В этот день… 9 октября - 1

Oct 09, 2015 07:26

Оригинал взят у shatff в В этот день… 9 октября - 1

О почте - и случае с крейсером «Эмден»

В середине июля мы отметили День почты России - и вот наступила очередь Всемирного дня почты (World Post Day), отмечаемого с 1969 года по инициативе Всемирного же почтового союза. (Что касается самого Союза, то в него вошли двадцать европейских стран, включая Россию, - а также  Соединённые Штаты с Египтом - ещё в 1874 году. Причина была вполне банальна: объём международных почтовых отправлений достиг приличного уровня - но каждая из транзитных стран стремилась максимально от этого дела, что называется, урвать! В результате цены росли, а бизнес - нет… наконец, решили как-то договориться. Сейчас в Союзе состоят сто девяносто две страны; можно сказать - весь мир).



Исторически потребность передачи информации возникла в незапамятные времена - видимо, всё начиналось с сигнальных костров (кстати, технология оказалась удивительно живучей!). Потом появилась письменность - и вот уже в Месопотамии гонцы побежали по назначению с глиняными табличками, а в Египте - с папирусами. (Дело было несколько тысяч лет назад - при этом наиболее известный древнегреческий гемеродром Фидиппид (или Филиппид) нёс в Афины устное сообщение о Марафонской победе… Любопытно, что персы к тому времени уже имели систему конных почтовых станций!..)

…Что, в сущности, логично - в первую очередь в оперативной связи нуждались обширные империи. (И, разумеется, доставлялись отнюдь не поздравительные открытки!) Потому в Риме государственная почта (cursus publicus) возникла при Августе (хотя начало ей положил Цезарь). Доставке подлежали исключительно официальные распоряжения сверху - и отчёты снизу… население, по старинке, передавало свои писульки с оказией - и они могли найти адресата спустя годы (если вообще).



Принято считать, что само слово «почта» - «post» впоследствии произошло именно от латинского «Statio posita in…» (то есть - «станция, расположенная там-то…»). «Впоследствии» - потому что с упадком Рима ведомство закономерно ликвидировалось (кроме Византии). Столетиями Европа обходилась всё теми же оказиями (вроде странствующих монахов); потом (примерно в XIV веке) в германских землях появилась более-менее упорядоченная служба городских гонцов; наконец, в 1464 году Людовик XI французский учредит королевских курьеров (спустя пару десятилетий их впервые назовут chevaucheurs en postes). Надо сказать, в централизованных государствах (от империи инков до арабского халифата) процесс шёл своим чередом всё это время… Ну, про древность китайской почты даже строить предположений не рискнём…

…Примерно такая же история с русской… из источников ясно, что интенсивный обмен информацией существовал издревле - но более-менее конкретные свидетельства появляются лишь со времён пресловутого ига. Именно ордынцы организовали ямские станции - а впоследствии дело продолжили московские князья; в начале XVI века был учреждён специальный Ямской приказ.



Ямщики возили не только правительственные депеши, но и грузы - однако происходило это, хоть и сравнительно быстро, но - так сказать, «по мере возникновения необходимости»… Регулярная почта появилась при Алексее Михайловиче - принято считать, что у её истоков стоял глава Посольского приказа Ордин-Нащокин, но некоторые склонны отдавать приоритет Яну ван Сведену. (Он, за немалую плату, взялся устроить доставку ко двору «зарубежной прессы» - разумеется, на казённых подводах; при этом голландец имел гешефт за обратное движение писем иностранных купцов). Достаточно быстро появился конкурент - некий Леонтий Марселис (его, кстати, и лоббировал Нащокин!)… он выиграл тендер - и пошёл ещё дальше! Теперь иноземцам запретили пересылать свои грамоты каким-либо иным способом - соответственно, цены монопольно взлетели…

…Что дальше? Разумеется, не обошлось без Петра нашего Первого. Он ввёл должность генерал-пост-директора, первые почтамты, военно-полевую почту - и переименовал Ямской приказ в Ямскую канцелярию!)



…Пожалуй, тут мы прервёмся - как известно, почта продолжала развиваться по нарастающей… между тем, каких-то сто лет назад  до совершенства ей было всё ещё далеко! И об этом - история, случившаяся 9 октября 1914 года…



…когда германский  крейсер «Эмден» под командой корветтен-капитана Карла фон Мюллера прибыл на остров Диего-Гарсия. (Этот коралловый атолл в Индийском океане тогда принадлежал Франции, затем - Британии, а сейчас там база американских ВВС).

Пикантность ситуации заключалась в том, что Первая мировая уже вовсю шла - а «Эмден» был рейдером, и к тому времени успел захватить или потопить пару десятков кораблей. Однако французские колонисты ничего об этом не знали - они жили как на настоящем необитаемом острове, добывая кокосовое масло - несколько раз в год за ним кто-нибудь приезжал. Потому местные встретили немцев вполне дружелюбно… Мюллер решил не огорчать гостеприимных хозяев плохими новостями - мол, он тоже давно странствует без связи с миром… в общем, «встретились два одиночества…»

…Итак, немцы подремонтируют свою боевую посудину (а в порядке взаимопомощи - и мотобот аборигенов) - после чего мирно откланяются на следующий день. Так несовершенство связи позволило представителям воющих держав разойтись без единого выстрела!



PS: Ровно через месяц «Эмден» нарвётся на австралийский крейсер «Сидней» и будет разгромлен более мощным противником - правда, сам Мюллер уцелеет, и вернётся из плена в 1918-м. Интересно, что его наградят - а сам корабль посмертно удостоят «Железного креста»; такой чести, кроме него, за всю войну удостоилась только знаменитая  подлодка U-9.

PPS: Как утверждают источники, корветтен-капитан Мюллер и его команда строго соблюдали правила ведения войны: на двадцати трёх захваченных ими торговых судах не пострадал ни один человек - кстати, первым трофеем рейдера стал русский пароход «Рязань»… Впрочем, это - совсем другая история.



Напоследок. 9 октября 1940 года родился Джон Леннон - как говорят, это произошло аккурат во время немецкого авианалета на Ливерпуль.

image Click to view


исторический календарь

Previous post Next post
Up