"Эффект свидетеля" в социальных сетях

May 27, 2017 17:01




Почти 50 лет назад - в 1968 году - американские психологи сформулировали так называемый эффект свидетеля. За 4 года до этого Америку потрясло убийство молодой девушки, свидетелями которого стали не менее десятка соседей, но никто из них не пришел жертве на помощь. Психологи пришли к выводу, что причиной равнодушия соседей стала именно их многочисленность. Каждый решил, что поможет другой. А в результате никто не помог. С тех пор этот феномен был не только  подтвержден эмпирически но даже измерен. Оказывается, если человек один, то он предпримет активные действия с вероятностью 70%. Если же он находится в группе из более трех человек, то он будет действовать с вероятностью только в 40%. Это называется "диффузия ответственности".

Да вы это наверняка и за собой замечали. Когда, например, проходите мимо перегоревшей лампочки в подъезде и не сообщаете о ней в жилконтору, а надеетесь, что это сделает кто-то другой. Или когда проезжаете мимо только что случившегося дорожно-транспортного происшествия, ведь на дороге так много других машин - кто-то поможет. И вот теперь американские психологи взялись проверить состоятельность этой теории на поведении людей в социальных сетях. Оказалось, что в социальных сетях - всё то же самое. Люди, например, спокойно пролистывают призывы о помощи, полагая, что поможет кто-то другой. А когда натыкаются на ошибку в программе, не сообщают о ней разработчику, полагая, что уж разработчик точно узнает.

А еще проведенные эксперименты показали, что пользователи не склонны проверять подлинность распространяющихся в социальной сети новостей, полагая, что это сделает кто-то другой. Ведь в социальной сети много людей. А раз этого никто не делает, значит и новость вполне достоверна.

И вот тут - сосредоточьтесь! - самое главное: если на дороге вы видите много людей, а про подъезд точно знаете, что в нем живет много людей, то в социальной сети вы чувствуете себя в толпе просто потому, что вы так считаете. Потому что социальная сеть производит на вас такое впечатление. И чем сильнее это ощущение, тем сильнее ваше доверие к фейку. А это значит, что все усилия, например, Facebook по идентификации фейковых новостей с помощью роботов совершенно бессмысленны. Потому что корень проблемы - это не русские хакеры и не какие-то другие злоумышленники, а сам Facebook как таковой. Потому что в нем слишком много людей. И чем больше в нем будет людей, тем более пассивными и доверчивыми они будут. И тем проще ими будет манипулировать. Вопрос только в том, кто воспользуется этой возможностью первым.

12:17, 26 мая 2017   (с)
Реплика Максима Кононенко на "Вестях FM"

Документальный уклон, Заметки репортёра, #Социум, Причуды нашего века, Тихо потыренное, Общественное, Психология, Будем знать, Направление общества, Отрывки и цитаты, Социум

Previous post Next post
Up