ПРИ ОБНОВЛЕНИИ ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫЙ ВАЗ ПОЛУЧИЛ СОВЕРШЕННО ДРУГУЮ ПАНЕЛЬ ПРИБОРОВ, КОТОРУЮ ИНОГДА НАЗЫВАЮТ «ЕВРОТОРПЕДО», ПУТАЯ ЭТУ ДЕТАЛЬ С ПАНЕЛЬЮ LADA BALTIC. НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ ТОРПЕДО САМАРЫ-2 ЯВЛЯЕТСЯ АБСОЛЮТНО ОРИГИНАЛЬНЫМ ИЗДЕЛИЕМ, НЕ ИМЕЮЩИМ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ПАНЕЛЯМИ ПРЕЖНИХ САМАР.
Внешне «европанель» напоминает интерьер VW Golf MKIII - в отличие от «низкой» и «высокой», для неё характерна массивная консоль приборов, которая немного развернута на водителя и плавно переходит в центральный тоннель.
Приборная панель VW Golf III явно вдохновила тольяттинских интерьерщиков
Даже сами заводчане признают, что по уровню проработки и эргономики приборной панели Самара-2 превзошла не только интерьеры «восьмерок» и «девяток», но и новейшую на тот момент ВАЗ-2110!
Кроме красивой и удобной панели, интерьер получил и функциональную комбинацию приборов VDO с внутренней подсветкой и жидкокристаллическими дисплеями. К тому же в салоне появились и новые обивки дверей, которые стилистически увязали с новым торпедо. Еще одно новшество - подъемники передних стёкол с электрическим приводом.
Заветные кнопочки ЭСП появились только на «многодверных» версиях
Центральная консоль переходит прямо в тоннель пола. Обратите внимание: на новой машине кожух рычага КП не держится в своей рамке!
Бардачок «евроторпедо» - рекордно маленьких размеров. На ранних Самарах-2 в верхней части был дополнительный отсек со своей крышкой
Комбинация приборов VDO с цифровыми дисплеями одометров. Под тахометром - указатель наружной температуры/часы
Правда, перечисленные нововведения в салоне достались лишь «многодверным» версиям, в то время как трёхдверный хэтчбек с индексом ВАЗ-2113 довольствовался лишь новой панелью, а обивка дверей с механическими «вёслами» осталась прежней - «восьмерочной». Зато очень важно, что на всех моделях появилась регулировка рулевой колонки по высоте, причем в довольно большом диапазоне. Благодаря этому за рулём обновленного переднеприводника довольно удобно могли сесть как рослые, так и невысокие водители, хотя характерная особенность «зубила» в виде сильно выдвинутого в салон рулевого колеса так никуда и не делась.
Редкий артефакт: именно с таким «улыбающимся» рулем с индексом 2114 и должны были выпускаться Самары после модернизации. В реальности же на конвейере на все машины ставили «десяточную» баранку
No airbag: внутри рулевого колеса Самары - только механизм управления сигналом
«Правильный руль» в интерьере ВАЗ-2113
Обратите внимание - сечение ступицы руля-прототипа идеально совпадает с профилем кожуха рулевой колонки!
После фейслифтинга в «пятнашке» было так же тесно, как и в обычной «девяносто девятой»
Несмотря на иммобилайзер и центральный замок, двери и зажигание Самары-2 по-прежнему подчинялись паре разных ключей
Отдельно о фарах. Поскольку головная оптика Самары-2 должна была сильно уменьшиться по высоте, требовалось иное технологическое решение по рефлектору. Конечно, было бы логично поставить линзу, как это и было сделано на «десятке». Увы, что-то пошло не так, и на Самаре ограничились лишь пластмассовым гомофокальным рефлектором ближнего и дальнего света с обычной двухнитевой лампой Н4 мощностью 60/55 Вт.
В силу скромных габаритов фары ВАЗ-2114 светят весьма неважно
В процессе работы над новой оптикой совместно с заводом «Автосвет» из города Киржач конструкторы столкнулись с проблемой перегрева рефлектора и недостаточной стабильности светотехнических характеристик при работе фары, что удалось решить со временем, перейдя на термореактопласт.
Увы, практика показала, что после перехода на новую оптику Самара стала «слепой» - даже самые дорогие и качественные лампы не могут компенсировать врождённую «близорукость» фар, которые в силу малых физических размеров оптического элемента обладают не самыми лучшими светотехническими качествами.
У каждого из подобных технических решений (рефлектор либо малые габариты) есть право на жизнь. Однако при небольших габаритах корпуса фара нуждается в линзе, а классический рефлектор для обеспечения нужных характеристик светового пучка требует определённых размеров. При работе над фарами Самары-2 на ВАЗе ограничились тем, что фара укладывалась в параметры и допуски для омологации в качестве головной оптики.
Технически Самара-2 ничем не отличалась от поздних «зубил» первого поколения: полуторалитровый восьмиклапанный двигатель ВАЗ-2111 с распределённым впрыском топлива и обычная «пятиступка».
Живучая «полторашка»: двигатель ВАЗ-2111 отличается тяговитостью, неприхотливостью и надёжностью
1,6-литровый силовой агрегат мощностью 81 л. с. легко отличить от обычной «полторашки» по пластиковому модулю впуска
При этом самые первые товарные образцы ВАЗ-2115, выпущенные в опытно-промышленном производстве в период с 1997 по 2000 годы, нередко оснащались привычным карбюраторным двигателем ВАЗ-21083.
Запуск в серийное производство фейслифтинговой версии давался заводу нелегко. Едва в ОПП начался выпуск седанов ВАЗ-2115, грянул августовский кризис 1998-го, который сдвинул запуск хэтчбека ВАЗ-2114 на 2001 год, а трёхдверный хэтчбек ВАЗ-2113 удалось запустить в серию лишь в 2005-м. К тому времени производство трёхдверного «зубила» восьмой модели уже было прекращено, поэтому автомобилисты с энтузиазмом восприняли возвращение трёхдверки в виде Самары-2.
Товарный ВАЗ-2113 на территории завода и в реальной жизни. Обратите внимание - кузов по-прежнему «парафинили», то есть покрывали защитным составом
Бумажные пломбы с номером кузова - так выглядела абсолютно новая Самара до прохождения «предпродажки»
НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ САМАРЫ ДВУХ ПОКОЛЕНИЙ ВЫПУСКАЛИСЬ ПАРАЛЛЕЛЬНО, НО С 2004 ГОДА ПРОИЗВОДСТВО «ЗУБИЛ» ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИИ БЫЛО ПРЕКРАЩЕНО.
Еще во время работы над проектом по обновлению Самары конструкторы планировали выпустить «молодёжную» модификацию трёхдверки с 16-клапанным двигателем под названием Спринт - этакий российский аналог немецких хот-хэтчей с индексом GTI.
Увы, не получилось: вплоть до прекращения производства Самара-2 так и выпускалась с привычным восьмиклапанником. Правда, с января 2007 года под капотом Самар вместо «полторашки» 2111 появился 1,6-литровый агрегат - точно такой же, как на Калине. А с 2011 года двигатель получил так называемый «е-газ» - лишенную механической связи с педалью акселератора дроссельную заслонку. При этом тольяттинская компания «Супер-Авто» малыми партиями производила «подогретые» версии хэтчбеков с 16-клапанным двигателем 21124 и ходовой частью от Приоры.
Осовремененная Самара понравилась автомобилистам СНГ и быстро нашла своего покупателя, портрет и возраст которого могли быть самыми разными - от «молодых и горячих» до степенных дяденек и тетенек с десятками лет водительского стажа за плечами.
Седан ВАЗ-2115 выпускали до конца 2012 года, трёхдверку с индексом 2113 сняли с производства в июне 2013-го, а дольше всех на конвейере продержался пятидверный хэтчбек ВАЗ-2114. Лишь 24 декабря 2013 года в Тольятти была собрана последняя «четырнадцатая» белого цвета.
Таким образом, эпоха «зубила» завершилась ровно 29 лет спустя после того, как 22 декабря 1984 года с тольяттинского конвейера сошли первые «восьмерки», принадлежавшие к 2 000 экземплярам «пилотной» товарной партии, которая поступила в советские автомагазины в январе 1985-го.
[источники]
-
Еще про советский автопром: вот например
Миллион "шишиг" с конвейера, а вот
Первый и единственный советский дизельный легковой автомобиль. Вспомним еще про
Советские мотороллеры и
Почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего "сердца" Начало см.
https://slavikap.livejournal.com/26333681.html https://masterok.livejournal.com/3298885.html