Многие явления в жизни похожи на ресторан - есть красивый зал, в который приветливый официант выносит шикарное блюдо и это видят все. А есть кухня, которая не видна никому и на которой может быть все так же профессионально, чинно и дорого, а может творится противоположный внешней картинке ужасный ужас. О том, что может творится "на кухне" благотворительных дел тема давно зрела и вот созрела для выписывания.
Как я писала, мой первый опыт благотворительности был связан с детскими домами. В конце 90х и начале нулевых ситуация с ними была плачевна и руководители принимали любую помощь. Так у меня собралась коллекция слонов и я их все (больше 100 шт) привезла в ближайший детский дом. Меня провели в большой игровой зал, в торце которого стояла стенка с полками, как во всех советских квартирах, только больше и вот она вся была пустой. Работники во-первых выяснили, что те мои слоны, которые меховые, не были игрушками у других детей, а во-вторых сообщили, что они как раз пригодятся для того, что бы сделать игровой зал действительно игровым, детским и ярким.
Так мною был получен первый урок - не все то, что у нас лишнее, может пригодится там, где мы думаем. Например, меховые игрушки нельзя обработать и потому их нельзя передавать от детей к детям.
Дальше я стала привозить вещи - по большей части новые или одетые раз или два. В какой-то момент мне стало стыдно, что я не могу помочь больше - деньгами на ремонт или на мебель и поделилась сомнениями с директором уже другого дет.дома, в котором жили дети от 3 лет до подросткового возраста - а стоит ли вообще возить такую мелочь. На что та ответила, что девочки из детского дома тоже хотят одеваться модно, а не в байковые халаты, потому мы с подружками делаем хорошее дело.
При этом замечу, что я никогда не общалась с детьми. Позже я закончу университет, в котором нам вдолбят про "не навреди", даже если ты не медик, но тогда это было на уровне интуиции - я видела у детей настолько острый и огромный дефицит, что подходить к ним можно было только в двух случаях - забрать кого-то, или заниматься с ними всеми регулярно. Потому что вся их сущность была направлена на то, что бы припаяться к любому взрослому, оказавшемуся в поле их досягаемости. Когда я выходила из здания и случайно встречала младшую группу деток, идущих с прогулки, я видела десятки глаз с очень глубоко похороненной, но все-таки живой надеждой и это наверное, был один из самых мощных эпизодов осознания общей человеческой беспомощности.
Казалось бы, что может быть хуже, но хуже есть куда достаточно часто. Позже появились волонтерские движения и девушки без возможностей к такой сложной эмпатии - они не заморачивались последствиями своих приездов и не отказывали себе в потехе общения с младшими группами. Привозили что-то, раздавали, заигрывали с детьми и накупавшись в их внимании растворялись. Со слов работников дет.домов дети потом ждали их месяцами, бредили, спрашивали, жили изо дня в день надеждой, а волонтеры могли больше и не появится никогда не понимая, какую жестокость они сотворили.
Второй урок - благотворительность имеет четкие границы безусловности, когда отдал и забыл. Если человек дает что-то материальное и хочет получить в ответ что-то нематериальное - внимание, самоутверждение, ощущение власти и т.д - это сделка. В которой незащищенная сторона страдает. Привезти раскраски детям, которыми они будут играть пару дней и заставить их пару месяцев жить в натяжку надеждой, что "тети снова приедут" и больше не приехать никогда - лучше бы без раскрасок вообще.
Иногда благотворители часто помогая на 5 копеек хотят "стянуть" на 100 рублей. Так я стала свидетелем еще одного случая, когда очень известная компания приехала в детский дом с профессиональной съемочной группой крупного телеканала, детей выстроили перед слепящими прожекторами и раздали фирменные пакетики. В каждом пакете была одна пара обычных носков. Я у кого-то из команды приехавших спросила: "Это все?" на что мне ответили: "Шоколадные конфеты запретили". Встретилась глазами с директором дет.дома, она произнесла: "Обещали подарки, я не знала, что будет все вот так вот".
Конечно, кажется идеальной ситуация, когда есть счет, на который все желающие делают пожертвования, а принимающая сторона сама решает, что приобретает и какие вопросы закрывает, без необходимости подставлять нуждающихся под разные ситуации, которые оборачиваются для них травмами, актами унижения и моментами использования в корыстных психологических или материальных целях. Но на практике такая схема заваливается в другую крайность - вообще без контроля появляются и расцветают фонды, которые собирают миллионы (например, на больных детей), но не жертвуют ни копейки, обеспечивая своим учредителям безбедное существование и даже заморские путешествия несколько раз в год (реальный случай). Но опять же - есть ли что-то хуже, чем не передать средства по назначению? Есть.
Через какое-то время я начала помогать бездомным животным и достаточно быстро вошла в активное ядро этого движения волонтеров в своем городе. А главной задачей актива были не единичные пристройства, а попытка поднять один из первых частных приютов, в выполнение которой я тоже включилась.
Мы привозили приюту помощь как пчелки нектар в улик, в выходные дни под его воротами стояли десятки красивых иномарок, а их владельцы выгрузив помощь и закатив рукава убирали вольеры, колотили будки, выносили лотки из помещений для кошачьих и так далее. У меня изначально были вопросы - почему у собак ямы, почему гниют кошачьи заживо, почему нет работника разносить воду летом, почему условия такие, что щенки и котята не выживают от слова "вообще" никогда никакие ни в виде никаких исключений, почему запрещено всех фотографировать, почему нет общей базы, но я молчала, потому что понятно, что либо делай тут, либо иди сделай лучше сама и докажи что это возможно.
Так было до тех пор, пока я с кормом не приехала не в день посещения и не застала "картину маслом". Как раз в этот момент какой-то мужик вывозил на садовой тачке трупы собак из вольеров.
Основной версией была такая, что нет денег на работника, разносить хотя бы воду регулярно, не то, что еду. При этом, только то что видела я, составляло достаточно ощутимые потоки денег прямо в приют, а кроме них - и корм, и строительные материалы и миски и лекарства. То есть эти деньги должны были оставаться, позже прокуратура выяснила, что у хозяйка приюта не работала сама, имела взрослых неработающих детей, но при этом покупала недвижимость, в том числе в Европе. Но тогда я этого не знала и воспользовавшись замешательством владелицы приюта спросила у нее, почему я столько езжу и вижу огромную помощь, а ситуация в приюте не улучшается, на что она ответила, что если ситуация в приюте улучшится, никто ничего не будет жертвовать. На этом она раздраженно развернулась и ушла, бросив через плечо, что не нужно приезжать в неустановленные дни.
Поэтому сейчас, когда я вижу хозяев приюта, которые всем семейством не работают, но живут в частном доме, ездят на своем авто и публикуют фотографии собак, у которых торчат ребра, и просят на их еду, у меня возникает вопрос, какое право они имеют удерживать у себя животных, обрекая их на муки, если у них по их же заявлениям нет возможности их содержать? За вопрос, где можно посмотреть фотографии всех животных, которые попадали в приют и статистику пристроенных и погибших без воды, еды и от болезней, меня банят.
Очередной урок - нельзя в этом вопросе иметь розовые очки. Я некоторое время понимала так, что тот приют, который мы курировали, строится на костях сотен животных, но когда я увидела тачку с трупами и услышала ответ его владелицы я поняла, что все эти животные страдают и погибают зря и подчеркну - в муках голода, жажды и болезней. И люди, которые искренне делают пожертвования, могут в конечном итоге даже не поверить в то, какую страшную машину они содержат, потому что обычная психика очень редко позволяет своим хозяевам осознать такие бесчеловечные вещи.
И приближаюсь к главному. Да, реалии нашего информационного поля таковы, что тот, кто плохо умеет думать, но зато умеет громко орать, имеет тысячи подписчиков, а тот, у кого все наоборот, не набирает даже десятка комментариев. И только единицы талантливо и виртуозно могут правда занять золотую середину (и они есть). В ответ на "крики" тех, кто не в теме и не хочет быть в теме пока кто-то не пережует и не вложит, объясню почему на Донбасс не впускают с помощью всех желающих.
1. В первое время Донбасс нуждался во всех видах помощи, конечно, голодный человек будет есть крупу с насекомыми, оставшийся без дома примет любой старости одеяла, заболевший рискнет принять просроченные лекарства. Так было. Но нужно отдать должное Донбассу, как промышленному региону - производства возобновили работу под обстрелами в первый же год, некоторые перепрофилировались с учетом того, что Украина объявила блокаду и отказалась даже продавать продукты, товары и лекарства, а не то, что и не думала помогать бесплатными нуждающимся, как сейчас делает Россия в отношении простых украинцев не разбираясь, кто отпинывался от России с 2014, а кто нет. Для Украины же на Донбассе все стали сепаратистами, не суть. И нужно отдать должное россиянам-предпринимателям, которые начали поставлять продукты, товары первой необходимости и лекарства по себестоимости - то есть никто в цепочке не наваривался.
Я о том, что в достаточно короткие сроки гуманитарная катастрофа была купирована, потому стало возможным выставить защитные барьеры от простроченных продуктов, включая такие, которые могли вызвать тяжелые отравления, просроченных лекарств, вещей, которые можно было отнести только на свалку. У меня был вечер, когда я перебрала 12 больших ящиков вещей от анонимных дарителей и насобирала нормальных только половину одного. Все остальные были в основном, в пятнах, при чем, попадались даже плащи из 60х и девать их кроме свалки было решительно некуда. При этом нужно понимать, что просто выставить на границе фильтр не хватит никаких человеческих ресурсов, а досматривать каждую коробку продуктов и лекарств на предмет хотя бы сроков годности - это спровоцировать очереди длинной в недели. То есть документы - это нормальное и цивилизованное решение, которое было принято в данной ситуации.
2. Хочу напомнить, что даже при блокаде Сталинграда находились люди, которые выменивали еду на драгоценности и пока одни умирали от голода, другие сколачивали состояния. Сия чаша не обошла и Донбасс - находились такие, которые продавали помощь и пока одни убивали свои авто и выносили из своих домов все на нужды всех, другие, наоборот, приобретали и улучшали свое личное благосостояние. Это человеческий фактор, тем более, стадия затяжного хронического вялотекущего конфликта, когда и войны вроде полноценной нет, и заработать особо негде - это идеальная среда для начала разных неприятных процессов. Но сейчас я пишу к тому, что именно паразиты, желающие присосаться и жить за счет потока помощи, громче всех кричат о том, что с грузом никого не пропускают - это наглая вопиющая ложь - пропускают, просто нужно оформить и "юр.лицо" и документы на груз и факт его передачи. Мне сегодня заметили, что мол, это все не быстро - ха. Берете любой общеизвестный уже оформленный фонд и передаете через него. Проблемы? Смотрим выше - либо потому, что неликвид, либо скорее всего потому, что так нельзя будет по ходу обогащаться посредникам.
3. Объективное - на территории Донбасса идет спец. операция. Местных попросили выехать, каждый день гибнут мирные. Нормально и правильно не пускать на такую территорию всех желающих. Нужно регистрировать "юр.лица" и брать разрешения.
Есть мнение, что мол, да, фуры идут, помогают, но до крайних мест не доезжают и потому якобы, нужно начать пропускать десятки миниавтобусов из России - это передергивание. Если фуры не доезжают, нужно на месте формировать дальнейший довоз, а не создавать на границе хаос, очереди, травить людей пропавшими консервами (не со зла), лекарствами и превращать извините за неприятную правду - Донбасс в свалку. Конечно, людям, которые искренне хотят помочь, может быть обидно из-за подобных утверждений, но смотрим выше - помощь - это давать то, что нужно, и не всегда лишнее тут - это нужное там. Ряд фондов и групп регулярно публикуют отчеты и можно помочь и мирным и военным не вставая с дивана - обычным переводом. Потому что по итогу буфер в виде банковской системы - самый лучший вариант, отсекающий все проблемы, которые я описала.
С "волонтерами", которые в России имеют возможность работать и зарабатывать, но хотели бы в кратчайшие сроки разбогатеть на подобной помощи все ясно - они боятся любых документов как вампиры солнечного света, но есть те, кто находится там и не имеет возможности работать ни потому, что негде, ни потому, что некогда из-за помощи. Более того, эти люди рискуют жизнью, а у некоторых из них есть семьи и дети, которых нужно как-то кормить, одевать, обучать.
Я полагала, что волонтер должен жить на мизере и именно с такой позицией в итоге упала в обморок от истощения. С другой стороны, представьте людей, семьи в России, которые жертвуют далеко не лишнее, а волонтер идет есть там, в ресторан или покупает самый дорогой кофе в городе и так далее. И тут же такому пишут в комментариях: "Вот я перечислил немного денег - Вы ж их по назначению потратьте".
Наша общая подруга Аня тут в жж, в свое время, очень жестко спровоцировала во мне осознание. Она написала, что мать в самолете, который терпит аварию, сначала должна одеть маску с кислородом на себя. Вопреки всем инстинктам, включая тот, который сильнее чувства самосохранения. Потому что без матери детям помочь будет некому. Точно так же и я, тогда как волонтер, обязана была сначала позаботится о себе. Вскоре для меня это стало не актуально, но сегодня, когда я имела возможность помочь через тех, кто все время там, я, памятуя Анину мудрость, не забыла подумать сначала о них. Другое дело, как быть с теми, кто не понимает, что волонтерам там, в отличие от тех, кто пытается начать ездить отсюда, нужно есть, одеваться, чинить авто и так далее. И тут очень многое зависит от таланта и мудрости тех, кто помогает на месте и было удивительно и радостно обнаружить, что люди достаточно мудры и сильны, что бы найти нужный баланс и организовать это со всех сторон правильно.
Всем нам сил, мудрости и возможности помогать тем, кто нуждается через тех, кто делает это как нужно.