, творческое горение и, главное, постоянное открытие нового мира.



Всех, кто встречался с Борисом Генриховичем, прежде всего поражает его энергия и молодость духа. Этой энергии хватает не только на съемку фильмов, происходящих в самых комфортабельных местах и труднейших производственных условиях. Ее хватает не только на то, чтобы одновременно со съемкой писать литературный сценарий для очередной работы. Его энергии хватает и на то, чтобы не жалея сил и времени, готовить молодых режиссеров научно-популярного кино, руководя творческой мастерской во ВГИКе… И это еще не все.



Говоря о Долине, нельзя обойти молчанием его любимое детище - Объединение детских и юношеских фильмов.

Дух творческого поиска и высокой требовательности Долин, как художественный руководитель объединения, передал своим коллегам. За сравнительно небольшой период работы объединением создано много интересных фильмов для ребят, создана, по существу, новая область киноискусства.

В каждом фильме объединения, в каждом номере детского киножурнала «Хочу всё знать» есть частичка таланта и труда Бориса Генриховича.



На Венецианском фестивале детских фильмов в 1964 году Золотая медаль была присуждена картине «Слепая птица». Советским ребятам тоже очень понравилась эта история о дружбе мальчика Васи и слепого пеликана. Сидящие в кинозале ребята дружно смеялись над проделками потешного Пельки, в волнении замирали в те минуты, когда героям грозила опасность, и горячо полюбили Васю за его смелое, благородное сердце.

А недавно Борис Генрихович закончил свой последний, уже четырнадцатый по счету, полнометражный художественный фильм. Он называется «Удивительная история, похожая на сказку». Это не просто сказка, ибо все герои - настоящие. И лиса, и мама-курица, и индюк, и страусы, и многие-многие знакомые и незнакомые звери и птицы, с которыми пришлось встретиться гадкому утенку.



Этот поэтичный и тонкий фильм-сказка на великолепно снятом натурном материале доносит до маленького зрителя высокие мысли и чувства великого детского писателя, мысли, созвучные со всем творчеством режиссера Б.Г. Долина.





Дарственная надпись известного детского писателя, переводчика и сценариста Бориса Заходера на форзаце его книги "Стихи и сказки", Москва, "Детская литература", 1973



ФИЛЬМОГРАФИЯ БОРИСА ДОЛИНА

Операторские работы

Культура ткани (учебный фильм, 6ч.), 1931, Союз-кино

Физиология спинного мозга, 1931, Союз-кино

Опыты на изолированном сердце (учебный фильм), 1932, Союз-кино

Одноклеточные организмы, 1932, Союз-кино

Простейшие (учебный фильм), 1933, Мостехфильм

Страшная нахлебница, 1934, Мостехфильм

Патогенные простейшие (учебный фильм), 1934, Мостехфильм

Грибы (учебный фильм), 1935, Мостехфильм

Водоросли (учебный фильм), 1936, Мостехфильм

Выделение полярных телец (учебный фильм), 1936, Мостехфильм

Режиссерские работы

Бактерии (учебный фильм), 1936, Мостехфильм

Эмбриология лягушки (учебный фильм), 1937, Мостехфильм

Папоротники (учебный фильм), 1938, Мостехфильм

В глубинах моря (полнометражный научно-популярный фильм), совместно с А.М. Згуриди, 1938, Мостехфильм

Жизнь моря, 1939, Мостехфильм

Развитие лягушки (научно-популярный фильм), 1939, Мостехфильм

Наши невидимые друзья (научно-популярный фильм), 1940, Мостехфильм

Мойте руки, 1940, Мостехфильм

В мире пресноводных (полнометражный научно-популярный фильм), 1941, Мостехфильм

Тепло без огня, 1942, Воентехфильм

Береги птиц, 1942, Воентехфильм

Простое решение, 1943, Воентехфильм

Спирт в воздухе, 1943, Воентехфильм

Вагоны, 1943, Воентехфильм

Лёд в облаках, 1944, Воентехфильм

Закон великой любви (полнометражный научно-популярный фильм), 1944, Воентехфильм

В капле воды (научно-популярный фильм), 1945, Моснаучфильм

Звериной тропой (полнометражный научно-популярный фильм), 1947, Моснаучфильм

История одного кольца (полнометражный научно-популярный фильм), 1948, Моснаучфильм

По Кавказскому заповеднику (видовой фильм), 1949, Моснаучфильм

Славное море, 1950, Моснаучфильм

Человек идет по следу (полнометражный научно-популярный фильм), 1950, Моснаучфильм

Крылатая защита (полнометражный научно-художественный фильм), 1954, Моснаучфильм

Новости сельского хозяйства, киножурнал №?, 1955, Моснаучфильм

Серый разбойник (художественный фильм), 1956, Моснаучфильм

Хочу всё знать, киножурнал №1, 1956, Моснаучфильм (художественный руководитель последующих выпусков киножурнала, до 1976 года)

Новый аттракцион (художественный фильм), 1958, Моснаучфильм

Верные сердца (художественный фильм), 1960, Моснаучфильм

Удивительная охота (панорамный художественный фильм), 1962, Моснаучфильм

Слепая птица (художественный фильм), 1963, Моснаучфильм

Снежок (научно-популярный фильм, 1ч.), 1965, Центрнаучфильм

Удивительная история, похожая на сказку (художественный фильм), 1966, Центрнаучфильм

Дом Брема (научно-популярный фильм), 1967, Центрнаучфильм

Король гор и другие (художественный фильм), 1969, Центрнаучфильм

Литературные работы (сценарии)

В глубинах моря (в соавторстве с А. Згуриди)

В капле воды

Звериной тропой (в соавторстве с Н. Жинкиным)

История одного кольца (в соавторстве с М. Витухновским)

Человек идет по следу (в соавторстве с М. Витухновским)

Крылатая защита (в соавторстве с К. Исаевым)

Серый разбойник (в соавторстве с М. Витухновским)

Новый аттракцион (в соавторстве с М. Витухновским)

Верные сердца (в соавторстве с М. Витухновским)

Удивительная охота

Слепая птица (в соавторстве с А. Жаданом)

Про синицу

Удивительная история, похожая на сказку (в соавторстве с Г. Ягдфельдом)

Дом Брема

Король гор и другие (при участии Л. Белокурова и М. Витухновского)

Приключения Нуки

Маленькие зверюшки Антони ван Левенгука

Фильмография составлялась на основе машинописных и рукописных списков. В рукописных списках названия ряда фильмов и сюжетов для научно-популярной периодики указаны неразборчиво и не вошли в представленные здесь перечни.

Сканы списков: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.


yuri_ost

https://picturehistory.livejournal.com/4391511.html

режиссеры

Previous post Next post
Up