Aug 05, 2014 18:58
Есть у Гримм сказка, под названием «Госпожа метелица». В сборнике русских народных сказок нашлась аналогичная, под названием «Золотое веретено».
В сборнике сказок в обработке Афанасьева нашлась «Девушка в колодце». Ещё я нашёл похожую сказку под названием «Две сестры». Но не о заимствованиях или пересказах буду писать, а о трактовке, которую я попутно сочинил.
Была у одной вдовы дочь, была у нее еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила, а падчерицу заставляла много работать и всячески унижала. Каждое утро должна была падчерица садиться у колодца и прясть пряжу. И столько ей нужно было спрясть, что часто даже кровь выступала у нее на пальцах.
Очень странно отсылать падчерицу прясть подле колодца. Скорее всего, она отправляла её заниматься проституцией, и ясное дело, в клиентах был всякий сброд. Так что приходилось ей трудиться много, а получать гроши. Типичная несовершеннолетняя бабочка.
Однажды сидела она так, пряла и запачкала кровью веретено. Наклонилась девушка к колодцу, чтобы обмыть веретено, и вдруг выскользнуло у нее веретено из рук и упало в колодец. Заплакала падчерица и побежала домой к мачехе рассказать о своей беде. - Ты его уронила, ты его и доставай, - сказала мачеха сердито. - Да смотри, без веретена не возвращайся. Пошла девушка обратно к колодцу и с горя взяла да и бросилась в воду. Бросилась в воду и сразу сознание потеряла.
То есть она покончила с собой, или совершила попытку суицида. В наше время (судя по американским фильмам и российским телесериалам) это широко распространено.
А когда очнулась, увидела она, что лежит на зеленой лужайке, с неба солнце светит, а на лужайке цветы растут. Далее девушка встречает печь с испечёнными хлебами, которые она вынимает лопатой. Потом её на пути попадается яблоня, с которой она стряхивает спелые яблоки. Наконец пришла она к избушке. (В разных сказках по разному, и одно бредовей другого). В окно избушки выглянула старуха. Изо рта у нее торчали огромные белые зубы. Увидела девушка старуху, испугалась и хотела бежать, но старуха крикнула ей: - Чего ты испугалась, милая? Оставайся-ка лучше у меня. Будешь хорошо работать, и тебе хорошо будет. Ты мне только постель стели получше да перину и подушки взбивай посильнее.
Короче говоря - попадает она в притон. Сутенёрша (мамаша) как и подобает в подобных случаях, обласкивает новенькую, постепенно приучая её к азам древней профессии. Судя по всему, её напичкали наркотиками - оттого ей и мерещился хлеб с яблоками.
Вот и осталась она работать у старухи. Девушка она была хорошая, примерная и делала все, что ей старуха приказывала. Хорошо жилось девушке у Метелицы (В других вариантах Старуха, Баба-яга, Белый старик). Её больше не ругали, а кормили всегда сытно и вкусно. И все-таки скоро начала девушка скучать. Сначала она и сама понять не могла, отчего скучает, - ведь ей тут в тысячу раз лучше, чем дома, живется, а потом поняла, что скучает она именно по родному дому. Как там ни плохо было, а все-таки она очень к нему привыкла. Она просит хозяйку отпустить её, на что она отвечает: - Мне нравится, что ты своих родных не забываешь. Ты хорошо у меня поработала. За это я тебе сама покажу дорогу домой. Взяла она девушку за руку и привела к большим воротам. Ворота раскрылись, и когда девушка проходила под ними, посыпалось на нее сверху золото. Так и вышла она из ворот золотом усыпанная.
Тут намёк на печальный исход. Девушка против своей воли была вовлечена в проституцию, её силы истощились, и перед смертью она вспомнила родной дом. Хозяева списали её на покой, где она мирно отошла в мир иной. Или того хуже, она умерла в перерыве между дозой и клиентом. И да… по законам жанра, она попадает в рай как мученица.
Девушка снова очутилась наверху, на земле. Пришла она ко двору, вошла в дом, а петушок, сидевший на колодце, в это время запел: - Ку-ка-ре-ку, девушка пришла! Много золота в дом принесла! Увидели мачеха с дочкой, что принесла падчерица с собой много золота, и встретили ее ласково. Даже ругать не стали за долгую отлучку. Рассказала им девушка обо всем, что с нею случилось, и захотелось мачехе, чтобы ее дочка тоже стала богатой, и так же много золота в дом принесла. Посадила она свою дочь прясть у колодца. Села ленивая дочка у колодца, но прясть не стала. Только расцарапала себе палец терновником до крови, вымазала веретено кровью, бросила его в колодец и сама за ним в воду прыгнула.
Похоже, что перед нами осознанная проститутка. Она может быть придорожной, которая работает ради денег, или любительницей, искательницей приключений на свою задницу.
И вот очутилась она на той же самой зеленой лужайке, где росли красивые цветы. Пошла она по тропинке и скоро пришла к печи, где пеклись хлебы. Конечно же она не вытащит хлеб из печки, и не потрусит спелых яблок. Придя к дому старухи, она без колебаний устраивается к неё на работу. Первый день она еще кое-как старалась побороть свою лень, слушалась госпожу, а на второй и на третий день стала ее одолевать лень. Надоело хозяйке сдержать такую служанку, вот она и говорит ей: - Уходи-ка ты обратно к себе домой! Тут лентяйка обрадовалась. «Ну, - думает, - сейчас на меня золото посыплется». Подошла она к большим воротам. Распахнулись ворота. Но когда выходила из них лентяйка, не золото на нее посыпалось, а опрокинулся котел со смолой.
(В других вариантах сказки, нечистоты, морские гады или членистоногие).
Бывшие проститутки только в Европе выходят на пенсию и пользуются уважением общества. Во все времена они были презренными, и редко доживали до старости. Некоторые умирают в болезнях, некоторые никогда не слезают с иглы. И, разумеется, они попадают в преисподнюю как падшие женщины, самовольно ступившие на путь греха.
Финалы сказок разнятся. В одной версии она пришла домой вся грязная, что никакие средства не помогали ей отчиститься. По другой версии, её мать прилипла к ней, и так и не отлипла.
В третьей - она приносит домой сундук с черепками, и всё становится по-старому.
Хотите верьте, хотите нет, но подтексты у народных сказок офигеть какие жизненные.
Книжный мир,
Явно провокационное,
На размышление,
чукча... философ?