Тема опустошающих душу сюжетов в художественном творчестве слишком обширна, однако есть среди них настолько жизненные, что понятны без слов человеку любой веры и национальности. Если вы подписаны в Дзен на «
Русский Портрет», то уже прочитали (
или прочитаете позже) одну из подборок и понимаете, как тяжко жилось бедным слоям русского общества. Да и не только русского.
Опять двойка (1952) Фёдор Решетников
Наверное, любому знаком этот сюжет. Ведь мы все учились в школе и помним, как советское образование «вдалбливало» знания (надо признать, порой очень даже успешно). Следующая картина под названием «Провалился» (1885) принадлежит перу Дмитрия Жукова и здесь уже всё серьёзно! Гимназист не поступил. Почитайте при случае на досуге, насколько это было плохо как для ученика, так и для семьи в целом. Это вам не просто завалить аттестат в платном ВУЗе (хотя бы не изобьют).
Всё в прошлом (1889) В.Максимов
Пожалуй, можно было оставить без комментариев. Такой штрих: всё в прошлом, тревоги, заботы, мысли… только тупая печаль, и беспомощность. Что-то смог сделать при жизни, а что-то нет! Сейчас бабушки грустят у бюджетных телевизоров и большое горе если он сломается, а дети не помогут. Тогда была лишь одна дорога: в церковь и на лавочку, поговорить о былом, повспоминать и немного… всплакнуть.
Смерть переселенца (1889) С.Иванов
Этому полотну посвящено немало статей, одна из них на pikabu с глубоко историческим уклоном. Мы видим, что глава семейства… с иконой на груди. Мать в истерике, ребёнок смотрит на всё это непонимающим взглядом. Опять же, представим себе эпоху. Семья едет с пожитками куда-то в неизвестность, а тут вот такое случается! Куда они теперь? Домой? А если дома уже нет? Тот случай, когда по одной картине можно снять если не короткометражный фильм, так целый сериал (с продлением).
Похороны первенца (1893) Ярошенко Н.А.
Здесь тяжесть во всём. Лицо обезумевшей матери довершает и без того очевидную картину. Морозною порой, их путь лежит на кладбище, вон и смотритель с лопатой по пятам следует. Если верить официальным источникам, тогда рожали много, но и смертность была высокой. Если не при родах, так на войне, а там уже и по пьяни в кабаке зашибить могли… картина Ярошенко - это как фотография вне времени: расставаться с первым ребёнком невыносимо, это горе, а не счастливое избавление.
С квартиры на квартиру (1876) В.М.Васнецов
Сколько жизни в бредущих по заснеженной улице паре этих несчастных? Я бы сразу сказал… немного осталось. Однако деваться некуда, если никто не пустит, придётся ночевать под мостом. Куда деваться? Из вещей какой-то мешок, в котором после их смерти даже собаки рыться не станут. Вот были люди, и нет их, вроде живые, и не живые. Сколько таких было, а сколько сейчас?
Очередь у бассейна (1865) Перов В.Г.
Стужа. Метель. Ледяная вода… жизненно необходима. Бедным только и остаётся, как дожидаться очереди. Сложно понять, откуда они набирают. Это некий городской бассейн. Мало информации, только холодом сквозит. Вы пробовали хотя бы километр пройти в мороз и ветер, который в лицо? А с вёдрами в руках? И это было, ибо куда деваться? Без воды в квартире не сварить ничего, и пресного чаю не приготовить.
Возвращение крестьян с похорон зимою 1880 год, Василий Перов.
Отсюда тоже так и веет морозом уныния и тлена. Вдова похоронила мужа и теперь с родственниками возвращается домой. Её горе разносится по округе громогласными стонами, ветер заглушает его, унося в даль отрывистые причитания и плачь. Ведь скоро придёт и её время. Да, тут старшая дочь поддерживает мать, и младшая идёт рядом. Сыновы или в армии, или не повезло уродиться. Куда уж ещё печальнее?
Пережил старуху (1896) В.Максимов
Название полотна говорящее. Здесь с одного взгляда понятно, что произошло. Отметили пустую тоску на лице деда? Сколько эмоций вы насчитали? Можно выделить одну - пустую печаль, когда понимаешь: вот и пришло время хоронить… а ведь по молодости хоть куда. Дед вспоминает, какими они были в 16 лет. Первая любовь, ещё совсем робкие поцелуи, неловкий секс, ребёнок, а что дальше… это была не бытовуха полная страданий, отнюдь. Они чувствовали, они радовались, они жили.
Сейчас… а что изменилось? Кто-то доживает до 80 лет, кто-то и до 100, поддерживая себя лекарствами да силой воли. Но ведь не каждому повезёт прожить жизнь с любимым человеком до последнего дня. Куда уходят чувства, если мы не можем устоять от соблазнов? Измены, алименты, скандалы, наговоры, что это… зачем это? И тогда было разное, несправедливое, ведь во все времена живут одни и те же люди.
Кто-то воспитан в любви и вероятно, Он будет любить. Кому-то не повезло, и Он вырос на улице или в детдоме. Мы не выбираем как жить. Обстоятельства бывают против нас, и мы можем либо падать, либо укрепляться и расти над собой. Так было задолго до нас, и не нам жаловаться на жизнь. Художника Максимова и Деда с картины уже давно нет в живых, но его образ останется с нами навечно.