Оригинал взят у
amarok_man в
1957 год. Собака "Лайка" в космосе. 3 ноября 1957 года на втором советском спутнике полетела в космос собака Лайка, которой было уже не суждено вернуться на Землю…Собак готовили к полету в Институте авиационной и космической медицины ВВС.
Для экспериментов отбирали небольших собачек весом 6-7 килограммов, в возрасте от двух до шести лет. Они должны были иметь крепкое здоровье, высокую сопротивляемость болезням и устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В «космический отряд» старались подбирать девочек. По мнению ученых, им было проще сшить ассенизационную одежду.
Была также разработана серьезная научная программа подготовки собак к коротким ракетным полетам и к длительным полетам на спутниках. Руководителем этой работы был Владимир Яздовский - один из основоположников отечественной космической медицины и биологии. Прежде всего, собаки приучались к одежде и кушать из автоматической кормушки. Еще собак надо было приучить к тому, чтобы они могли спокойно находиться в кабине малого объема в течение длительного времени.
Состояние животного при проведении эксперимента контролировалось. Датчики записывали физиологические параметры: давление, пульс, частота дыхания, биотоки сердца, мозга, мышц. Собаки проходили различные специальные тренировки: вращение на центрифуге, испытание на вибростенде, катапультирование. В заключение проводился комплексный физиологический эксперимент. В итоге для полета на «Спутнике-2» из десяти собак выбрали дворнягу Лайку.
«Лайка была славная собачонка, - вспоминал академик Яздовский. - Тихая, очень спокойная. Перед отлетом на космодром я однажды привез ее домой, показал детям. Они с ней играли. Мне хотелось сделать собаке что-нибудь приятное. Ведь ей жить оставалось совсем недолго».
3 ноября 1957 года спутник с Лайкой на борту ушел в космос. Телеметрия сообщила, что перегрузки старта прижали собаку к лотку контейнера, но она не дергалась. Пульс и частота дыхания животного повысились в три раза, однако электрокардиограммы не показывали никакой патологии в работе сердца. Потом все постепенно стало приходить в норму. В невесомости собака чувствовала себя нормально, медики отмечали «умеренную двигательную активность».
Советская пресса была скупа на подробности про Лайку. В западных же СМИ ее полет стал настоящей сенсацией. В газетных статьях восхищались собачкой-космонавтом, и вместе с тем переживали за ее судьбу.
Вот что написал журнал "Техника-Молодёжи" 1957 год №11:
«Самая лохматая, самая одинокая, самая несчастная в мире собака» - душещипательно написала газета The New York Times» в своем номере от 5 ноября 1957 год
Главным вопросом было: вернется ли Лайка на Землю? Поначалу надежды на возвращение первой «космической» собаки активно подпитывались западными журналистами. Они сообщали даже подробности планируемого возвращения, ссылаясь на неназванного по имени советского ученого. Через несколько дней после запуска упоминания о Лайке вообще исчезли из советских сводок, а на восьмой день полета спутника информагентство ТАСС оповестило, что радиосигналы с него перестали поступать.
Позже стало известно, что Лайка погибла уже на 5-7 час полета от перегрева летательного аппарата. А спутник кружил в космосе еще полгода, «намотав» вокруг Земли 2370 оборотов.
Известие о гибели Лайки болью отозвалось в сердцах людей, как в СССР, так и по всему миру. Поднялась даже волна возмущения. Западные защитники животных требовали прекратить издевательства над собаками.
От советских граждан в Кремль посыпались сотни писем с предложением наградить Лайку посмертно орденом Героя Советского Союза и присвоить ей воинское звание.
http://www.liveinternet.ru/users/dejavu57/post401820764/ Лайка погибла, но её помнят и её имя вошло в историю.