Оригинал взят у
tiina в
Из-за массовых давок в церквях входные двери в Финляндии открываются наружу В XVIII-XIX веках массовые давки на рождественских богослужениях унесли жизни несколько десятков человек. Еще более трагичной гибель этих людей делает тот факт, что паника в церквях возникла на пустом месте. Однако следы эти событий видны и сейчас: двери церквей стали открываться наружу, а позже практика распространилась на все здания.
Массовые давки и паника на рождественских богослужениях - малоизвестные события финской истории. С 1760 по 1882 годы на Рождество в церквях произошло несколько крупных трагедий, в результате которых погибло 96 человек. Паника нередко охватывала паству в переполненных, холодных и темных церквях.
Церковь в Ламми сегодня. Фото: Outi Kuitunen / Yle
Куопио, 1760
Первый известный случай давки на рождественском богослужении произошел в 1760 году в Куопио, где паника возникла беспричинно. Тогда в церковь прибыло огромное число празднующих, при этом многие не смогли попасть внутрь церкви, а остались на морозе во дворе. Примерно четверть празднующих была в подпитии, так как по дороге в церковь у прибывающих из дальних сел было принято пропускать стопочку другую для согрева. Молодая женщина Риитта Хювитяр с двумя детьми нашла место в центральном проходе, но народ продолжал прибывать, и Риитта с детьми оказались зажатыми в толпе. Женщина закричала: «Не убивайте! Убивают!» Несмотря на призывы священника к тишине и отсутствие видимой опасности, празднующие повалили к выходу. Кто-то закричал «Церковь горит!», хотя в помещении даже не было зажженных свечей. В итоге, в массовой давке у дверей погибли 14 человек.
Ламми, 1813
Lammin häsyjoulussa kuolleiden luettelo. Kuolleiden nimet alkavat toiseksi ylimmältä riviltä. Harri Hirvelän esivanhempi Ulla Eerikintytär on merkitty kolmanneksi ylimmälle riville. Фото: Kansallisarkisto
Следующая трагедия произошла через 53 года в Ламми. Тогда упавшая с хоров свеча вызвала панику среди паствы. Хотя свечку успели поднять, и огонь не перекинулся на деревянное покрытие, кто-то в зале крикнул: «Пожар!», и поднялась паника. В давке погибли 10 человек, из них 7 детей и подростков. После этого случая было запрещено приносить на рождественское богослужение свои свечи и снопы соломы. Также предложили изменить направление открытия дверей, но это нововведение осталось не воплощенным, и лишь события в Юва спустя 16 лет ускорили внесение изменений.
Юва, 1829
Piirros Juvan kirkosta Anttolaan siirtämisen jälkeen
Деревянная церковь в Юва на Рождество была переполнена. Во время литургии с хоров с мужской половины послышались шум и возня, из-за чего находившиеся внизу люди заволновались, и вновь раздался судьбоносный возглас: «Горим!» О пожаре не шло и речи, но возникла паника, народ повалил к выходу и окнам. Погибло 15 человек, женщины и девочки с женской половины церкви. После трагедии было решено построить новую церковь, которая была готова лишь в 1863 году.
Сортавала, 1843
Но самый трагичный случай, унесший жизни нескольких десятков человек, произошел в городе Сортавала в 1843 году.
В недостроенной церкви, где еще не было скамеек, а вдоль стен были разложены строительные материалы, свеча упала с окна и попала на древесную стружку между стеной и штабелем досок. Паника вспыхнула из-за тонкой струйки дыма, раздался вопль: «Церковь в огне!», на узкой лестнице перед выходом возникла давка, в которой погибли 53 человека.
После трагедии ремонт церкви был закончен в короткие сроки. Церковь действовала вплоть до Зимней войны 1939 года. 2 февраля 1940 года церковь была разбомблена советской авиацией.
Кокемяки, 1882
Kokemäen kirkko. Фото: Kokemäen seurakunta
«Церковь в огне, алтарь рушится, стена падает» - именно этот «шутливый» возглас привел к последней массовой давке и панике на рождественском богослужении. Панику подняли трое молодых подвыпивших людей, расшумевшихся на службе, несмотря на призывы священника. После выкрика пьяной троицы люди бросились к дверям и окнам. Погибли трое прихожан. Молодые люди предстали перед судом и получили наказание.
Отголоски этих трагедий видны и по сей день: выходы из церквей расширили, на лестницах появились поручни, а двери церквей стали открываться наружу. Позже практика распространилась на все здания.
источник