Невероятно, но факт - информации на целый пост у меня накопилось по одной единственной теме - по мигрантам из Узбекистана. Вероятно, что она актуальна только для меня, особенно, перед праздниками, но по количеству фактов прям выплескивается, потому выписываю.
Если говорить о проблемах страны, то вопрос мигрантов как раз из тех, которые государство (а не спрос, бизнес или мировая обстановка) действительно регулирует, как считает нужным - диктует условия, определяет количество въезжающих, в любой момент может откорректировать правила.
Сразу напишу, что только при СССР был идеальный механизм регулирования миграционных процессов - жители деревень, сел, аулов и кишлаков шли в одинаковые школы и попасть в любой город любой союзной страны могли только через учебу в институте или уже по работе. То есть кто бы и куда не приехал, он имел более менее такой же уровень образования и по месту попадал в широкий пласт среднего класса, а кроме этого, было общеизвестно, какой вклад делает его страна в рамках Союза, что так же способствовало установлению горизонтальных отношений.
Есть ли сегодня у России проблемы с мигрантами конкретно из Узбекистана? Да, есть. Государство определило условия - это медицинские анализы, регистрация, налоги и знание языка. И это нужные, правильные и очень взвешенные условия. Проблема с их выполнением возникла там же, где она возникает во многих вопросах - на уровне исполнителей. Которые открыли центры языка не для того, что бы проверять его уровень и обучать ему, а с тем, что бы грести деньги за выдачу сертификатов, необходимых для пакета документов. То есть те юр.лица и отдельные люди, завязанные в этом бизнесе, который выкачивает огромные суммы, чаще всего - не облагаемые налогом, не хотят думать о том, что завтра им в своей стране нужно будет знать узбекский, что бы попросить не класть что-то в шаверму и переговорить с таксистом по телефону, если возникла заминка с нахождением друг друга. И это только эгоистичный ракурс местных, не говоря о положении приезжающих, которые так или иначе платят за фальшивую бумажку, а не за знания - потому что так "работают", а точнее, посреднически паразитируют на процессе местные - обычные россияне-бизнесмены.
Это то самое место в повествовании, на котором в другом вопросе фанаты Европы должны были бы вставить свое: "А вот в Европе все не так - там все классно и зашибись". Повторю то, что уже писала - жители Европы неудобства от мигрантов испытывают бОльшие, но если в России заработала налоговая система и продавец шавермы ежемесячно платит за патент повара и без оплаты патента не получит регистрацию (а это еще и мобильный, карточка, другие услуги - своеобразный социальный пакет), то европейцы за неудобства, причиняемые мигрантами, платят со своего кармана. И это только сухой фактаж, не говоря о том, что мы все-таки, благодаря СССР, намного более органично сосуществуем с представителями других национальностей и религий и ситуация ровная, в отличие от Европы, где миграционная политика повышает градус недовольства вроде бы очень медленно, но это потому что до запредельных температур - как когда топка еще выдерживает, но уже стекло плавится. Про Европу я тоже сразу, потому что это очевидное и однозначное превосходство России в конкретных вопросе и отрезке времени, не смотря на проблемы, о которых дальше, но дальше о проблемах скорее самих мигрантов.
Это такое длинное предисловие было, а теперь увы, не сказка.
Изначально я начала сталкиваться с узбекистанцами в ФМС, при чем в соотношении "я одна белая и 300 смуглых худощавых мужчин", хотя смуглой до сих пор я считала себя - увы))) Тут я тоже сразу замечу, что такая ситуация была только при получении патента, на этапах получения гражданства в учреждениях ФМС их почти и нет и это подтверждает тот факт, что они едут в Россию только на заработки, в то время как в Европе их мигранты остаются навсегда.
Со старта уже тут, в Петербурге, мне представилась возможность посмотреть, как они работают на стройке за 5 тыс. в день, о чем я давно слышала, но так же не верила до конца, как часто и сами рассказчики. При 6 дневке это 120 тысяч в месяц, и далеко не всякий гражданин России может выйти на такую зарплату не только владея языком, но и имея образования с опытом. Это конечно, невероятное зрелище, потому что нагрузка на стройке превышает даже сельскую и главное - превышает всякую, где человек сам решает, как он себе ее задает. Потому что прораб-начальник если самодур, то загонит кого угодно. В этом случае, именно бригадир-узбекистанец был куратором процессов с акцентом на контроль нагрузок и я его поняла - в селе, когда во время стремительной весны хотелось успеть все, я пыталась изо дня в день идти на максимуме с раннего утра до позднего вечера, убеждая себя: "Это всего на несколько недель, потом отдохну" и дорабатывалась например, до того, что открывала комп и не знала, что с ним дальше делать. Так я узнала, что физическая усталость, не имеющая отношения к умственной или психологической (эти ресурсы должны были бы оставаться нетронутыми, в теории) все равно влияет, при чем, напрямую и тотально.
Кроме того, что работник загоняется физически и у него день ото дня падают темпы, такое состояние приводит к ошибкам и человек (любой) превращается в тупую скотину, которая нуждается в непосредственном управлении - то есть что бы кто-то (не уставший до отупения) непосредственно стоял рядом и контролировал каждое действие, иначе либо нет работы, либо сплошные косяки. Но это поймет только тот, кто способен через свой опыт понять тех, кто от него зависим или ему подчинен. В большинстве же случаев наши прорабы и заказчики, если имеют с работниками проблемы такого характера, то исключительно по одной причине - потому что сами не утруждают себя координированием работ и тупо гонят (иначе не скажешь), а периодические послабления нужны, потому что именно они позволяют держать общий высокий темп без потери качества. Если такой организатор есть и ремонтников из Узбекистана не загоняют, на то, как они работают, можно смотреть как на всякое другое искусство - часами. И к сожалению констатировать, что рабочие места у местных они не отбирают, потому что наши во-первых, не имеют такой формы и в силу определенных факторов не способны на нее выйти по крайней мере, в своем большинстве и во-вторых, не стремятся в такие условия - строительная пыль, лако-красочные, таскание тяжестей и так далее.
Ну и совсем близко - я соседствовала с представителями Узбекистана по коммуналке и сталкивалась по работе с тем, что бы разобраться в этом вопросе не ставя даже себе такой цели.
После общих впечатлений, которые я изложила выше, по мере наработки опыта общения, меня конкретно начали возмущать две вещи - первая - это то, что просыпается в наших согражданах при виде узбекистанца. Такое впечатление, что прям у всех предки владели крепостными - так я вселялась в комнату и интеллигентная женщина в возрасте, за несколько эпизодов общения не проявившая ничего негативного, вдруг, с пафосом надменной мещанки посоветовала мне попросить соседа из Узбекистана вынести тяжелый шкаф на помойку. Бесплатно. Я вот без преувеличения остолбенела, потому что это - что это за замашки? Кто помнит, я писала про село-деревню, что многие из нас приезжали и полагали, что нам будут рады продать домашнюю курочку или уточку - из-за непонимания системы частного хозяйства и из-за того, что все посчитано, ограничено и что бы окупились труды и была прибыль, нужно предлагать тройную цену и все равно не факт, что продадут - так вот я писала, что просить деревенских об определенных услугах даже за деньги, оказалось форменной бестактностью и даже запредельной наглостью. А если бы этот узбекистанец, например, попросил эту женщину оказать ему бесплатную услугу и приготовить стол ко дню рождения на том простом основании, что она женщина и наверняка умеет делать салаты? ??? Вот какой была бы ее реакция? И главное - в квартире было еще два здоровых русских парня и попросить их, мне не предложили. И это не единичный случай - некоторые просто даже бессознательно относят узбекистанцев ко второму классу и только при них начинают себя вести так, как по их мнению, ведет себя первый в отношении второго. Я сначала тактично предупреждала, что это очень наказуемое отношение к людям, а теперь просто глушу: "О, нормально, а завтра к вам так европейцы!" - одергиваются почти все, тем более, что это не бытовой уровень, при котором человек унижающий слабых сам будет пресмыкаться перед сильными (а может, это как раз те же фанаты Европы по совместительству, кстати), а тонкий лед, который в мире проваливается в современные варианты действующего фашизма.
И второе - меня возмущала их привычка со всем соглашаться. Я не понимала, как так можно - поддакивать, обещать, кивать, улыбаться и... ничего не делать. Ну как так?))) При чем, не сколько несделанное доставляло досаду, сколько ощущение себя идиоткой, которой наобещали и оставили пребывать в иллюзии самообмана - брр! Тут пришлось копать глубже - Великий шелковый путь и наработки деловых моделей от купцов - клиент всегда прав, любым отрицанием можно вызвать его недовольство, потому нужно со всем соглашаться и это действительно приятно, пока не доходит до того, что результата-то нет, чаще всего. Но и тут есть нюанс.
В современном мире такая модель - это отказ в обратной связи собеседнику. Например, вы говорите работнику что-то сделать, он знает какие-то нюансы что бы внести коррективы в ваше ТЗ, но молчит, что бы не вызывать у вас недовольства (а часто начальник - самодур и сам не хочет этой обратной связи - он же умнее всех и нельзя подвергать это сомнению), делает как сказали и по итогу получается косяк. В котором виноват тот, кто формулировал ТЗ, но самодур пойдет дальше и обвинит и даже переложит затраты на подчиненного или даже подневольного, но не суть - тут для косяка достаточно просто не делать обещанного и кивать что понял, когда не понял. Суть в том, что эта старинная модель ведения дел, противоречит современным передовым, а на подсознании у людей автоматом срабатывает вывод, что человек обещает, не делает, значит, он слабый, безответственный и дальше лепится "кишлаки", "отсталые" и сдобренный другими фактами ярлык прочно прилипает к носителям.
Однако при этом - первое - такая модель помогает выживать под самодурами, которые часто руководят тем, в чем вообще не разбираются, а им в ответ улыбаются, кивают и продолжают служить, в отличие от местного, который под такого идет в случае крайней нужды и уходит с матом. Второе - местные-то тоже автоматом подыскивают подходящую модель из древних времен и ничего современного не применяют - то есть кто-то угождает - как себя вести? И из тех же веков выпадает: "Да как с крепостными!" и сознания в этом ноль, а это означает один уровень тех, кто помыкает с теми, кем помыкают. К слову, бизнесмены к своим работникам-россиянам в офисах тоже так относятся, но для этого нужно бизнесменом стать, а с узбекистанцами в любой бытовой ситуации почувствовать себя помещиком может каждый, и мало кто способен удержаться от этого опасного искушения. И третье - такая ситуация для приезжих из Узбекистана - форс-мажорная. Они оказываются вне дома, ранее часто - без документов, даже с документами у них абсолютная зависимость - я писала, что работодатель расторгнув договор может не просто в один день лишить работника работы и жилья, но и права находиться в стране (выехать нужно день в день), а так же подвести под штрафы и дальнейшие запреты на въезд. То есть такое положение мигранта хуже, чем у российского бомжа. И это не преувеличение - я с трудом не налепила кучу восклицательных знаков - они все равно не помогут представить их положение тем, кто не был в аналогичной ситуации. А форс-мажор действительно отсылает всех нас далеко в бессознательное и там у каждого может быть что угодно.
Дальше, у меня на работе был персонаж, который пытался убедить меня в том, что приезжие из Узбекистана вот просто не люди, а животные и относится к ним нужно соответствующе, потому что "уровень культуры". То есть он сознавал свое отношение и даже пытался его популяризировать на пример алкаша, который подбивает других выпить тоже.
По первой части утверждения (они - животные) могу сказать, что впервые в жизни видела русскую свинью. Я никогда не задумывалась над тем, что имеется в виду под этим выражением, а сейчас вот получила возможность лицезреть представителя во всех красках - это ненасытная, нахрапистая свинья, которая либо жрет и гребет под себя, либо, если попробовать оторвать ее от корыта, реагирует таким же визгом на всю округу, как свиньи же перед забоем. Тоже сразу - люди с таким поведением есть и у немцев и канадцев и украинцев и может быть даже у японцев, потому что пороки на национальность не смотрят и реально превращают человека в животное - чего только стоит полное подчинение своему кишечнику и интенсивное наращивание сала, американцам кстати, в первую очередь привет. Но поскольку русские сильные в общем, и в самовыражении в частности, имеют больше пара и не имеют привычки к западной системной клетке, выражают они этот букет в максимально возможной экспрессии - это реально зрелищно. Так что лекции "они - животные" обернулись тем, что сам лектор оказался на уровне животного, при чем, самым неуважаемого - возможно, в этом есть что-то психологическое и он в "узбеках" пытался найти хоть кого-то ниже себя, тщетно разумеется, потому что вопрос, где были его коренные русские предки, о которых он рассказывал, когда предки узбеков придумывали шахматы? ))) Вот почему категорически нельзя давать начало подобным дискуссиям. Интересно то, что в это же время Андрей Ваджра очень сочно описал в своем видео такую же свинью, в Ленинградской области, только с властью,
рекомендую с 36.33 минуты, кто не хочет про политику.
По поводу второй части - "другой культуры" - мне приводили аргументы по вопросам мытья, запахов и прочих (опускаясь уже ниже дна в обсуждениях чужого пота, но из повествования фактов не выбросишь) которые не имеют никакого отношения к культуре и относятся к санитарным нормам, которые в свою очередь, проистекают из крайней нищеты. Наши могут жить в гаражах Англии по 8 человек, а англичане в какой-нибудь Африке на земле - ну при чем тут культура нации вообще?
Есть выражение "видеть жизнь" и когда-то я писала, что покупку мной домика в селе поняли и приняли мудрые люди с достижениями, а не поняли и осудили (как унитаза нет?) поверхностные инфантилы, которые в жизни к 30 годам не купили и стиральной машинки. На вопросе с узбекистанцами я поняла, что за прошедшие годы мой разрыв со вторыми увеличился до пропасти и в таких бесполезно к чему-то взывать, можно только глушить сверху европейцами. И я только сейчас понимаю, что значит "видеть жизнь" - это умение смотреть на нее без декораций и появляется оно только после собственного опыта и никак иначе. Когда люди в своих декоративных мирках забываются настолько, что начинают мнить себя первым классом или сортом и подшивать ко второму по их мнению, конкретную национальность, получается начало конца. И тут тонкая грань, можно сказать: "Русская свинья", если заслужил, но нельзя: "Свинья, потому что русский". Можно говорить национальных особенностях даже если у них знак "-", нельзя на основании этого переставать относиться к человеку как к человеку.
Все-таки детали, что бы уже все точки над i, потому что это те факты - да, которые некоторым местным позволяют уничижительно относиться ко всем узбекистанцам. Запахи, проблемы с жильем и т.д. - первопричина всех проблем - это плотность проживания, которая кстати, нарушает СанПиН, но по порядку. Научно доказано, что лук является причиной резких запахов - мы это знаем по "изо рта", но когда его едят постоянно очень много, он дает специфический запах тела, а выстирать такой из текстиля можно при температуре выше 60 градусов. Сюда же постоянное вываривание говядины - когда каждый день готовят из сырья на большое количество человек без вытяжки и вентиляции, пар проникает во все помещения, если это коммуналка или общежитие и оседает на всем, то же касается жарки и жира. Да, с такой готовкой узбекистанцы быстро убивают кухни, но всем известно, что некоторые наши арендаторы, начиная со студентов, тоже быстро убивают арендное жилье - проблемы с этим пассивным доходом есть, общеизвестны и касаются в первую очередь своих.
Дальше, что касается плотности - в своем большинстве они зарабатывают меньше, их часто штрафуют и кидают в виду незащищенности, потому плотность - это экономика, а не культура или "традиции из кишлака" - непроходимые черствость и ограниченность такое утверждать. Когда зарплата 8 тыс. в месяц (особенно только что приехавших обманывают сильно) и ту могут не выплатить, когда прав находится в стране нет, языка нет, сдают опять же, проблемно и т.д., тогда вот так. И не только у узбекистанцев и не только в России - в Европе и раньше и евреев в лагеря селили - так бывает, у разных людей в разных странах в разных формах. И отсюда не только перегруз на кухню, но часто и отсутствие стиралки и очередь в душ и экономия на счетчиках. Это когда они сами арендуют, но и когда работодатель по вахте заселяет, та же стиралка на 30 человек с возможностью сушки вещей только на своей же кровати - формализм и россиян-вахтовиков часто селят так же и клопы - это тоже результат плотности. И совсем другая история, когда работодатель оплачивает доставку еды, обеспечивает душевые на производстве и селит по нормам, но чаще это работы, все-таки требующие знаний языка и какую-то рабочую квалификацию и приезжим из Азии такие условия труда просто недоступны.
Как еще описать... вот мы в процессе работы, позволяем себе и потеть и пачкаться, так вот для них все пребывание тут - работа и это тоже нюанс, при котором на одежду и комфорт тратится мизер и все заработанное передается домой часто большому количеству родственников, а не только родительской или своей семье. Но я читала статьи про их традиции и вот тут тоже обнаружила нюанс - почему в наших так скоро включается презрение даже на работе с клиентами-узбекистанцами, некоторые позволяют совершенно неприемлемое поведение даже само по себе, без выяснения причины - унижать кого-то, помыкать и так далее. Так вот тут как с детьми - есть родители, которые сами оценивают ребенка низко, но рухнув с какого-то дуба ожидают, что тот выйдет в социум и там незнакомые люди будут оценивать его выше, чем родные. Абсолютный бред, но я о позиционировании.
А позиция приехавших, в отношении тех, кому они передают деньги - зависимая. Еще раз повторюсь - я знаю тех, кто живет тут в нормальных условиях и работает на себя или свои планы, например, за пару лет хорошей работы тут, можно построить частный дом в Узбекистане, но у большинства деньги забирают родители, которых еще к тому же, может обслуживать невестка. То есть даже молодежь не пытается тут выучиться и остаться, потому что ей не дают такой возможности буквально забирая все заработанное. Теперь вопрос - вот абстрагировавшись от всего (друзья могут представить мою реакцию на такое отношение к детям - это пойти намного дальше, чем заставлять вместо себя посуду мыть, я сильно сдерживаюсь))), какое отношение вызывает человек, который по факту батрачит как раб без перспектив для себя?
Это ни в коем случае не оправдание тем из наших, которые падают до деления людей на сорта с сопровождением своего мнения своим же низким, абсолютно неприемлемым поведением и отношением, но это факт. Читала истории, что даже если тут появляется семья, дети, все равно результаты труда сына принадлежат его родителям и все равно по итогу он уезжает туда, куда текли его деньги и там женится на своей - все это конечно в нашей системе координат дичь конкретная. У нас тоже так было - и в одном доме 3 поколения жили и старшие решали все за молодых и у невестки было часто незавидное положение, особенно, в крайне бедных семьях, но когда? А тут получается, они выбираются все-таки в другой уровень экономики и могут пытаться зацепиться, но не делают этого. Они обеспечивают родителей, но не уважаемы ими, так как родители могут шиковать на российские зарплаты, а они тут в клопах живут не смея снять комнату хотя бы на двоих - вот где позиционирование. Я рискну все-таки написать, что по-моему скромному мнению, часто отношение наших включается уже на готовую позицию конкретного раба, а ее приготавливают их же собственные родители. То есть посторонние люди в чужой стране относясь эксплуататорски, относятся ничуть ни хуже, чем родные. Только тут труд нужен, а на родине - его результаты. Вот и все. Если там родственникам плевать на то, в каких условиях тут живет ребенок, почему работодателю нельзя плевать? Понятно, что работодатель - скот сам и должен отвечать за то, куда селит людей и сколько и как они у него работают вне зависимости ни от чего, но если брать всю картину - она вот такая.
В одной из дискуссий я встретила мнение, мол, все кто считает такое положение рабочего из Узбекистана униженным, бесправным, недостойным, а из него дальше проистекают еще более недостойные поступки, такие как подживание тут у баб и потом брошенные дети и семьи, не понимают, что старики там в отличие от наших не брошены, не бедствуют и с таким авторитетом, что даже жен до сих пор выбирают. В то же время, невестка в доме родителей рожает пятерых детей, а не одного-двух - то есть и старики сыты и детей полные дома и кто после этого скажет, что их система координат не достойна права на существование?
Я понимаю даже третий шаг - что в страну прибывают деньги и это позволяет местным иметь работы и нет отрицательного отбора - возвращаются практически все и потому и тут в языке не заинтересованы особо, но все-таки такое скотское отношение к своим детям и потом к брошенным тут детям и внукам - если творится такое зло, не может за счет него быть что-то хорошее. И опять же - кто знает, как бы оно было, имей там старики жилье с удобствами, пенсии такие как тут, что дедушки и бабушки помогают и с внуками и с жильем и с кредитами (перегибы наоборот)? Но по моему мнению, корни озвученных проблем уходят в экономику.
Что касается религии и мытья ног в умывальниках и что еще хуже - пользования бутылками (это я так завуалировано) - да, не все, но у какого-то процента такие ритуалы есть. В то же время на обратной стороне я обнаружила что-то, что идет вразрез не только со стереотипами, но даже с тем не особо приятным, что писала я - очень высокий духовный уровень. Он поразил меня, но далеко не все постоянно используют модели угождающих купцов, видимо, у части выходит генетика воинов и тогда это вообще не те узбекистанцы, к которым все привыкли. Вот пример - наши не вытянут такой ритм на стройке не только потому, что жрут больше дерьма, костями тяжелее и разбалованы больше, но и потому что те ситуации, которые завораживают как искусство вытягиваются за счет силы духа. А что самое невероятное, так это то, что их духовная сила не то, что похожа - она такая же как у нас, точнее - у тех наших, которые очень сильные и которых тоже немного, конечно. То есть если читать даже про славян и веды - это вот оно. Не подходит про веды - высшая психология. Не нравится - тогда это как результат не только многолетней практики йоги, но и применения ее в деле - то есть когда человек не только в позах умеет, но и на гору и дом своими руками и как-то так. Религия или практика или знания просто пути к определенной сильной форме и духа и физики и в общении я была поражена глубинной мудрости многих из них.
Ну и все, всех с наступающим, любви и обнимаю!