1. Фото: Екатерина Мамаева, Nikon D700,
монокль 80мм.
Модель: Татьяна Шевнина
В конце сентября я получил предложение о проведении мастер-класса о нюансах съемки моноклем. Речь шла об участии в мероприятии под названием
«Фотоканикулы» проводимом под руководством изветного петербургского фотографа
Алексея Кривцова. Это мероприятие посвящено в первую очередь работе в жанре «НЮ» на пленэре и проводится дважды в год, весной и осенью, в живописных местах Крыма.
Алексей написал мне о своем интересе к пикториальной фотографии и к моим моноклям. Рассказал о «Фотоканикулах» и пригласил познакомить участников фотослета с этим объективом. В процессе переписки у нас появилась еще одна интересная идея - предоставить монокль каждому желающему на весь период слета, а по итогам провести конкурс на лучший снимок. О результатах конкурса расскажу чуть позже, а сначала хочу поделиться своими впечатленями от самого мероприятия.
2. Фото: Станислав Пунов-Дроздовский
Если в двух словах - было интересно, красиво и даже душевно - как и писал Алексей
в анонсе. Прежде мне не доводилось участвовать в подобных мероприятиях и не доводилось снимать «НЮ», поэтому поездка принесла несколько открытий и развеяла ряд стереотипов встречавшихся ранее.
Во-первых, я не раз слышал что на подобных по форме съемках «все толпятся в куче, суетятся, мешают друг другу и снимают одно и то же».
3. Модель: Надежда Изотова
Как видно из этого снимка, элемент суеты действительно присутствовал на «съемочной площадке». Однако причина этого в том что на дворе был «далеко не месяц май» - девушки не могли долго оставаться обнаженными, хотя и держались как могли (за что им огромнейшее спасибо!). Толкотни же, споров и тем более неуважения друг к другу среди фотографов не было в принципе. За четыре дня съемок и мастер-классов каждый фотограф имел возможность с каждой моделью воплотить свои фантазии в реальность поработать над своей задумкой. Другой вопрос что кто-то этим воспользовался, а кто-то нет.
4. Модель: Регина Печенежская
Во-вторых, на счет того что все снимают одно и то же. Этот момент для меня всегда остается интригующим.
5. Модель: Татьяна Шевнина
Внимание вопрос: у всех ли фотографов на этом снимке в итоге получился один и тот же кадр? Правильный ответ: нет! Поясню почему: кто-то может снимать общие планы, кто-то детали, кто-то умеет ловить моменты, взгляд, эмоции, кто-то нет, кто-то обращает внимание на рисунок света, кто-то не обращает. Поэтому и фотографии в результате разные. И даже в случае с постановочным снимком, когда один человек ставит модель, а снимают еще десять, свою задумку снимет только он. Остальные снимут что-то другое. Поэтому не стоит бояться снимать свою задумку плечом к плечу с «собратом по цеху» (ключевое слово «свою»).
Наглядный пример:Алексей находясь в той куче, что парой снимков выше, подметил «гусиную кожу» модели и снял фотографию, подобную которой не снял никто:
6. Фото: Алексей Кривцов
Модель: Надежда Изотова
В-третьих, в сети встречается следующее опасение «в анонсах выездных фото-туров пишут красиво, а на месте выясняется вся «правда жизни».
Наверное это не безосновательное высказывание. Как я уже писал, «Фотоканикулы» - для меня первое подобное мероприятие и рассказать могу только о нем. Действительно были моменты (например опоздание водителя с проектором для демонстрации снимков) из-за которых приходилось передвигать запланированные съемки и мастер-классы, но в целом анонсированная программа была выполнена в полном объеме (за исключением может быть заключительного костра, замененного на сауну из-за погоды).
Думаю что на мероприятиях подобного масштаба вряд ли возможно обойтись без подобных неувязок. Но если организаторы реагируют оперативно, неудобств не возникает. В нашем случае так и было (за что спасибо организаторам). Замечательно если спустя пару-тройку лет этот фотослет не будет поставлен на поток, на жесткие «рельсы», и сохранит свою индивидуальность и фишку.
7. Модель: Элина Меметова
Открытием для меня оказался жанр «НЮ» как таковой. Не то чтобы я не знал о нем. Просто не задумывался о подобной съемке, не возникало интереса/возможности попробовать. На деле он оказался не так-то прост. Не в смысле того что снимать сложно - с этим как раз был полный порядок: в первый же день мы все перезнакомились и подружились. Модели оказались веселыми и интересными девушками поэтому никакого барьера не было. Сложность крылась в другом. В самом умении выразить красоту женского тела как части Прекрасного. Вряд ли смогу сказать что-то толковое на эту тему. Замечу только что постигать и понимать этот жанр мне помогали вечерние просмотры и обсуждения отснятого материала. Соизмеряя свои и чужие съемки, отснятые в одних и тех же условиях, приходило осознание допущенных ошибок, появлялись свежие мысли, идеи. Я не раз слышал о том что учиться нужно на работах признанных мастеров, но описанный путь для меня почему-то является более действенным.
8. Nikon D80,
монокль 60мм.
Модель: Надежда Изотова
Но самым важным открытием этой поездки для меня стал собственно Крым! Это очень красивое место. Тем кто не равнодушен к красоте природы там стоит побывать.
9.
А теперь о моноклевом конкурсе между участниками «Фотоканикул»!
Откровенно говоря, я когда вез через границу 14 моноклей, опасался что ссадят с поезда заведомо ожидал фотографий, более слабых чем снимки фотографов в галерее на своем сайте
www.monolens.ru. Причины на то были самые объективные: люди, заказывающие изготовление монокля, самостоятельно решили попробовать это направление съемки, а участники «Фотоканикул» приехали на слет за совершенно другими знаниями и опытом. Поэтому я ожидал увидеть фотографии, которые можно объединить общим названием "первый опыт" или "тестовые снимки" - с максимально выраженным, гипертрофированным моноклевым эффектом, без особого выбора сюжета и внимания к освещению.
10. Фото: Кирилл Буйко, Nikon D700,
монокль 60мм.
Модель: Татьяна Шевнина
Однако эти ожидания оказались в корне ошибочными. Возможно сама ситуация когда фотографам был выдан некий необычный объектив, была пояснена специфика его использования и объявлен конкурс подогрела амбиции, возможно творческие поиски и интерес к новым формам в принципе присущ многим участникам, но на протяжении всех четырех дней моноклями кто-нибудь да снимал. Я был рад и даже волновался подмечая это :)
11. Вадим.
Фото: Станислав Пунов-Дроздовский
Приятно было когда кто-то подходил и задавал вопросы, показывал отснятое, советовался.
12. Фото: Алексей Кривцов, Nikon D700,
монокль 60мм.
Модель: Надежда Изотова
Под конец четвертого дня на конкурс было представлено 43 снимка. За отведенное для разбора время компетентное жюри (в лице Алексея Кривцова и собственно меня) со своей работой благополучно… не справилось. Потому что достойных снимков было действительно много! Отобрать три работы, как планировалось изначально, мы не смогли и остановились на пяти:
Первое место
13. Фото: Наталья Кузнецова, Canon 1D Mark 3,
монокль 33мм.
Модель: Татьяна Шевнина
Снимок понравился своей живостью, непринужденностью, наличием воздушности и той «магии» которую и должен привносить монокль.
Второе место
14. Фото: Кирилл Буйко, Nikon D700,
монокль 60мм.
Модель: Надежда Изотова
Привлекла опять же «неспециальность», естественность позы, мимолетность взгляда, деликатное «дозирование» эффекта мягкости монокля.
Третье место
15. Фото: Андрей Комиссаров, Nikon D3,
монокль 50мм.
Модель: Элина Меметова
Как сказал Алексей: «В этом снимке заключена целая библейская история. И даже синий ореол слева (являющийся строго говоря дефектом) добавляет в эту историю таинственности, красоты и неземного».
Четвертое место
16. Фото: Андрей Комиссаров, Nikon D3, Lensbaby Composer. (Снимки на Lensbaby мы решились тоже принять на конкурс).
Модель: Надежда Изотова
Этот снимок понравился тем что эффект Lensbaby, придающий кадрам динамику, прекрасно сочетается с активной позой девушки и ее взглядом. Т.о. использование этого объектива в данном случае полностью обосновано.
Пятое место
17. Фото: Екатерина Мамаева, Nikon D700,
монокль 80мм.
Модель: Элина Меметова
Снимок в духе классики пикториализма, и, что приятно, без тяги к эпохальным сюжетам. Монокль выполнил свою работу на отлично - кожа героини как будто мраморная, без единого дефекта. Плюс удачное композиционное решение.
В качестве заключения
Рецепт на многие случаи в жизни: «Не доверять суждениям, а пробовать самому» еще ни разу меня не подводил. Уверен что находясь в творческом поиске полезно попробовать всё: как различные направления (съемка натюрморта, предметная съемка, стоковая, жанровая, студийная, репортажная и т.д.), так и различные инструменты (цифра, пленка, средний формат, Никон, Кенон, монокль, пинхол, Lensbaby и пр.). Поэтому я благодарен судьбе за случившуюся возможность поиметь новый опыт и окунуться в неизведанное!
18. Фото: Кирилл Буйко
--
Фотографии без указания авторства сняты автором статьи :)
Официальный сайт проекта «Фотоканикулы»:
www.photovacation.ruСайт фотографа Алексея Кривцова:
www.alexkrivtsov.ruСайт мастера по изготовлению моноклей, то бишь автора статьи:
www.monolens.ru