Как приятно родителям, когда их чадо, взобравшись на стульчик, четко и с выражением декламирует строчки из любимых стихов перед настоящими зрителями. Бабушки в упоении, подруги в восторге, воспитатели в детском саду не перестают нахваливать столь милого ребенка!
Вот только почему-то одним деткам этот процесс дается достаточно легко, а для других же, выучить стих - это непосильная трудность, от которой ребенок с истериками и слезами отпихивается, как от горькой пилюли. Почему так?
Чаще всего, стихи приходится учить школьникам или воспитанникам старших детсадовских групп, правда, если только в таком возрасте начинать первое знакомство с рифмами, то, скорее всего, вы наткнетесь на реальные сложности.
Приступать к заданию малыш будет с большой неохотой, отпираться и даже, возможно, закатывать истерики со слезами. «Я не смогу!», - будете слышать вы. На самом же деле одна из причин кроется в следующем: маленький человечек буквально на подсознательном уровне старается защитить себя от слишком большого объема новой информации, который легко способен перегрузить его, непривыкший к таким нагрузкам, мозг.
В тех же семьях, где с малышом часто и с самых ранних месяцев поют песенки, много разговаривают и просто начитывают стишки вслух, запомнить новый стих намного проще.
В любом случае родителей будет волновать вопрос: как быстро выучить стихотворение с ребенком? Даже если момент литературного воспитания в раннем детстве был упущен, от этой обязанности все равно не уйти: стишки придется учить еще довольно долго, и с каждым разом они будут становиться сложнее, а отношение ребенка к ним - все хуже и хуже.
Как исправить положение дел и с чего нужно начать, если это ваши первые рифмованные строки? В любом деле есть свои маленькие хитрости, и здесь их знание понадобится, как никогда. Давайте разбираться в тонкостях этого интересного и нелегкого для ребенка дела.
Правила и основные моменты
Мы не будем говорить о том, как заставить ваше чадо выучить стих, ведь самое главное правило для такого процесса - если вы, конечно, хотите, чтобы ваше чадо в будущем действительно полюбило поэзию - учить рифмы нужно с удовольствием!
И если желания нет совсем, то надо придумать, как сделать так, чтобы оно появилось, возможно, стоит отложить такое дело на какое-то время, а затем попробовать снова.
- «А зачем?». Помните, ребенку важно понимать, зачем учить стихи наизусть. И поверьте, мотивация из разряда - это красиво, это развивает память и логику, формирует речь и манеру общения, здесь точно не поможет. Это понимаем мы, взрослые, ребенку же нужны более простые и понятные доводы: например, выучим стишок, чтобы порадовать бабушку, папу, который скоро вернется из командировки, или же к приходу Деда Мороза.
- Когда начинать? Нередко родители упускают тот самый важный момент, когда малыш с большим удовольствием, еще толком не разговаривая, будет пытаться повторять небольшие рифмы. Именно в этот период и закладывается привычка к такому стилю общения и искусства. Рассказывать небольшие потешки, скороговорки и стишки мама может чуть ли не с рождения, они запоминаются сами собой и уже к первому году чадо начнет повторять любимые строки. В результате такой ранней подготовки, ребенок впоследствии будет намного проще относиться к необходимости заучивания, процесс для него будет понятным и привычным.
- Чтобы ребенку было интересно, строчки из стишков можно сопровождать авторскими иллюстрациями: нарисуйте вместе то, что вы видите в тексте, поищите красивые иллюстрации в интернете. Не нужно сразу говорить ребенку, что придется что-то учить, просто предложите ребенку послушать и, при желании, повторить за мамой несколько строк.
- Сопровождайте рифмы какими-то реальными действиями, читайте с выражением, возможно, на разные голоса. В противном случае скучные строки потеряют для малыша всякий смысл, он так и не сумеет найти красоту в поэзии, а потому вряд ли захочет возвращаться к ней в более старшем возрасте.
- Чтобы стишки давались легко, они должны отвечать темпераменту вашего чада: например, спокойным деткам больше по душе размеренные и плавные рифмы, а вот непоседам - ритмичные и веселые тексты. Кроме того, очень важно, чтобы стихи были по возрасту: для совсем маленьких деток подойдут рифмы Барто и Чуковского, постарше - Пушкина и Михалкова. Вряд ли первоклашка сумеет выучить отрывок «Бородино», а даже если одолеет сей непосильный груз, то вряд ли захочет когда-либо еще возвращаться к поэзии.
- Все непонятные слова и обороты нужно объяснить, привести ассоциативный ряд и синонимы, которые раскроют перед ребенком всю картину происходящего. Понять, что малышу непонятно слово очень просто: каждый раз, повторяя его, он забывает его правильное произношение или вообще отказывается повторять сложную строчку.
Техника запоминания стихов
Неважно, с какой целью вам нужно выучить стихотворение - для урока литературы или на утренник в детский сад, для ребенка это может быть одинаково сложно в любом возрасте. Сразу оговоримся, запомнить рифмы за пять минут, как бы того хотелось родителям, очень сложно, процесс, возможно, растянется на несколько дней, но, зато принесет свои плоды.
- Для начала ознакомьтесь с текстом самостоятельно. Предложите почитать ребенку вслух и, с чувством и интонацией, продекламируйте строки для запоминания. Предложите ребенку повторять буквально по одной строчке, так он не будет испуган объемом информации.
- К следующей строке можно переходить только тогда, когда предыдущая рассказывается ребенком без запинок и с легкостью. Затем учится вторая строчка, а процесс закрепляется объединением их в одно целое. Возможно, для первого дня этого будет достаточно. На следующий день - повторите пройденное и по той же схеме прибавьте еще пару рифм, и так - до конца стиха. Недели вполне достаточно, чтобы выучить даже весьма объемное стихотворение - без особых трудностей и капризов.
- У некоторых детей лучше получается запомнить, если они нужные строки выпишут на листок своей рукой или же несколько раз прочтут своими глазами.
- Если же ничего не помогает, то родителям придется действовать по схеме рекламы: постоянно повторять стихотворение в присутствии ребенка, повторяя сначала весь текст полностью, а затем по паре строчек. Никуда не денешься - многократное повторение все равно откладывается в голове ребенка.
источник