Изображение Сокола и Трезубца на изделиях Древней Руси.

Nov 14, 2013 17:12

Продолжая цикл статей по теме "Символ Сокола и Трезубца в Древнерусской пластике" хотелось бы рассмотреть общие сюжетные линии на таких изделиях, как орнитоморфные привески, накладные украшения, наконечники ножен мечей, а также трапециевидные привески и монеты Древней Руси.
Сравнивая совершенно различные изделия - наконечник ножен меча, трапециевидную привеску и сребреник Владимира, можно легко заметить общий сюжет, проходящий через эти изделия, но выраженный в разной форме.




На всех изделия мы видим стилизованное изображение Сокола и это не случайно. Не даром ведь наших князей в летописях именую именно "соколами". Различия в сюжете лишь в том, что на одних изделиях сокол изображен воспаряющим (головой вверх), а на других атакующим (головой вниз). Это объясняется верованием Древних славян - оба эти символа были важны для наших предков, прежде всего в воинской среде. Атакующий сокол был символом стремительной атаки, скорости и отваги. Воспаряющий-же сокол был символом воспарения убитого в бою война в иной мир.

Обратимся к деталям: в верхней части таблицы мы видим реалистичное изображение воспаряющей птицы на различных изделиях. Ниже размещены примеры геральдического изображения сокола на наконечниках ножен Древнерусских мечей. В нижней части таблицы размещены примеры изображения "трезубца" или пикирующего сокола на трапециевидных привесках. В самом нижнем раду размещены изображения тамги Рюриковичей на Древнерусских монетах - сребрениках.
Помимо самого изображения сокола, в различной степени стилизации, или трезубца, можно также заметить отдельные элементы, такие как, довольно характерное для данного сюжета, изображение кольца у основания хвоста птицы.





Как ни странно, но эта деталь присутствует на всех подобных предметах - она же в стилизованной форме есть и на т.н. "тризубцах" на трапециевидных привесках и сребрениках, что прямо может указывать на их общее развитие, а также на близость к первоначальному, исходному сюжету. Сам круг имеет явно выраженный солярный смысл - на трапециевидных привесках его изображали в виде коловрата. На следующем этапе развития сюжета он становиться "перетяжкой" у основания "хвоста сокола" - это хорошо заметно на сребрениках и на наконечниках ножен мечей. Этот же элемент присутствует на всех реалистичных изображениях птицы в верху таблицы.

Еще один интересный элемент - это плетеный узел, который появляется на Руси в X веке и в дальнейшем широко используется в декоре различных изделий. На фото ниже представлены изображения сокола и трезубца с размещенным в центре подобным "узлом" - это сребреник Владимира X в., наконечник ножен меча из Десятинной церкви в Киеве, X в., трапециевидная привеска, одежный зацеп и монетовидные привески.





На некоторых изделия мы также находим изображение двух солярных символов, которые на более поздних привесках изображены в форме цветка. По этим символам будет отдельная статья, так как их появление на данных изделиях тоже не случайно. http://slavgard.livejournal.com/1212.html




Рассмотрев данные изображения и сравнив все элементы, можно прийти к выводу, что изображение Сокола и Трезубца в Древнерусской пластике тесно связаны между собой. Они появляются в один и тот же период в X в. и несут в себе единую смысловую нагрузку и единый набор символов - кроме общей схожести изображений, на них присутствует солярная символика и довольно характерный узел в центре композиции, более всего напоминающий узел "Древа Жизни".
Сами изображения птиц в геральдической позе, как воспаряющих, так и пикирующих, схожи между собой и все они вкладываются в силуэт трезубца, хотя сам по себе знак "тризуб" мог иметь иное происхождение. По одной из версий, имея прообразом сарматскую тамгу, трезубец мог получить дальнейшее развитие именно в образе сокола, так почитаемого на Руси.
В одной из следующих статей мы постараемся подробнее остановиться на изображениях на трапециевидных привесках, изображение на которых многие небезосновательно связывают со знаками Рюриковичей.

сребреник, тризуб, сокол, археология, трапециевидные привески, древняя русь

Previous post Next post
Up