Его пили, им платили солдатское жалование, включали в армейский рацион за питательные свойства и называли секретным оружием Гитлера - за отвратительный вкус. Сложно поверить, но всё это о шоколаде!
Всё остальное - просто еда. А шоколад - это шоколад
Шоколад в Европу привезли испанцы в 16 веке. Однако до середины 18 столетия он оставался малоизвестной экзотикой. В то время его пили, а не ели. Привычные нам плитки появились только в середине 19 века, а распространение получили в его конце.
Говорят, в качестве рациона военных шоколад впервые стали использовать ацтеки. Возможность получать его в походе и свободно покупать в мирное время была сословной привилегией воинов. Походная порция выдавалась в виде гранул или шариков, в то время как «гражданский» шоколад был, конечно же, напитком.
Испанские конкистадоры, притерпевшиеся к непривычному горькому вкусу, отмечали: солдаты, которые пили шоколад, могли не есть целый день.
В середине 18 века продукт распробовали и британцы. Они включили его в солдатский рацион во время войн с французами и индейцами на североамериканском континенте. Затем наступила очередь американской войны за независимость, и за поставками шоколада в армию следил Бенджамин Франклин. Но кампания затянулась, а британцы перехватили импортируемое сырье и заняли центры производства этого питательного продукта.
Крупные партии продукта закупали благотворительные организации.
(Фото: David Williams)
(Фото:
David Williams)
С поставками стало туго, но вместе с тем не хватало ещё и денег. И тут американское командование придумало отличный ход: шоколадом стали выплачивать жалование солдатам.
Шоколад может вылечить даже разбитое сердце
В целом же американцы остались довольны военным применением шоколада и продолжили его использовать и как элемент рациона, и как средство поддержания боевого духа во всех последующих конфликтах.
Во время американской гражданской войны солдат Союза Генри Пиптитт из 104-го Огайского добровольной пехотного полка писал, что был весьма удивлён, обследовав захваченный провиант южан. В него входили персики, копчёное мясо, колбаски и шоколад. Особенно северянина поразило то, что коварный противник растапливал шоколад в горячем молоке, что существенно улучшало его вкус.
После начала Первой мировой Национальная ассоциация кондитеров США решила, что война шоколаду отнюдь не помеха, а совсем наоборот.
Образ ветерана, жующего в окопах плитку шоколада, поднял продажи.
Крупные партии продукта закупали благотворительные организации.
Всё было прекрасно, но, как известно, нет ничего слаще госзаказа.
Не сахар
В 1937 году этот день настал. Полковник Пол Логан из Квартирмейстерской службы заказал фирме «Хёрши» (Hershey) в Пенсильвании 40 миллионов шоколадных батончиков для нужд армии.
Когда «Хёрши» сделали шоколад для армии США
Когда «Хёрши» сделали шоколад для армии США
Логан, чьей фамилией вскоре окрестили сами батончики, поставил перед технологами компании две задачи. Первая - продукт должен быть питательным и максимально способствовать выживанию в экстренной ситуации. Второе - на вкус он должен быть немногим лучше варёного картофеля. Всё это исключительно ради блага солдат. Чтобы они не съедали батончики раньше времени, не дождавшись этой самой экстренной ситуации.
Весила шоколадка четыре унции (112 грамм), содержала 600 килокалорий, не таяла при температуре до 49 градусов по Цельсию.
Работники фабрики «Хёрши», работавшие в три смены, вспоминали: для изготовления этих батончиков применялись нестандартные формы - узкие и глубокие. Батончики плохо остывали, и были сложности при их упаковке.
Сахара в них было крайне мало. Получившийся продукт состоял в основном из масла какао, молочного порошка и овсяной муки. Его было трудно жевать, да и на пищеварении он сказывался отрицательно.
Солдаты «батончики Логана» невзлюбили и вскоре стали называть их «секретным оружием Гитлера».
В 1943 году командование снова обратилось к «Хёрши». На этот раз - чтобы хоть как-то попытаться улучшить вкус шоколада. Тогда компания предложила продукт, ставший известным как «тропический батончик» (предназначался он, прежде всего, для тихоокеанского тетра военных действий). Вот он как раз больше походил на настоящую конфету, чем на военный рацион.
Таких батончиков было заказано и съедено 38 миллионов штук. Годовая прибыль компании составила свыше 55 миллионов долларов.
Красный против жёлтого
В Европе в то же время работал ещё один известный американский производитель сладостей - Форрест Марс старший, который приехал в 1932 году в Англию и стал выпускать батончики «Марс».
Говорят, во время Гражданской войны в Испании Марс заметил, что солдаты едят какие-то маленькие шоколадные шарики, покрытые сахарной оболочкой. Твёрдое сахарное покрытие не давало шоколаду таять.
Марс вернулся в США в 1941 году и развернул производство продукта, известного как M&M’s. Первоначально покрытые разноцветной оболочкой конфеты продавались в картонных трубках.
После того, как США вступили во Вторую мировую, конфеты включили в рацион солдат. M&M’s стали работать исключительно на военные нужды.
Когда дело доходит до шоколада, сопротивляться бесполезно
В советской армии во время Великой Отечественной шоколад входил лишь в паёк лётчиков и подводников.
Специально для фронта в 1942 году создали шоколад «Гвардейский». Был, кстати, и шоколад «Кола», на обёртке которого специально прописывали режим приёма, как у лекарства, - для особо непонятливых также указывалось, что давать его детям нельзя.
Про легендарный «бодрящий» продукт немецкой пищевой промышленности с метамфетамином мы уже рассказывали. Помимо него у фрицев был ещё шоколад «Шо-Ка-Кола», обогащённый кофеином и порошком орехов кола. А изобрели его как спортивный шоколад в аккурат к летним Олимпийским играм 1936 года. Потому что в стимуляции нуждаются не только солдаты.
Сегодня шоколад входит в пайки практических всех армий. И это прекрасно. Ведь давно известно, что от сладкого люди добреют, а шоколад улучшает настроение. Согласно же последним исследованиям, он ещё и усиливает ощущение спокойствия. Так что каждому солдату - по шоколадке!
Источник http://kykyryzo.ru/шоколад-на-войне-боевой-путь-пищи-бого/ https://vitas1917.livejournal.com/737795.html