Как хорошо все-таки быть физиком! Например, это здорово помогает понимать нетривиальные фильмы.
Сегодня посмотрел такой - "Тото-герой" бельгийского режиссера ван Дормаля (дебютная картина, 1991г). Сразу скажу, что ничего национального там нет, сюжет по сути вне времени и пространства. Фильм начинается с убийства одного из главных героев (по имени ТомА), дальше идут его многослойные воспоминания, приправленные фантазиями и воспоминаниями о воспоминаниях (это когда показывают ворочащегося в постели от детских кошмаров старика).
В физике есть такой принцип: если системе задать начальные условия, то они полностью определяют ее дальнейшее развитие. Т.е. любая другая система, получившая такие же начальные условия, будет развиваться абсолютно идентично. Детерминизм. Иными словами, если два ребенка попали в схожие ситуации и испытали схожий стресс, то их психологические проблемы во взрослом возрасте будут похожи. А если два человека похожи внешне (в фильме это показано на примере девушки), то они скорее всего похожи и внутренне (убедился на собственном опыте:) ).
Итак, сюжет. В роддоме пожар. Женщины в панике хватают детей. Одна из них сомневается, кто же является ее сыном, и берет того, кто первым закричал. Соседнего ребенка берет другая женщина. И с тех пор жизни Тома и Альфреда идут параллельными курсами. Мальчики внешне вроде бы разные: Тома из более бедной семьи, Альфред из более богатой. Альфред более общителен и пользуется бОльшим авторитетом среди сверстников, но иногда Тома невольно затмевает его какими-то поступками.Например, пацаны бросали ножик в мишень, и Тома бросил гораздо точнее Альфреда. Но единая природа крепко их связывает и ведет по жизни параллельными путями.
Отношения между мальчиками сразу стали напряженными. Тома сказал Альфреду, что их перепутали в роддоме при пожаре и что его (Альфреда) машинки принадлежат ему, Тома. На что Альфред треснул ему в живот и сказал, чтобы он не вздумал никому об этом говорить. Тома завидовал Альфреду, что у того больше игрушек и богатств. Альфред завидовал Тома, считая, что тот живет свободной жизнью и принимает те решения, которые считает нужным.
А потом в их жизни появилась девушка - сестра (или сводная сестра) Тома по имени АлИс.
Тут самое время рассказать о семьях. Отец Тома - летчик. В сознании мальчика он прилетел прямо на самолете, спустился на парашюте и стал жить вместе с мамой. Сначала на свет появилась Алис, потом он, а потом странный брат Селестин (он впоследствии оказался дауном). Отец довольно быстро погибает, полетев в грозу на самолете за апельсиновым джемом для Канта - хозяина супермаркета и... отца Альфреда. Собственно, больше про родителей Альфреда ничего неизвестно. А вот с отцом Тома связан один из ключевых эпизодов, который проходит через весь фильм: отец играет на фортепиано детскую песенку, поет, Алис подыгрывает ему на трубе, и все счастливы. Нереально красочная идиллия семейной жизни, контрастирующая со всем остальным.
Когда погибает отец, Алис и Тома сближаются и решают быть всю жизнь вместе. Алис начинает взрослеть, у нее оформляется грудь и появляются какие-то взрослые привычки (например, красить губы помадой). Тома завороженно смотрит за ней. Его любовь скорее напоминает любовь сына к матери, чем мальчика к девочке. Алис становится его первой женщиной (пусть это и не сопровождается половым актом).
Естественно, тут же появляется и Альфред. Ему тоже нравится Алис, они начинают как-то общаться. Алис маневрирует между братом и соседом. И тут происходит еще один пожар: Тома ревнует Алис к Альфреду и припоминает той, что она грозилась сжечь дом. Алис поддается на провокацию, идет с канистрой бензина к Альфреду и сжигает себя вместе с домом соседей.
Тома и Альфред получают душевную травму на всю жизнь. Теперь во всех женщинах они будут искать Алис. Им заданы одинаковые начальные условия. Они проживают параллельные жизни. И их судьбы в конце концов пересекаются. Альфред женится на женщине, внешне похожей на Алис. Тома совершенно случайно знакомится с ней на улице и очень скоро соблазняет. Эвелина решает уйти от мужа. Когда уже все готово к их отъезду, Тома заходит в дом к Альфреду (видимо, тоже случайно), и тот рассказывает ему об уходящей жене.
Похоже, Тома понимает, что оба гонятся за образом Алис и тем самым обрекают Эвелину на несчастье. Даказательством тому - сцена в постели, где Эвелина спрашивает Тома, какая ее рука нравится ему больше - правая или левая. Точь-в-точь, как это спрашивала Алис. Эвелина и Алис похожи внешне - и потому похожи внутренне. Тома шокирован сходством. И он по сути спасает Эвелину, сбежав от нее куда глаза глядят и таким образом выдернув ее из этого кошмара.
Неудачи в личной жизни, работе - все это к старости окончательно сформировало основную идею Тома: Альфред отнял у него жизнь и пользуется ею. Он решает убить Альфреда. Надо торопиться, ибо на того уже охотятся киллеры (Альфред богат, но у него из-за этого проблемы с безопасностью). Тома находит спрятавшегося Альфреда, но не убивает его. Потом пробует застрелиться сам, но выкидывает пистолет и идет в дом Альфреда. Киллеры думают, что это Альфред, и убивают его. Таким образом он спасает вторую жизнь.
Финал. Прах Тома рассеивают с самолета, и под веселый смех прах становится частью окружающего мира - с травой, солнцем, деревьями, коровами (про них - далее).
Судьбы остальных героев. Мать Тома умерла довольно рано и незаметно, но на ее похоронах Тома вспоминает отца и Алис (которая по сути и заменила мать). Селестина отдали в приют, где он жил счастливо, изредка навещаемый Тома. Селестин по-своему воспринимал окружающий мир, чувствуя то, что не могли чувствовать другие (например, слышал крота, лежа на траве). Когда Тома привел к нему Эвелину и спросил, похожа ли она на Алис, Селестин удивленно ответил, что не похожа. Синдром Дауна спас его от душевной травмы.
Помимо двух параллельных жизней Тома и Альфреда была третья - "киношная" жизнь шпиона Тото (отсюда и название фильма). Это фантазии мальчика, в которых он мстил детям, дразнившим его Чингачгуком, мстил Альфреду и спасал отца от смерти.
Ну, а теперь, собственно, о кино. Помимо мастерски проведенных параллельных линий, многослойности (фильм - воспоминание человека после выстрела перед смертью, внутри воспоминаний - реальных и явно выдуманных, как прилет папы на парашюте - киношные фантазии со шпионом) и нелинейности (периодически показывают старого человека, который ворочается в постели, потом идут так называемые "флэш-беки" - возврат в прошлое) в картине много мелких на первый взгляд деталей, которые делают фильм шедевром.
Память - это набор каких-то ярких фрагментов. Можно их показать явно, убрав паузы и сделав это с помощью монтажа. Так, в момент, когда Алис и Тома лежат одни в постели, она вдруг начинает надувать пузыри из слюны. В следующий момент она показывает ему пупок, он пускает туда слюну, а Алис говорит, что пупок моют не слюной.
А можно показать это еще более выразительно: Тома бежит за Алис, которая вроде как пошла на урок музыки. На ж/д переезде их разделяет поезд, и камера показывает то, что он видит. Кадр с Алис - и несколько секунд черноты. Кадр с Алис и мальчиком - и снова чернота (пока вагоны едут). А что было между этими кадрами - неизвестно. Мозг додумает...
Тема огня и воды. В пожаре родились Тома и Альфред, в пожаре же погибла Алис. В воде "родилась" Алис: однажды она пошла в ванную и позвала к себе Тома, который увидел ее в голом виде и удивился тому, что у нее "выросли сиськи". В этот момент родилась Алис-женщина (вся в пене - как Афродита). В воде же погиб Тома, упав после выстрела головой в фонтан, в котором плавали рыбки. Симметрия...
Отдельная история про Селестина. Когда он был маленький, он играл в простой детский конструктор, но не так, как обычные дети, вставляя кубики в подходящие места, а по-своему - пытаясь запихнуть кубик туда, куда он не лез. Потом, когда стало ясно, что он даун, мальчишки (те самые, которые дразнили Тома Чингачгуком) решили над ним подшутить и заставить полетать с моста, превратившись в птицу. Тома в ужасе смотрел на приближающуюся смерть брата (его схватили и оттащили в сторону), но Селестин взял да и вообразил себя коровой, забодав мальчишек "рогами". Я обещал написать про корову:).
Таких нюансов много - цветок, подаренный Алис брату, потом оказавшийся у Альфреда в ящике, а в конце перекочевавшмй в ящик полиции с вещественными доказательствами. Фотографии Эвелины, которая, выйдя замуж за Альфреда, начала стремительно походить на Алис (вплоть до цвета платья). Тема религии (когда погиб отец, Алис пришла в церковь и разбила статую богоматери, сказав, что больше ей не верит. Вскоре после чего покончила с собой самосожжением), тема небесного (самолет отца, имя брата-дауна, которое переводится как "небесный", труба Алис, на которой она играла с отцом) и много чего еще.
А глобальный вывод такой: физика и кинематограф связаны очень тесно в драматургическом плане. С одной стороны, в терминах квантовой механики легко описать сюжет таких вот нелинейных фильмов, а с другой - сами по себе законы физики представляют собой отличный материал для режиссеров.