Как учиться во сне: 3 простых способа

Nov 03, 2017 23:02

Оригинал взят у 3d_shka в Как учиться во сне: 3 простых способа

Если вы действительно хотите освоить новый навык, вам стоит лечь спать сразу
же после занятия. Невероятно, но если  спать под музыку или при свете
ароматической свечи, то можно лучше запомнить выученное в течение
дня. Конечно, сон под музыку вряд ли заменит ночь зубрёжки, но
определённую пользу он всё же может принести.





Хотя у ученых до сих пор нет полной картины процессов, происходящих в человеческом организме во время “обучения во сне”, некоторые довольно эффективные методики такого сна уже применяются по всему миру.

Известно, например, что люди могут лучше запомнить местоположение какого-либо предмета, если во время сна они слушают мелодию, которую они слышали, когда клали этот предмет на место. Аналогичный приём может быть использован при изучении иностранных языков. Можно засыпать под аудиозапись со словами, изученными в течение дня.

Предполагается, что дальнейшие исследования позволят улучшить методику “учебного сна”, позволяющую улучшить память и повысить обучаемость, но уже сейчас она нашла ряд практических применений.
1. Во сне можно учить иностранные слова

Недавно учёные проводили исследования в группе немцев, изучающих голландский язык с нуля. Группу разделили на две части. Участникам одной из них, пока они спали, включали аудиозапись с недавно выученными словами, причём не говорили им об этом. Вторая половина спала в тишине. Успехи в изучении новых голландских слов были выше в первой половине группы.

Чтобы убедиться, что данная методика эффективна именно за счёт того, что аудиозапись слушают во сне, была набрана третья группа испытуемых - они слушали новые слова во время прогулки. Результаты участников третьей группы уступили результатам участников первой.

В чём же секрет этого феномена? Наиболее убедительный ответ на этот вопрос заключается в следующем. Сон человека подразделяется на фазы, называемые периодами быстрого и медленного сна. Во время медленного сна мозг усиленно работает, сохраняя наши кратковременные воспоминания в область долговременной памяти.

В группе изучавших голландский язык были проведены исследования активности мозга с помощью энцефалографии. Результаты тех студентов, которые слушали аудиозаписи новых слов во сне, показали  большую активность медленных волн.

Большая активность медленных волн, по мнению учёных, свидетельствует о более активных процессах запоминания новых слов.
2. Сон под музыку способствует обучению игре на музыкальных инструментах

Описанный метод эффективен не только для запоминания новых слов. Таким же образом можно запоминать и мелодии.

Недавно исследователи работали с группой людей, обучающихся игре на гитаре по методике, заимствованной из видеоигры Guitar Hero. После занятий участникам эксперимента предлагали поспать.

Участников не предупредили, что их разделили на две подгруппы. Участникам из первой подгруппы, пока они спали, играли ту же мелодию, которую они перед этим репетировали. Участники из второй спали в тишине. Затем участникам из обеих подгрупп предлагалось сыграть мелодии, которые они разучивали на последнем занятии. Результаты участников из первой подгруппы были существенно лучше, чем из второй, несмотря на то, что они не знали, что спали под музыку.
3. Прослушивание определённых звуков во сне способствует улучшению памяти

Мы забываем огромное количество информации, особенно часто даты и то, что кажется нам малозначительным. Наш мозг использует специальную систему маркировки, чтобы различать важную и несущественную информацию. Информация с пометкой «важно» сразу записывается в долговременную память. Воспоминания без этой пометки хранятся в кратковременной памяти и довольно быстро заменяются новыми.

Что делать, если что система маркировки не сработала и то, что для вас на самом деле важно, не попало в долговременную память?

Ученые недавно обнаружили, что люди, которые услышали какой-нибудь звук при запоминании даже того, что не показалось им важным, запоминали этот факт гораздо лучше.

Они исследовали группу добровольцев, участникам которой было предложено размещать иконки в определённых местах на экране компьютера. Компьютер был запрограммирован воспроизводить определенный звук, соответствующий каждой иконке, при её размещении. Так, при размещении значка с изображением кошки воспроизводилось мяуканье, а при размещении значка с изображением колокольчика - его звон. После этого участникам исследования предлагали вздремнуть. В то время как они дремали, ученые воспроизводили звуки, соответствовавшие некоторым значкам (как и в предыдущих исследованиях, добровольцы не знали, что это происходило).

Интересный факт: люди, которые слушали звуки, даже один из звуков, смогли лучше вспомнить все объекты. Другими словами, один звук вызывал различные воспоминания.

Результаты описанных исследований совпадают с результатами проведённых ранее, в которых ученые использовали запах вместо звука. Так, исследование 2007 года показало, что люди, вдыхавшие аромат розы во время учёбы, запоминали изученный материал лучше, если спали в помещении, наполненном тем же самым ароматом.

Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории. Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.

Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.

Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.

По его теории, память человека наиболее восприимчива:

в последнюю четверть часа до ночного сна - это время построения планов на следующий день, принятия решений, оценки событий прошедшего дня.

в первые 60 минут после погружения в сон,

в последние 30 минут сна до пробуждения утром.

Профессор Близниченко предлагает следующую методику:

Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой. Через четверть часа следует,  выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.

Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты:  90% участников усвоили информацию.

Важный момент: этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.

Интересный факт: женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины - женский.

Профессор Близниченко не рекомендует заниматься гипнопедией самостоятельно, наговаривая текст на магнитофон, это может повлечь расстройство работы вегетативной нервной системы стать причиной бессонницы.

Некоторые специалисты сна воспринимают  гипнопедию как рекламный трюк и также высказывают  мнение  о возможном вреде для здоровья от подобных занятий: А. Борбели, известный сомнолог, считает, что ночью мозг должен отдыхать, а не учиться

Если отбросить опасения и рассмотреть гипнопедию, как дополнительный ресурс в усвоении новых знаний, то он, безусловно, эффективен. Это подтверждается экспериментальными исследованиями: скорость запоминания новой информации увеличивается на 30%. При этом подразумевается не простое прослушивание материала во время сна, а работа над ним в бодрствовании: многократное чтение и запоминание. Мудра народная пословица о рыбке, которую не выловить из пруда без труда.

Эффективность гипнопедии

  • Организация ежедневной практики не может не дать положительных результатов:

По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».

  • Ежедневная практика подразумевает правильный режим сна и бодрствования: ложиться спать и просыпаться приходится в одно и то же время.
  • Позитивные эмоции: человек просыпается с сознанием того, что ночь прошла с пользой, с чувством удовлетворения от выполненной работы.

Какую роль играет в этом учебном процессе сон?

Чтобы понять это, следует вспомнить информационную теорию сна, согласно которой,

любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную  или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен.  Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.

Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.

Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.

Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота:  от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды  до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.

По  утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.

Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов. Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.

Если человек сокращает свой сон и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения: организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.

По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому младенцы так много времени проводят во сне. Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.

Мэтью Уокер является ярым противником «отсыпания» в выходные дни, и называет это явление «булимией сна». Нельзя успешно учиться, заниматься спортом, создавать художественные шедевры, обкрадывая свой мозг, лишая его сна, - считает Мэтью.

Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.

Источники: «Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна» Л.А. Близниченко,  журнал «Современная биология» (Current Biology).

Если Вы, мой уважаемый читатель, студент или друг (родственник) студента, то следующее видео будет для Вас весьма познавательным. А просто так... Ибо, когда вы пишете шпорки, вы тоже что-то учите...

image Click to view



обучение

Previous post Next post
Up