Сегодня я хочу рассказать историю про «Бананию». Началась она (история -К-К) в 1909 году, когда в одной деревушке в Никарагуа журналист Франсуа Ларде попробовал напиток, приготовленный из банановой муки, какао, сахара и муки. Ему так понравилось, что по возвращению в Париж он основал предприятие «Банания» и начал производить эту экзотику. Правда, по иронии судьбы время для выпуска на рынок нового продукта вышло не слишком удачное: 31 августа 1914. Поначалу на рекламе напитка была изображена жительница Антильских островов.
Но вскоре ее сменил грустный пуалю, вспоминающий о доме, жене и детях. Кстати, в этот же период владельцы фирмы отправили на фронт 14 вагонов «Банании».
Видимо, все же это была уж слишком депрессивно, потому что в 1915 году на картинке появился вот такой веселый сенегальский стрелок.
Тогда же был придуман лозунг «Y`a bon». На ломанном французском это значит примерно «Эта харашо!». Это выражение еще в начале XX века широко использовалось на открытках или в подписях под фотографиями, когда были изображены солдаты-не французы. Это такой туземный французский язык.
Таким образом производители выразили признательность тем сенегальцам, что сражались за Францию. По легенде эту фразу произнес раненый сенегальский стрелок, принятый на работу на фабрику «Банании». Он попробовал напиток и расплылся в широкой улыбке: «Эта харашо!».
Но вот война закончилась…
Вкладыш. Надпись: «Бамбула с двумя коробками «Банании» садится на корабль чтоб вернуться в свою далекую страну».
И концепция снова поменялась. Теперь на рекламных плакатах изображали либо разную милоту.
Либо какие-то значимые события, например, Олимпийские игры 1928 года.
Но в 1935 году вернулись к образу сенегальского стрелка. Шли годы, а с коробок «Банании» все так же улыбался негр, восклицавший «Эта харашо!».
После второй мировой войны опять начались изменения. Что интересно, негр остался. Только теперь он был не солдатом, а официантом.
В 1959 году у рекламщиков опять взыграла фантазия. И с тех пор эмблема выглядела так.
Но не очень долго. В 1970-х выпускались уже пачки с таким рисунком. Вроде, и схематическое изображение головы негра есть, но оно не главное.
Наконец исчез и негр.
В 2003 владельцы бренда «Банания» решили вернуться к традиционному дизайну. Не тут-то было. Их обвинили в расизме. В конце концов в мае 2011 года суд вынес решение: под угрозой штрафа в 20 000 евро запретить использовать слоган «Y`a bon». Что интересно, возможность рисовать на коробках улыбающегося негра оставили. Почему нельзя одно, но можно другое - убейте, не пойму.
И теперь коробки с «Бананией» выглядят так.
Не помню как я вылетела на эту тему. Но мне показалось очень интересным наблюдать трансформацию дизайна за 100 лет.
Картинки с сайтов:
https://www.ebay.fr/itm/MAROC-CPA-Maroc-Camarde-y-a-bon-114887/311493452013?hash=item488674e0ed:g:eigAAOSwv-NWV2KOhttps://fr.wikipedia.org/wiki/Bananiahttps://analysecombananianesquik.wordpress.com/le-contexte-communicationnel/http://theses.univ-lyon2.fr/documents/getpart.php?id=lyon2.2007.gai_lx&part=134380 Сайт "Банании":
http://www.banania.fr/lhistoire/ https://catherine-catty.livejournal.com/722259.html