Когда-то это была одна из самых влиятельных династий во всём мире. А сейчас никто о них и не вспомнит. Лишь исторические труды рассказывают нам о далёком времени, аристократии и власти семейства Асторов. Это ещё один пример что деньги вечны, а люди, владеющие ими совсем не вечны.
Отели, в название которых входит слово «Астория» (за рубежом принято сочетание «Уолдорф-Астория»), можно встретить по всему миру: от Нью-Йорка до Шанхая, а также в таких городах, как Уфа, Николаев, Днепропетровск и др. на необъятных просторах бывшего Советского Союза.
Имя гостиничной сети дала знаменитая в XIX веке американская династия Астор. Сейчас ее слава потускнела. Знаменитых (и очень богатых) современников среди Асторов уже нет. Однако ранее представители семьи вписали не одну яркую страницу в американскую историю позапрошлого и первой половины прошлого столетия.
Астория.
Гостиница, ресторан, агентство недвижимости, магазин или парикмахерская с таким названием есть почти в каждом городе и городке на необъятных просторах бывшего СССР. Наивно думать, что кто-то из семьи Асторов имеет пусть самое косвенное отношение к объекту, использующую их фамилию, где-нибудь в Мелитополе, Уральске или Уфе. Конечно, нет. Слово «Астория» давно стало брендом, подчеркивающим стиль, достаток, принадлежность к определенному кругу. Или желаемое выдается за действительное. Иногда это выглядит комично: «Я пошел в Асторию. За хлебом». Ну что поделаешь. Как говорил Наполеон, отступая из Москвы: «От возвышенного до смешного только один шаг».
Гостиница «Астория», Санкт-ПетербургСамое известное заведение «Астория» в России находится в Питере. Пятизвездочный отель на Исаакиевской площади. Год открытия 1912. Архитектор Ф.И. Лидваль. Но даже у этой гостинице от Асторов - только имя. С 1916-го по этому адресу находилась Петроградская военная гостиница, с 1918 - Первый дом Петросовета, с 1924 - Первый дом Ленсовета. Но известно всем питерцам и тогда, и сейчас, шестиэтажное здание было под другим названием.
Леди Нэнси Астор
Свой главный отель, давший имя целой сети, Асторы возвели в Нью-Йорке 1890-х. Вначале (1893) Уильям Уолдорф возвел одиннадцатиэтажное здание на месте дома отца, потом его двоюродный брат Джон Джекоб (IV) выстроил в 1897 г. шестнадцатиэтажный корпус на месте особняка своей матери. Отношения у кузенов были напряженные, тем не менее, оба строения соединили галереей и дали комплексу имя «Уолдорф-Астория». В те годы он был самый большой в Нью-Йорке. Так, на Пятой авеню, между 33 и 34 стрит началась история легенды гостиничного бизнеса ХХ века.
Символично, что «Уолдорф-Астория» приняла спасенных пассажиров «Титаника» в апреле 1912 г. Но не всех. Только первый класс.
В 1929-ом отель сносят для того чтобы очистить место под строительство «Эмпайр Стейт Билдинг». Через два года, 49 этажей нового «Уолдорф-Астория» отстроили между 49 и 50 стрит. Благодаря «Уолдорф-Астории», цивилизованный мир познакомился с такими привычными сейчас услугами, как регулярная уборка в комнатах, электричество в каждом номере. Женщины смогли проходить через главный вход без сопровождения мужчин. Ресторанные меню пополнились Вальдорфским яблочным салатом.
С 2014 года отелем владеет китайский страховщик Anbang Insurance Group. Согласно договору продажи, оперативное управление комплексом еще 100 лет будет осуществлять бывший собственник Hilton Worldwide. А сколько лет над входом будет висеть вывеска «Уолдорф-Астория»?
А теперь познакомимся с, самыми знаменитыми Асторами.
Джон Джекоб Астор IV
Джон Джекоб Астор I (1763-1848)
Основатель династии Асторов. Родился и вырос совсем не в США, а в маленьком немецком городке Вальдорф (нем. Walldorf) в 15 км от Гейдельберга. По-английски произносится, как Уолдорф. Отцом мальчика с именем Иоганн (это потом, в Штатах он станет Джоном) был мясник Якоб (Джекоб или Джейкоб). А фамилия вначале произносилась, как Ашдор. В 17 лет Иоганн (Джон) покидает отчий дом и начинает (сам того не зная) осуществлять Великую американскую мечту. «От чистильщика ботинок - в миллионеры». Обувь Джон, правда, не начищал, но стартовал с того же социального уровня. Вначале, он работает у старшего брата в Лондоне, в магазине по продаже музыкальных инструментов. Но быстро смекнув, в какой именно части земного шара ему откроются безграничные возможности, юный Иоганн через три года покупает билет в третий класс на корабль, следующий в Америку. С собой у «покорителя» Нового Света 25 долларов и подарок брата - семь флейт. В пути Астор знакомится с торговцем пушниной. Удачнейшее знакомство, определившее его будущее.
Начав с простейших операций по купле-продаже мехов с местными индейцами, Джон приходит в 1808 году к учреждению крупнейшего, на то время, торгового предприятия США - Американской меховой компании (сокращенно АМК). Спустя 22 года, к 1830-му, АМК обладала монополией на добычу и торговлю пушниной в ключевых районах Соединенных Штатах.
В 1811 г. Дж.Д. Астор основывает на западном побережье, в устье реки Колумбия, штат Орегон, город Асторию. Форпост меховой империи Астора и форпост всех Соединенных Штатов в регионе. Бизнес Джона Джекоба приобретает национальный масштаб.
АМК просуществовала до 1850-х годов. Состояние Дж.Д. Астора I к моменту ухода в лучший мир (на 1848 г.) оценивалось в фантастические для середины XIX века 20-25 млн долларов. Это было равно, примерно одному проценту тогдашнего ВВП США. В пересчете на современный доллар, эксперты оценивают капитал Астора в $100-110 млрд. Столько до Астора в Штатах не заработал и не накопил никто. По версии Forbes, Дж.Д. Астор I замыкает тройку американских богачей всех времен. Выше только Дж.Д. Рокфеллер и К. Вандербильт.
Джон Джекоб Астор IV (1864-1912)
Правнук Дж.Д. Астора I. Известен своей нестандартной судьбой и особенно - кончиной. Джон Джекоб Астор IV (ДДА IV) показал себя не только, как успешный предприниматель, возглавивший в 1891 семейный бизнес. ДДА IV - выпускник Гарварда, путешественник, изобретатель с десятками свидетельств (включая патент на летающую машину), писатель-фантаст, участник американо-испанской войны 1898 г. Он построил В Нью-Йорке, в 1897 году первую и самую известную в мире «Асторию».
Джон Джекоб Астор I
Но легендарным имя Джона Джекоба IV сделал его роковой выбор 10 апреля 1912 г. Французский порт Шербур. Местное время - 20 часов. Джон ставит ногу на трап судна, с надписью Titanic на борту. Вторая супруга Астора четвертого Мадлен в положении. Она хочет прервать длительное свадебное путешествие и рожать только в Америке. И вот, Джон Джекоб с женой и прислугой поднимаются на палубу самого быстроходного и «самого безопасного» трансатлантического лайнера в мире.
14 апреля. В 23.40 Titanic налетает на айсберг в 600 км от острова Ньюфаундленд. Через неполных три часа, в 2.20 «самый надежный» корабль полностью погружается под ледяную черную воду северной Атлантики, унося с собой 1495 человек, включая Джона Джекоба IV.
По свидетельству очевидцев, правнук первого американского мультимиллионера вел себя очень достойно. Усадив в шлюпку жену с горничной и медсестрой, он спросил у офицера разрешение присоединиться к ним. Второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер отказал. Астор не настаивал. Лайтоллер спасся, Астор погиб.
Леди Нэнси Астор (1879-1964)
Замыкает тройку популярных Асторов леди Нэнси Астор. Она не была ни внучкой ни правнучкой «старых» Асторов. Она пришла в семью, как невестка. Но прославила ее больше, чем многие «коренные» представители.
Нэнси сочетается браком с одним из Асторов, носящих распространенное в династии имя Уильям Уолдорф. Так получилось, что его отец получил титул виконта при английском королевском дворе. Конечно, Уильям Уолдорф наследует дворянское звание и его супруга Нэнси, дочь американского миллионера, урожденная Лэнгхорн, автоматически становится леди Нэнси Астор. Это был ее второй брак. Титулованная чета поселяется в поместье в Клайвдене и разворачивает роскошную светскую жизнь. На приемах у Асторах можно было встретить Н. Чемберлена, У. Черчилля, Ч. Чаплина, Б. Шоу, Джозефа Кеннеди-старшего (в 1938-40 гг. посла США в Объединенном королевстве), Фр. Д. Рузвельта. И даже - Иоахима фон Риббентропа. По мнению историков, в Клайвдене, руками «клайвденской клики» вершилась внешняя предвоенная политика Великобритании.
Нэнси Астор - первая женщина, депутат палаты общин Британского парламента. В нем она проработает 25 лет, начиная с 1919 г. Она - филантроп, активный борец за трезвый образ жизни (первый супруг любил приложиться к бутылке), жесткий противник тоталитаризма в лице Сталина и Гитлера. Хотя последнему и симпатизировала до 1939 г., как защитнику Европы от большевизма. Что касается «Вождя народов», то она, пожалуй, единственный западный (и не только) политик, который смог сказать ему в лицо на встрече в Кремле: «Когда вы прекратите убивать своих подданных?». И остаться в живых. Кстати, во время визита в Союз, Н. Астор с делегацией проживала в номерах Ленинградской «Астории».
The original Waldorf-Astoria
Не меньше, чем общественной деятельностью, леди Нэнси прославилась своими афоризмами. Центральное место в них занимает пикировка с Уинстоном Черчиллем. Вот два коротких диалога. Леди Астор: «Если бы я была вашей женой, Уинстон, то подсыпала бы вам яд в кофе». У. Черчилль: «А если бы я был вашим мужем, то выпил бы его». У. Черчилль: «Мы «члены парламента» надеялись скоро от вас избавиться. Когда вы вошли в Палату общин, это было, как будто женщина зашла ко мне в ванную». Леди Астор: «Вы не настолько хороши собой, чтобы вам это грозило!» Что привлекло Нэнси в потомке Асторов в начале ХХ века? То, чего у Асторов начала XXI века уже нет… «Единственное, что мне нравится в богатых людях - это их деньги».
Последним из мужчин в американской ветви Асторов стал Винсент, внук Каролины. Его отец Джон Джейкоб Астор IV. Но не многие знают, что он был еще и писателем-фантастом. Его фантастический роман «Путешествие в иные миры», опубликованный в 1894 году, рассказывает о Земле 2000 года. Перед читателем предстает фантастический и прекрасный мир: моря бороздят механические «водомерки» на воздушной подушке, в небе парят «махолеты» на «гидравлической тяге», а персонажи разъезжают в электрическом фаэтоне… Видимо, дар предвиденья у Асторов передавался по наследству и касался не только бизнеса, но и творчества.
Наследником 69 миллионов стал студент колледжа Винсент Астор. Несколько лет он жил в мраморном особняке на 5-авеню и, продолжая традицию Асторов, давал ежегодные балы. Но в 1925 году, эта жизнь ему наскучила и он продал фамильный особняк за 3,5 миллиона и поселился в обычном доме. Умер Винсент в 1959 году, не оставив наследников. Незадолго до кончины почти все свое состояние он передал благотворительному фонду, нарушив железное правило династии «не выносить деньги из семьи».
Но на этом история Асторов не закончилась. В Англии у Винсента осталась сестра Ava Alice Muriel Astor, которая появилась на свет уже после гибели Джона Джейкоба Астора IV. Став взрослой она встретила в Лондоне молодого эмигранта из России, князя Сергея Оболенског и вышла за него замуж. У них родился сын, князь Иван Оболенский, который в последствии перебрался в Нью-Йорк и прожил здесь всю свою жизнь. У него большая семья, он занимается финансовой и издательской деятельностью, принимает участи во многих благотворительных организациях, Возглавляет Солдатский клуб США (Soldiers’, Sailors’, Marines’, Coast Guard and Airmen’s Club) в Нью-Йорке, состоит в Русскои дворянском собрании в Америке. Принадлежит к русско-американской знати, но не говорит на русском языке.