Фантазии моря на почтовых марках

Feb 10, 2019 01:30



Морская тема очень популярна в филателии, поэтому неудивительно, что на почтовых марках можно встретить различных фантастических морских существ, легендарные и мифологические сюжеты, героев книг. Своеобразной морской энциклопедией, связанной с художественной литературой и мифопоэтическими представлениями, стала большая, состоящая из 40 почтовых блоков, серия африканского государства Сьерра-Леоне. Этот выпуск подготовлен нью-йоркской филателистической фирмой «Inter Governmental Postal Consultants». Серия  этих блоков с общим названием «Фантазии моря» (Michel block № 312-351) вышла 19 декабря 1996 года.  Данный выпуск Сьерра-Леоне интересен сюжетным разнообразием: морские мифы, легенды, сказки, стихи, научная фантастика - от древнейших времён и до наших дней. При работе над статьёй выяснилось много любопытного и неожиданного. Коллеги дополнили сюжеты блоков Сьерра-Леоне многими интересными сопутствующими материалами, дающими дополнительное представление о загадочном для человека мире океанских глубин.




Боги  и  море


Посейдон, в древнегреческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря  и подводного царства. В римской мифологии ему соответствует Нептун.

Посейдон родился от брака богини земли Реи и титана Кроноса и сразу после рождения был вместе со своими братьями и сестрами проглочен отцом, который боялся, что они отнимут у него власть над миром. Всех их освободил впоследствии его брат Зевс. После свержения Кроноса господство над миром было поделено между его сыновьями. По жребию три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. Вскоре Зевс становится верховным божеством, отцом богов и людей, главой олимпийской семьи богов. Однако не всем это прошлось по нраву и Зевсу приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками: против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада.

После получения власти над морем  Посейдон стал обитать в подводном дворце, среди сонма послушных ему богов. В «Илиаде» (песнь тринадцатая «Битва при кораблях») Гомера, есть упоминание об этом дворце:

«Трижды ступил Посейдон и в четвертый достигнул предела,
        Эги; там Посейдона в заливе глубоком обитель,
        Дом золотой, лучезарно сияющий, вечно нетленный».
Этот дворец можно видеть на блоке  Сьерра-Леоне, 1996 год (Michel block № 345). На полях блока надпись «Посейдон.  Согласно Гомеру, у Посейдона, древнегреческого бога моря, был дворец в Эгейском море, построенный «из сияющего золота». Всегда опасаясь предательского моря, греки молились Посейдону, чтобы тот «был доброжелательным в сердце и помогал тем, кто плавает на судах».




Многочисленную свиту Посейдона и его супруги Амфитриты составляли нереиды, тритоны и другие морские божества. Они следовали за ними, когда они объезжали свое царство. Сопровождала Посейдона и своеобразная охрана.  На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 351) мы можем видеть фантастических существ греческой мифологии - кентаврав (полулюди-полукони) и гиппокампусав (морские кони с рыбьим хвостом). Гиппокампусы часто изображались запряжёнными в колесницу Посейдона.

На полях блока надпись «Солдаты Посейдона. Солдаты Посейдона, бога морей, включают кентавров, гиппокампусов и других мистических животных моря».






Следует отметить ошибку: кентавры не морские существа. Морские существа - ихтиокентавры, они отличаются от сухопутных кентавров наличием рыбьего хвоста.

У Посейдона, помимо свиты, было много других подчиненных, которые управляли различными морями, озерами, реками, источниками и так далее, которые были вверены их попечению. В соответствии со своими занятиями, эти божества были либо седыми речными богами, либо стройными юношами, прекрасными девушками или младенцами. Они редко покидали холодные воды своих жилищ и стремились завоевать расположение Посейдона тем рвением, которое проявляли при выполнении своих обязанностей.

Носится Посейдон по морю на колеснице, запряженной удивительными конями, и сами собой расступаются перед ним волны. Весело играют дельфины вокруг своего повелителя. При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец, как взбесившееся море успокаивалось. Когда же взмахнет он трезубцем, горами вздымаются к потемневшему небу покрытые белой пеной волны, бушует на море свирепая буря.






Древние греки очень почитали Посейдона и, чтобы достичь его расположения, приносили подводному владыке множество жертв, бросая их в море. Это было очень важно для жителей Греции, так как их благосостояние зависело от того, пройдут ли торговые корабли по морю. Поэтому, прежде чем выйти в море, путешественники бросали в воду жертву Посейдону, что бы избежать его гнева.






Посейдону (все же в России знаем лучше его под именем Нептун), величественному мужчине средних лет, с длинными, развевающимися волосами и бородой, с венком из морских водорослей на голове и трезубцем в руке, широко поклонялись по всей Греции и Италии. Ему было посвящено бесчисленное множество храмов, алтарей и памятников во многих странах.










Тритон.И тогда особенно весело становится сыну Посейдона - Тритону, получеловеку-полурыбе. Любит Тритон резвиться в море и трубить в сделанную из чудесной морской раковины трубу.  На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 349) можно видеть сына Посейдона. На полях блока надпись  «Тритон.  Тритон, сын морского бога Посейдона, были хорошо приспособлен для ныряния. От пояса он был человеком, а внизу он был как рыба - настоящий водяной. Тритон носил раковину-трубу, в которую сладко дул, чтобы успокоить бурные моря, и громко, чтобы вызвать шторм».

Шалит бог, но не до шуток тогда морякам: звуки волшебной трубы усиливают бушующую на море бурю, и тонут корабли и  гибнут люди.






Священный Дельфин. В Древней Греции дельфин, наряду с конем, был священным животным великого олимпийского бога Посейдона. Он же, дельфин, священный символ Афродиты Понтии, то есть Афродиты морской. Может быть, поэтому убийство дельфина в Греции приравнивалось к убийству человека. На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 335) мы можем видеть священного дельфина Посейдона. На полях блока надпись   «Священный Дельфин.    Дельфин был посвящён Посейдону, богу моря, который использовал дельфина как свой символ. В раннем христианском искусстве дельфин, часто изображаемый с мальчиком верхом на его спине, символизировал усердие, любовь и стремительность».




Раз уж мы говорим о морских мифах древних, то не можем не отметить еще одну богиню - Афродиту.

Афродита, греческая богиня любви и красоты появилась из Пены морской. Эта пена образовалась при свержении верховного божества древнегреческой мифологии Урана в котором участвовали родственники божества: его жена Гея и сын Кронос, которого позднее постигла почти та же участь от руки его сына Зевса. Как видим, борьба за власть во все времена ведется самым жестоким кровавым способом.

Гея вручила сыну кривой стальной серп, которым он и оскопил отца.  Плодоносная сила Урана была настолько велика, что из его крови, попавшей на землю, появились гиганты (именно с ними позднее сражался Геракл), эринии (богини мести),  а из пены и крови вышла Афродита.  Ее называли еще Киприда, так как появилась она из моря вблизи острова Кипр, на этом острове в городе Пафос сооружен храм в ее честь.

На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 328) изображен момент появления Афродиты. На полях блока надпись  «Афродита.   Согласно легенде, Афродита, богиня любви, родилась из океанской пены близ Кипра. Одна из двенадцати олимпийских богов, это знаменитое божество была также известна как царица смех и покровительница куртизанок».






Следует отметить, что упоминание «океанская пена» нужно отнести на совесть составителей текста, ведь Кипр находится очень далеко от океана. Корректнее было бы написать «… из морской пены».

С тех пор как люди вообразили, что, кроме живущих по соседству - в очаге, деревьях, реках и могилах предков - духов, над ними властвуют могущественные боги, они стали подыскивать для богов достойное обиталище. Греки отдали своим богам Олимп, где боги стали жить  беззаботно и весело. Врата Олимпа охраняли девственные богини времени оры. Ни зверь, ни человек не могли туда забрести. Собираясь вместе, боги и богини пировали и развлекались. Чтобы усладить слух и зрение небожителей белоногие хариты (грации), богини вечной радости, взявшись за руки, вели хороводы. Иногда за инструменты брался сам Аполлон, и ему согласно подпевали все девять муз (богини поэзии, искусств и наук). Если надоедали музыка, песни и танцы, можно было с высоты Олимпа взглянуть и на землю. А там, на земле имелись свои искусные исполнители.


Спасение Ариона. В те далекие времена жил знаменитый музыкант по имени Арион. Популярность  Ариона была так велика, что его постоянно приглашали самые богатые и известные люди Греции. Думаю, что он часто выступал и перед богами. Ведь помимо Олимпа каждый из небожителей имел, согласно мифам, свой удел, свою малую родину, вполне конкретную местность, остров, гору. Постепенно Арион и сам стал обладателем огромного состояния.

Однажды после участия в престижном международном музыкальном состязании Арион решил вернуться домой в родной город Коринф морем. Однако по пути домой  команда судна узнав о приличном призе, полученном за победу, решили его ограбить. Ему велели приготовиться к смерти, но, когда моряки собирались уже выбросить Ариона за борт, он попросил у них позволения сыграть в последний раз на лире. Команда согласились исполнить последнюю волю музыканта. Чистые звуки его лиры полились над морем, и к кораблю приплыли дельфины, которые принялись играть в волнах. Моряки поразились, какую власть имеет его музыка, и, опасаясь, что их сердца растают, быстро схватили Ариона и бросили в море, где он упал прямо на широкую спину дельфина, который живым и невредимым донес его до ближайшего берега. Чтобы сохранить память об этом чуде, боги превратили лиру Ариона и дельфина, спасшего ему жизнь, в созвездия.

На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 336) изображен момент спасения Ариона. На полях блока надпись  «Спасение Ариона.  Арион, древний властитель лиры, выиграв музыкальное соревнование в Сицилии, плыл домой в Коринф, когда моряки решили убить его и украсть его награду. Но, во сне предупреждённый Аполлоном, Арион прыгнул в море, где дельфины подхватили его и благополучно отнесли к земле».



«Духовник» моря. Если же в древних мифах есть морские боги, то в середине XV века появился миф о морском епископе. Действительно, на протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества. Церковная же иерархия была полным отражением иерархии светской. Поэтому было бы странным существование морских богов без их служителей культа. Этот пробел был заполнен в 1433 году.  Именно тогда на Балтике поймали непонятное существо с епископской шапкой на голове и даже, как утверждает легенда, с жезлом. Не понимая, как относиться к подобному чуду, они посадили добычу в бочку и отвезли в столицу. К бочке сбежался весь цвет Тевтонского Ордена.




«Морской епископ». Илл. из книги Г.Ронде

Магистр и несколько епископов земного происхождения попробовали заговорить с водяным, но тот не понимал их и только грустно смотрел прозрачными глазами. Его пытались кормить, угощая то рыбой, то мясом. Он ничего не принимал. Несколько дней орденское начальство старалось объясниться с водяным но, видя, что из этого ничего не выходит, а бедняга только чахнет на глазах, решило отпустить его в родную стихию.

Существо отвезли туда же, где выловили. Он очень обрадовался, почуяв воду, и, едва оказался в море, истово перекрестился, почтительно поклонился самбийскому епископу (Самбия -историческая область Восточной Пруссии, ныне - в составе Калининградской области), который сопровождал его и навсегда пропал в волнах.

На блоке Сьерра-Леоне (Michel block № 338) изображена иллюстрация, посвященная фантастическому «морскому епископу», описанному в книге 1554 года «Libri de piscibus marinis in quibus verae piscium effigies expressae sunt» француза Гийома Ронде. На полях блока надпись  «Духовник» моря.    Ранние убеждения в том, у каждого существа на земле был двойник в море, привели к предположению о «морском епископе», изображение которого было издано в 1554 французом Гийомом Фонде (1507-66). Изображенное существо было подобно рыбе, с окраской шкуры, похожей на черты лица и на церковные одеяния».

Вообще информации о морском епископе очень мало. Видимо по этой причине в тексте на поле блока ошибка - Гийом Ронде (Guillaume Rondelet) назван Гийомом Фонде. На рисунке блока изображён фантастический «морской монах» из книги Гийома Ронде.  А в тексте блока описывается совсем другое фантастическое существо - «морской епископ» из той же книги.


.

http://mirmarok.ru/prim/view_article/817/

легенды, море, филателия, коллекционирование

Previous post Next post
Up