Учёные до сих пор ломают голову над загадками Древнего Египта. И если уж историков и археологов они ставят в тупик, то что говорить об обывателях и простых туристах!
Пирамиды Гизы. © / Ricardo Liberato /
Commons.wikimedia.org Вразумительных объяснений тому, как строились гигантские пирамиды, возводились величественные храмы и статуи, всё ещё нет. По всему выходит, что люди, жившие в долине Нила 4-6 тыс. лет назад, обладали фантастическими инженерными и строительными технологиями. За короткий срок они смогли совершить небывалый рывок, возведя знаменитые пирамиды (пирамида Хеопса удерживала титул самого высокого сооружения мира свыше 3 тыс. лет!) и показав невиданное мастерство в обработке твёрдых материалов. А затем все эти технологии, все уникальные навыки древних египтян стремительно и необъяснимо исчезли.
Перечислим лишь некоторые из загадок Древнего Египта.
Обработка саркофагов
Большинство памятников археологии Древнего Египта так или иначе связаны с погребальным культом. Лучше всего сохранились те из них, что создавались с использованием прочных и долговечных материалов (чем дольше «прослужит» умершему египтянину его заупокойный инвентарь, тем лучше будет ему на том свете).
Наиболее распространённый такой материал - камень. К примеру, некоторые египетские саркофаги изготавливались даже из гранита. Да и не только саркофаги, но и различные элементы строений. Многие отшлифованы с невероятным мастерством. А как можно обработать гранит, выдолбив из него погребальный короб и не имея при этом современного машинного оборудования и технологий, - совершенно непонятно.
Гранитный саркофаг в пирамиде Хафры. Фото: wikipedia.org
Гранитный саркофаг в пирамиде Хафры. Фото:
wikipedia.orgКолоссы Мемнона
На западном берегу Нила, напротив Луксора, расположены две сидящие статуи. Они были созданы во время правления Аменхотепа III. Считается, что статуи изображают самого фараона, сидящего на входе в свой поминальный храм. Это очередная дань культу мёртвых - сохранить покой усопшего фараона, воплощённого божества, покинувшего земные пределы и обретшего вечную жизнь по ту сторону бытия, в прежнем блеске и величии.
Статуи Аменхотепа III. Фото: Commons.wikimedia.org/ Olaf Tausch
Статуи Аменхотепа III. Фото:
Commons.wikimedia.org/ Olaf Tausch
Сегодня у этих гигантских фигур почти не осталось лиц, но размеры их по-прежнему поражают. А технология изготовления неясна. Колоссы Мемнона сделаны из сверхпрочного кварцита, в высоту они достигают 18 метров, вес каждой статуи - 750 тонн. Статуи покоятся на кварцитовом пьедестале весом в 500 тонн! Можно лишь выдвигать гипотезы, как доставлялись к месту строительства огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, который добывали в каменоломнях близ современного Каира. Ведь тем, кто перемещал эти блоки, нужно было преодолеть расстояние в 670 км! А приспособления для транспортировки должны были выдержать вес 500 тонн.
Статуя Рамсеса II
На западном берегу Нила, напротив древнего города Фивы, находится поминальный храм фараона Рамсеса II (жил в ХIII в. до нашей эры) - Рамессеум. Он лежит в руинах, но и по развалинам видно, каким грандиозным было это сооружение.
Рамессеум. Вид с высоты птичьего полёта. Фото: Commons.wikimedia.org/ Steve F-E-Cameron
Рамессеум. Вид с высоты птичьего полёта. Фото:
Commons.wikimedia.org/ Steve F-E-Cameron
Статуи и храмовые постройки Рамессеума созданы в основном из мягкого известняка, что не представляет особой технологической сложности. Но там есть кое-что действительно интересное. Во дворе поминального храма лежат обломки (верхняя часть) статуи Рамсеса II. По расчётам учёных, скульптура достигала высоты 18 метров и весила 1000 тонн. Вес пьедестала, на котором она когда-то стояла, составлял 750 тонн. Но главное - статуя сделана из цельного куска розового гранита. Гигантские размеры и высочайшее мастерство исполнения никак не вяжутся с технологическими возможностями людей того времени.
Рамессеум. Обломки статуи Рамсеса II. Фото: Commons.wikimedia.org
Рамессеум. Обломки статуи Рамсеса II. Фото:
Commons.wikimedia.orgХрустальные глаза
Статуи Древнего Египта хранят ещё одну тайну. Некоторые из изваяний, сделанных, к примеру, из известняка или даже дерева, имеют в качестве глаз вставки из хрусталя. Их, правда, найдено совсем немного, но качество этих линз настолько высокое, что поневоле задумаешься: как можно добиться его, не имея шлифовального станка?
Примечательно, что, подобно глазам живого человека, хрустальные глаза древнеегипетских статуй способны менять свой оттенок в зависимости от угла освещения. Например, глаза деревянного изваяния фараона Хора выглядят то голубыми, то серыми и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки. Профессор Джей Энох из университета Беркли в своём исследовании показал, насколько близки эти стеклянные муляжи к форме и оптическим свойствам реального человеческого глаза.
Деревянная статуя фараона Хора. Фото: www.globallookpress.com
Деревянная статуя фараона Хора. Фото:
www.globallookpress.com Наибольшего мастерства в обработке линз египтяне достигли к 2500 г. до н. э. После этого технология на 700 лет исчезла. Затем возродилась, но спустя какое-то время была утрачена навсегда. В дальнейшем египтяне просто рисовали глаза статуй краской.
Блоки для пирамид
Пирамиды - визитная карточка Египта. Глядя на них, любой из нас в первую очередь думает: как это можно было построить более 4 тыс. лет назад?!
У историков есть множество гипотез, большая их часть исходит из того, что известняковые блоки вырубались в карьерах с помощью зубил или медных кирок. Правда, к настоящему моменту достоверных находок таких инструментов не было.
Но в таком случае ещё труднее ответить на вопрос: а как заготавливали и доставляли к месту строительства блоки из более тяжёлых и твёрдых пород - гранита, базальта, кварцита?
Установлено, что большинство гранитных блоков сделаны в каменоломнях близ современного города Асуана. Их извлекали из скального массива. И это был поистине титанический труд. Сначала вокруг будущего блока продалбливали паз с очень ровной стенкой. Верх заготовки выравнивали каким-то инструментом, который оставлял на граните ровные выемки. Но как древние строители извлекали заготовленный блок из массива, невозможно представить. Какие-либо инструменты, которые помогли бы это понять, в распоряжении учёных, как уже было сказано, отсутствуют.
Гранитные блоки в каменоломнях близ Асуана. Фото: Flickr.com/upyernoz
Гранитные блоки в каменоломнях близ Асуана. Фото: Flickr.com/upyernoz
Шлифовка и резьба
Пирамида Джедкара до наших дней не сохранилась. Но рядом с ней есть фрагменты пола, сделанного из блоков известняка. Блоки тщательно притёрты друг к другу, а плоскость пола хорошо выровнена после укладки и отшлифована. Как можно было добиться этого, не имея станков по обработке камня?
При посещении многих монументальных сооружений Древнего Египта приходится удивляться качеству обработки строительного материала. Так, у пирамиды Менкаура стены выровнены неизвестным инструментом. В Абусире есть храмовый комплекс, где лежат огромные гранитные блоки, имеющие выступы-шипы. Качество шлифовки граней и самих шипов поражает. Они совершенно ровные!
У храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри изумительное качество обработки деталей фасада. А кроме того, имеются просверленные отверстия. Ещё более загадочные отверстия можно увидеть в храме Сахура, расположенном в уже упомянутом Абусире. Дело в том, что в них прорезана резьба - круговые риски идут с одинаковым шагом. Такое отверстие можно проделать, например, трубчатым сверлом с применением особого порошка и подачей воды. А вращать инструмент придётся при помощи ременного привода от маховика.
Отверстия в храме Сахура в Абусире. Фото: Кадр youtube.com/ Научно-исследовательский центр ЛАИ
Отверстия в храме Сахура в Абусире. Фото:
Кадр youtube.com/ Научно-исследовательский центр ЛАИ
Но разве не удивительно, что кто-то умел это делать 4,5 тыс. лет назад, когда жил фараон Сахура, оставивший после себя этот мемориальный комплекс?
https://vitkvv2017.livejournal.com/5311259.html