Оригинал взят у
alexander_pavl в
Лучшие советские фильмы о первой любви В мире не существует отдельного жанра «детское кино». Фильмы, которые смотрят дети во всём мире, предназначены для того, чтобы ребёнок почувствовал себя на какое-то время взрослым, психологически начал готовиться к взрослой жизни. Если же делаются фильмы о детстве, это ностальгические фильмы взрослых (для взрослых) о своём детстве, и детям они никогда не бывают интересны. Ну, есть ещё фильмы-метафоры, когда детство предстаёт символом «табула раса» для того или иного мысленного эксперимента... В этом случае появляется такое кино, как «Повелитель мух», «Страна приливов», «Иваново детство» или «До первой крови».
Но в Советском Союзе детское кино было. Это были буквально фильмы о детях и для детей, с дидактической задачей научить ребёнка быть ребёнком. Огромный киноконцерн имени Горького занимался производством такого кино. Задача, ставившаяся перед художниками, была своего рода эхом викторианской концепции детства как индивидуального Золотого Века, пребывания в раю невинности и беспечности. Советский классик сказал: «Мы будем петь и смеяться, как дети». И художники задумались: «А как поют и смеются дети?» Их фильмы (и книги, конечно, но книги для детей пишутся и издаются во всём мире, это не уникально) учили детей смеяться и петь правильно, так, чтобы потом не было мучительно больно за напрасно прожитую жизнь.
Подобная индустрия эстетических фантомов была возможна лишь в услових советского общества, не думавшего о коммерческой выгоде и щедро вбрасывавшего огромные деньги в идеологические проекты разной степени нужности.
Иногда это приводило к потрясающе интересным результатам.
Я всегда любил советское детское кино, старался смотреть как можно больше фильмов подобного жанра, воспринимая их, увы, не с детской, а с эстетической позиции. Это было связано, как я уже не раз упоминал, с моим пристальным интересом к интеллигентам и культуре интеллигентов. Мне, пролетарскому мальчику с самодельным кастетом в кармане, была интересна автодискрипция советских интеллигентов. Естественно, фильмы о первой любви вызывали особенно острый интерес, ибо я хотел знать, как правильно, без ошибок, кадрить девочек из интеллигентных семей. Разумеется, мои надежды были наивны. Те картины и сценарии, которые предлагали фильмы, были абсоютно параллельны реальности, поскольку реальная интеллигентская культура на стопроцентов не совпадала с её образом, презентируемым интеллигентами вовне. Кстати, интересно, что практически во всех этих фильмах разыгрывается сценарий проигрыша.
Некоторое количество очень хороших фильмов о первой любви застряло у меня в голове. Я назову их не в порядке художественного совершенства, а так, как они вспылыли у меня в памяти. Я практически о каждом из этих фильмов писал подробно, а сейчас просто получаю удовольствие от самого перечисления-припоминания. Такой вот подарок самому себе на день рождения.
1. «Последний день каникул (Девочка и эхо)», Альгимантас Жебрюнас, Литовская киностудия, 1964, в главных ролях Лина Бракните и Валера Зубарев. Это мой любимый фильм до такой степени, что я был буквально влюблён в Лину Бракните. Сознание того, что я и героиня фильм разведены во времени, добавляло горечи в любовь, но не делало её слабее. Жебрюнас очень интересно, почти незаметно деформировал рассказ Нагибина. В новелле, послужившей основой сценария, никакой влюблённости не возникает. Вернее, она появляется, когда уже всё закончилось, постфактум, лишь в воспоминании о встрече. А в фильме любовь рождается буквально на наших глазах. Мальчик начинает «видеть» девочку прямо по ходу сюжета и теряет её именно в тот момент, когда осознаёт, что влюблён. По сути, фильм о ценности и неповторимости каждой минуты жизни и о том, что «потом» никогда и ничего не будет. По «гамбургскому счёту», это не лучший фильм Жебрюнаса. Его «Красавица» намного совершенене, сложнее, неоднозначнее. «Красавица» - шедевр. Но что делать! «Девочку и эхо» я люблю больше.
2. «Я вас любил», Илья Фрез, Киностудия имени Горького, 1967, в главных ролях Виолетта Хуснулова и Витя Перевалов. Поразительно, как много хороших актрис детского возраста были из хореографических училищ. Наверно, в этом есть смысл. Ведь балет, как и актёрское мастерство, требует безупречного владения своим телом и полного контроля над выражением чувств. И этот фильм концентрируется как раз на проблеме внутренней дисциплины. Мальчик (из интеллигентной семьи, но дворовый) влюбляется в девочку с аристократическими амбициями и пытается соответствовать её ожиданиям. Он пробует разные варианты поведения, но проигрывает из-за своей пластичности, из-за способности примениться к самым разным жизненным ситуациям. Девочка со стальным стержнем внутри не терпит конформизма и требует от своего избранника совершенства. Попутно Илья Фрез демонстрирует окончательный уход шестидесятничества из советской жизни, наступление прагматичной эпохи семидесятых. Мальчик всё ещё там, где поют «Возьмёмся за руки, друзья». А девочка уже из новых времён. И она его бросает.
3. «Мальчик и девочка», Юлий Файт, «Ленфильм», 1966, в главных ролях Наташа Богунова и Коля Бурляев. После этого фильма по сценарию Веры Пановой Файт вылетел из кинематографа и вернулся обратно лишь одиннадцать дет спустя. Я думаю, вы фильм не видели и даже не слышали о нём, но это замечательное кино. Интеллигентный мальчик на каникулах кадрит девочку из простых и, пережив большую любовь на фоне моря, усталый и довольный, возвращается в Москву. Девочка становится матерью-одиночкой и не имеет ни малейшего шанса на контакт с семьёй мальчика. Это попросту разные миры в одном социуме. Тут, в этой картине, прекрасно буквально всё. Нежная, лёгкая, сентиментальная аура летнего романа, плавно переходящая в сарказм по отношению к советской интеллигенции, занявшей в социуме позицию дворянства. Поэзия и проза, мечта и реальность, в которую надо возвращаться из мира мечты. Файт и Панова от души - но тонко, тонко - поиздевались над кумиром интеллигенции, Иваном Буниным, продемонстрировав обратную сторону декораций разнообразных «Антоновских яблок» и «Чистых понедельников». При этом самого мальчика ни Файт ни Панова не осуждают. Он такой, каким его сделали. Стремительный, обаятельный, искренний в каждую минуту. Отчаянно влюблённый, скромый, застенчивый предатель. Эгоист до кончиков ногтей, убеждённый, что мир создан лично для него, и потому великодушный ко всем на свете - пока не затронута территория его личного комфорта. Коля Бурляев гениально сыграл настоящего аристократа духа! Героиня Наташи Богуновой (до этого фильма она играла в «До свиданмия, мальчики», а после - в «Бегущей по волнам») просто не могла не влюбиться в него. Богунова выглядит скромнее на фоне фееричного Бурляева, но она совершенно живая, естественная, без стилизации. Как будто кошечка снялась в роли девочки. Но фильм - увы - практически неизвестен. Даже то, что молодой Губенко прямо в кадре поёт под гитару «Лёд, лёд, Ладогой плывёт» Геннадия Шпаликова, не выносит «Мальчика и девочку» в зону культа.
Продолжение "десятки" следует