Если не брать картин, где собаки играют в карты, или где все женские фигуры заменены пухляшками от Ботеро, то что получится? Вот мой личный список.
Питер Брейгель Младший («Адский»). "Льстецы".
Ок. 1592. (Из цикла "Фламандские пословицы").
Лейденская коллекция Некоторый юмор остается универсальным, несмотря на века, и действует безошибочно на определенные пласты зрителей.
Картина иллюстрирует старую фламандскую пословицу о том, что у состоятельных людей всегда будут льстецы: «Поскольку в моем кошельке столько денег, то весь мир лезет в мою дырку».
Фредерик Сэндис. "Елена Троянская".
1867. Walker Art Gallery
Картина, по идее изображающая самую прекрасную женщину Древней Греции, показывает нам лицо какой-то героини немого фильма Чарли Чаплина, с надутыми губками и взглядом исподлобья. И волосы рыжие, а не золотые (как у античного идеала), и не черные (как у реальных гречанок); просто художник -- из прерафаэлитов, а у них других натурщиц не водилось, профсоюз запрещал.
Существует разгадка этого странного выражения лица Елены Прекрасной. Благодаря сравнению с гравюрой,
сделанной годом ранее. Становится ясно, что это просто увеличенный фрагмент большой композиции, на которой пророчица Кассандра орет на Елену, показывая пальцем в горящую Трою. То есть вид у красавицы на самом деле виноватый, как это выражение лица уж смог изобразить художник.
(Гравюра под катом)
[Нажмите, чтобы прочитать]
Жозеф Дюкре. "Зевающий автопортрет".
1783, Музей Гетти
Очень успешный официальный портретист, работавший перед Французской революции. Написал толпы застывших напудренных дам и скучных кавалеров. В автопортретах же Дюкре резвился как мог. (Революцию счастливо пережил, хотя оставался в Париже; умер в 1802 году в 67-летнем возрасте).
Хосе Рибера. "Портрет бородатой женщины с мужем и сыном".
1631. Фонд Лерма (выставлен в Госпитале Тавера, Толедо)
Поразительная картина, изображающая придворного уродца Неаполитанского короля, женщину, страдающую оволосением. На самом деле, очень трагическая вещь, если вдуматься -- несколько лет эта семья позировала для картины в кунсткамеру. Ну и вдобавок, это один из первых групповых, семейных портретов в испанской живописи.
Адриан Брауэр. "Горькое пойло".
1636-8, Штеделевский художественный институт
И мы продолжаем тему странных выражений лица. Написать гримасу вместо чего-то красивого -- конечно, безошибочный способ привлечь внимание.
Интерес фламандца Брауэра к подобным "грязным" темам -- проявление того же национального юмора, который мы видели у Брейгеля Адского. "Низкие" темы в том регионе пользовались большой популярностью.
Иоганн Генрих Фюссли. "Брунгильда, наблюдающая за Гунтером, которого она привязала к потолку".
1807. Ноттингемские музеи
Вообще это рисунок, а не картина, но уж больно забавный, хоть и на сюжет из мифов о Нибелунгах. Кстати, это первая брачная ночь тут изображена.
Кузьма Петров-Водкин. "Первые шаги".
1925. Русский музей
Эта картина в моем списке призвана занять позицию "самой трогательной и милой", но при этом смешной.
Франсуа Эмиль Эрманн. "Эдип и сфинкс".
1903. Страсбургский музей
Художники эпохи модерна умели добавлять какую-то невыносимую прелесть в сюжеты греческой мифологии.
Павел Федотов. "Свежий кавалер".
1846, Третьяковская галерея
У Федотова среди сатирических картин трудно выбрать лучшую, но пусть будет эта. Кстати, вы знаете, что цензура запретила делать с нее гравюры и продавать их -- "из-за непочтительного отношения к государственной награде"?
Одилон Редон. "Циклоп".
1898-1900, Музей Кроллер-Мюллер.
Еще одна картина на сюжет греческого мифа: циклоп Полифем подглядывает за наядой Галатеей, в которую он влюблен. Именно этот трогательный глазик вскоре проткнет Одиссей острым колом.
А какие картины считаете смешными вы?
(Примечание: модернизм, всякие Пикассо, Сальвадор Дали, Эгон Шиле и проч. не надо тащить в комментарии -- только реалистическое искусство, лучше до конца 19 века).
***
Подписывайтесь
на мой инстаграмм про красивую живопись.
https://shakko-kitsune.livejournal.com/1383822.html