Обладатель суперпамяти Алексей Бессонов - о том, как тренировать память, увеличить IQ, выучить иностранный язык и максимально эффективно использовать возможности мозга.
Харьковчанин, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель суперпамяти.
Чемпион Украины по запоминанию больших объемов информации.
Разработчик системы запоминания и структурирования информации.
Тренер курса "Суперпамять" и направленного курса "Техника эффективного освоения иностранных языков".
Имеет 1-й разряд по шахматам.
Преподаватель английского языка.
Работал переводчиком в миротворческой операции в Либерии в 2005 г.
Призер международного чемпионата по сборке кубика Рубика вслепую в 2013 г., а также в дисциплине “Мультисборка вслепую” в 2012 г.
Чемпион Украины по сборке кубика Рубика 4×4 вслепую в 2013 г.
Участник шоу "Україна має талант", "Говорить Україна", "Большое новогоднее шоу" и др.
Высшее образование:
1998-2002 - Харьковский военный университет;
2002-2003 - Харьковский институт танковых войск;
2006-2010 - Харьковский педагогический институт им. Г.С. Сковороды.
- Считается, что к 40 годам память начинает тормозить, подводить, в голове ничего не держится и пора пить витамины для укрепления памяти.
- Это происходит потому, что люди память не тренируют. Ведь если мышцы не тренировать, к 40 годам они будут вялые и дряблые. С памятью - то же самое.
- Правда? И необязательно с таблеток начинать? Можно с упражнений?
- Таблетки нужно пить только тем, кому их доктор прописал, у кого есть какие-то расстройства. Если со временем память ухудшается, но никаких болезней нет, то лучше просто потренироваться.
- Как правило, в этом возрасте человек живет по выстроенному графику, в который очень трудно вписать какие-то занятия. Есть ли упражнения для развития памяти, которые можно делать на бегу?
- Да, есть. Если нет времени заниматься конкретно развитием памяти, есть специальные упражнения, которыми занимается наука - нейробика. Это упражнения, которые не занимают времени, но развивают наш мозг. В течение дня мы делаем одни и те же действия. Мозг расслабляется, и когда нужно что-то запомнить, он начинает лениться и сопротивляться. Поэтому надо в течение дня делать разные действия, которые не занимают много времени, но вытаскивают мозг из зоны комфорта. Самое простое: вы привыкли чистить зубы правой рукой - переложите щетку в левую руку. Вы будете чистить зубы те же две минуты, но делать это другой рукой. Соответственно, будут работать другие участки мозга.
- Как просто!
- Еще есть вариант пойти на работу другим маршрутом. В общем, можно делать что угодно, любые привычные действия - только другим способом. Если у вас ведущая правая рука, можно делать все левой рукой.
- В этом случае будут работать другие извилины?
- Да. Будут работать другие участки мозга, и будут образовываться новые связи. Чем больше связей - тем мозг будет активнее…
- Мне кажется, что проблемы с памятью происходят от того, что мы все делаем "на автомате".
- Совершенно верно. И мозг совершает привычные действия "на автомате". Для него это естественное состояние. А потом, когда ему нужно что-то запомнить, он начинает возмущаться, потому что не привык трудиться. И если вы каждый день будете незаметно его нагружать разными вроде бы простыми, но не комфортными вещами, мозг со временем привыкнет. И когда нужно будет что-то запомнить, для него это не составит особого труда, поскольку действие будет привычным.
- А стихотворениями тренировать память можно?
- Нужно. Это тоже хороший способ для развития и укрепления памяти.
- А Станиславский рекомендовал своим артистам для развития памяти вечером вспомнить в мельчайших деталях весь прошедший день.
- Да, есть такой способ. Его, кстати, используют спецслужбы. Это один из лучших способов, чтобы тренировать память. Память - это же не только запоминания: это еще и сохранение и воспроизведение. Так вот, когда мы вспоминаем сегодняшний день, мы тренируем третью часть - воспроизведение. Мы пытаемся вспомнить все, что было сегодня. Есть такая рекомендация, я тоже ею пользовался - нужно в течение недели по вечерам вспоминать весь день и выписывать, именно выписывать 10 пунктов, которые вам запомнились. Только эти пункты должны быть не обычные. Например, нельзя написать "пошел на работу". Нужно написать "пошел на работу и…" - например, кого-то встретил, или кому-то позвонил, или с каким-то настроением пошел на работу. Словом, выделить то, чем запомнилось то или иное действие. И так надо делать первую неделю. На вторую неделю задача усложняется. В понедельник вечером вспоминаете весь день, но не записываете. Во вторник - вспоминаете понедельник и вторник и записываете понедельник и вторник. Потом в среду вечером вспоминаете весь день, но не записываете, а в четверг записываете среду и четверг. И так делаете две недели. Начиная с четвертой недели, вы делаете то же самое, только записываете сразу три дня. Я так дошел до семи дней. Уже на второй неделе вы увидите, что память реально улучшается.
- Это же нужно время, чтобы сосредоточиться…
- На это нужно потратить пять минут - чтобы вспомнить сегодняшний день. Обычно у нас нет пяти минут не потому, что нет пяти минут, а потому, что по-другому расставлены приоритеты.
- Это вы в разведке почерпнули такие знания? А какую еще секретную информацию удалось узнать, когда вы работали военным переводчиком?
- Я военным переводчиком участвовал в миротворческой операции в Либерии. Не до того было (улыбается).
- В Либерии началась тяга к познаниям глубин человеческого мозга?
- Это началось на пятом курсе военного института. Нам с товарищем неинтересно было зубрить информацию, потому что зубрежка ни к чему не приводит. Зазубрил - и забыл. И мы заинтересовались, как можно сделать так, чтобы запоминать информацию надолго. И вот нашлись такие люди, методики. Мы тренировались и улучшали свою память.
- А ваш товарищ чем сейчас занимается? Насколько ему это помогло?
- Ему это тоже помогло, а чем он сейчас занимается, я вам сказать не могу (улыбается).
- Понятно.
- На самом деле, информации очень много, но попробуй найти лучшее! Огромное количество книг - и не все они хорошие. Я перечитал много книг, сотни. И наших авторов, и зарубежных. Изучал эффективные методики и неэффективные. Собирал по крупицам информацию. Сам тренировался и в результате создал курс по развитию памяти, в который вошли самые эффективные методики.
- Когда я смотрела телепрограммы, где вы выступали и демонстрировали достижения человеческого мозга, я была полностью уверена, что для таких чудес нужно родиться совершенно необыкновенным человеком. Но получается, что вы просто тренировались?
- Если тренироваться, то любой человек сможет добиться таких результатов.
- Но должна же быть хоть какая-то природная предрасположенность…
- От других людей меня отличают только несколько сотен часов тренировки.
- Хорошо, с памятью разобрались. А вот IQ?
- IQ - это тоже тренировки. Сейчас, например, в государственных структурах проходят тест, который называется General Skills. Это усложненный тест на IQ. Там четыре задания - на пространственное воображение, словесный тест, тест на числа и тест на логику. Если человек не знает, как их решить, он провалит экзамен, а если немного потренироваться, то можно без труда их пройти.
- А мне всегда казалось, что IQ - это врожденная способность. Мне казалось, что IQ - это наблюдательность, интуиция, опыт…
- Это все взаимосвязано. Если тренировать IQ - конечно, будет лучше память и наоборот. Если есть конкретная цель - пройти тест на IQ, то это работа одной недели…
Но на самом деле есть два коэффициента интеллекта. Первый показывает, насколько человек умный вообще, как он умеет решать нестандартные задачи. А второй показывает, насколько человек умеет решать конкретно тест на IQ. Они не очень взаимосвязаны. Например, если вы научитесь проходить тест на IQ, это не будет означать, что в жизни вы станете все намного лучше решать. Тест на IQ тренируется за одну неделю, а для того, чтобы поднять свой, назовем так, практический IQ, нужно читать книги, посещать семинары, получать жизненный опыт - хороший и плохой.
- Быть наблюдательным, любознательным…
- Совершенно верно. И тогда повышается общий IQ. Поэтому эти процессы связаны, но не так сильно, как кажется. Есть даже такое выражение: "Высокий тест на IQ показывает лишь то, насколько хорошо ты можешь решать тесты на IQ".
- Вы - призер международного чемпионата по сборке кубика Рубика с закрытыми глазами. Как это получается?
- Всего лишь нужно знать, как собирать кубик Рубика. Перед сборкой я запоминаю все цвета на каждой грани. Когда мне закрывают глаза, я уже знаю, где какие цвета, и собираю кубик.
- А если его перевернуть?
- Я беру его так, как запомнил. Если я возьму его по-другому, то, конечно же, не соберу.
- А что такое мультисборка?
- Это сборка нескольких кубиков одновременно. Каждый участник берет столько кубиков, сколько он сможет запомнить и собрать за один час. Я брал семь кубиков.
- Это же какая должна быть концентрация!!!
- Когда запоминаешь, потом вспоминаешь - мозг просто разрывается.
- Вы устаете от такого умственного напряжения? Это энергетически затратная работа?
- Я к этому уже привык, поэтому воспринимаю как обычное дело.
- Вы - чемпион Украины по сборке большого кубика Рубика 4х4. А в книгу рекордов Гиннесса с каким рекордом попали?
- Там я запоминал цвета. Их было 160, и я их запомнил по порядку за 5 минут.
- Это невероятно! Вам интересно добиваться еще больших результатов?
- Я знаю, как и что нужно делать, но не готов тратить на это большое количество времени.
- В вашем центре есть факультеты и по развитию памяти, и по увеличению IQ, и много чего другого. Что сегодня интересует людей больше всего?
- В последнее время люди больше всего интересуются иностранными языками. Потому что в школе учили иностранный язык пять лет, в институте - еще пять лет. Получается - потратили десять лет, а язык так и не выучили. И вот они приходят, и мы разбираемся почему.
- И почему? Почему мы учим иностранный язык и никак не выучим?
- Потому, что нет железной мотивации, и потому, что учат его нерегулярно. Забывание -одно из свойств памяти. По статистике, мы забываем половину из того, что учили вчера. И если человек занимается языком не регулярно, а раз или два раза в неделю, то за те два дня, которые он не занимается, он забывает все, что выучил до этого. Получается, день, не потраченный на запоминание, потрачен на забывание. Поэтому языком нельзя заниматься через день. Им нужно заниматься каждый день до тех пор, пока вы не выйдете на тот уровень, который хотите. Есть этому обоснование. Ученые выяснили, что для того, чтобы информация перешла в долговременную память (а иностранный язык должен быть в долговременной памяти), все слова, которые мы учим, мы должны повторять. Если их не повторять, они запомнятся, но ненадолго, и быстро забудутся.
- А почему к вам приходят дети?
- В школе обычно не рассказывают, как правильно учиться. В школе задают к завтрашнему дню выучить столько-то страниц. А мы рассказываем, как это сделать быстро и эффективно.
- Я, например, не могу заставлять своих детей делать домашние задания по некоторым предметам - потому, что учебник построен хаотично. Не выделена основная часть, все подается сплошным текстом, и часто вопросы после параграфа не направлены на закрепление темы… Выучить это сложно - можно только зазубрить, чего я от них никогда требовать не буду. Получается замкнутый круг.
- У каждого из нас есть мозг, но мы родились без инструкции к его применению. На занятиях мы даем инструкции, как правильно учить историю, разбираться с математикой, запоминать иностранные слова. Техника есть для любой учебной дисциплины. Ребенок понимает принципы памяти и учится более эффективно запоминать информацию.
источник: sq.com.ua