Ролик минуты с 11 - про РПЦ, заказ С.Переслегин отрабатывает, а если не заказ, то … ну, диагноз тогда будет в эпилоге, и тогда всё гораздо печальней…
Да, обратил внимание, что текст в ТГ дали сокращенный, там самые занятные обороты убраны и цвет-вкус потеряны, потому лучше бы послушать по ссылке в ютубе, или у меня ниже полная расшифровка с 11 мин. с мелкой редакцией:
- …В конце концов думаю, что любой священник мне скажет: ну и что, что конец света не состоялся, но разве плохо, что мы к нему хорошо подготовились.
- (ведущая) Церковь взаимодействует с учеными, хотя казалось бы есть онтологический разрыв?
- Я не уверен, что это так уж онтологический разрыв (! вот это мило!)
- Что мне сегодня нравится в сегодняшней РПЦ? При том, что у меня к ней есть и догматические, и конфессиональные разногласия. РПЦ сейчас играет по любимому принципу ТРИЗа: компромисс хуже любой из альтернатив и вот это уже очень сильная позиция, они играют безкомпромиссно, что вызывает уважение.
- Деятельностная позиция. Первое. Строительство церквей, и казалось бы мне какое до этого дело, когда с позиции протестантизма любая комната - храм, и в ней можно молиться. Но как социолог, не чуждый представлениям о расселении и архитектуре, я должен заметить, что классический русский город собирается церковью, храмом - это способ сборки территории, Россия была страной городов, пока эти города собирались вокруг храмов. Когда храмы разрушили, мы много лет говорили, что в России есть столица и нет городской среды. Достижение РПЦ в том, что сейчас во многих, даже не очень больших, и даже совсем мелких городах, в которых когда-то не было никакой жизни (помните, “о как скучно жить Марусе в городе Тарусе, индюки одни да гуси, Господи Иисусе”). Во всех этих городах появляется городская среда, потому что это же система, связанная: у вас появляется точка сборки со свежей позолотой свеже окрашенной, где всё красиво, всё работает и вокруг этого начинают создаваться и остальные структуры, они начинают к ней подтягиваться. Итак, первое - это значительная роль церкви в возрождении русских городов через политику ремонта и постройки новых церквей.
Кстати, не могу не отметить, сейчас мы вещаем с Пескаревки, у нас совсем недалеко один из старых знаменитых - храм Ксении Блаженной. Мы были страшно удивлены и даже не довольны, когда рядом с этим храмом в паре десятков метров начали строить новую церковь, а зачем, а почему? Но когда она была готова - образовалась настолько красивая архитектурная бисистема, великолепно освещенная, причем и через букву Е и букву Я, то есть и светлая, и святая. Мы туда регулярно заходим, не будучи прихожанами, просто потому, что там рядом стало хорошо находиться, там приятно пройти и приятно на нее взглянуть.
Приятно в хорошем смысле, еще раз говорю. что у нас всё больше мест, где четко ощущается присутствие господа, и это стало ощущаться во многих старых храмах.
Вторая линия. Опять же, будучи протестантом, хорошо знаю историю Реформации, знаю о том, что Лютер закрыл все монастыри, а монахинь отправил замуж, а монахов - работать. Вроде бы я не должен к этому позитивно относиться, да и так ли нам нужны места, которые были бы укрытием людей от мира. Это с одной стороны. А с другой стороны, когда начинаешь разбираться в истории российских монастырей - это тема отдельная и интересная - то выясняешь, что через монастыри шло внедрение многих технологий. Потому что нечто сначала можно было сделать в монастыре в малом масштабе (а монастырь обязан обеспечивать себя) - а потом это уходило в другие места. С этой точки зрения интересна история Валаамского монастыря, где было очень много такого рода технологий.(турпоездки-экскурсоводы повлияли на С., споют соловьями про центр мира в Васюках, посмеялся, не удержался)
Нет, я отнюдь не утверждаю, что в ближайшее время церкви будут создаваться заводы фотоники и микроэлектроники - но меня это абсолютно не удивило бы, это абсолютно соответствует монастырскому уставу и может отлично быть сделано. (ой, мамочки, или “О!Господи!”, ну до слез довел, право слово, ржач, нельзя ж так!)
Но я хочу сказать даже не про это. Очень позитивную роль сыграл конфликт на Украине, очень много людей перешло к позиции работы 24/7. Это к тому, что работа, труд являются содержанием жизни, а всё остальное - ну, как получится. Получится? Ну, хорошо. Труд в монастыре изначально построен таким образом, это труд 24/7, труд и молитва, как содержание жизни. И с этой точки зрения монастыри меняют, немножко меняют социальную карту России. Это второе направление деятельности.
- (ведущая) это также элемент расселения, где паломники могут проехать по определенным марштутам, а потом это некий образ жизни, это образ жизни…
- Это образ жизни, мысли и деятельности. И это сильно. И при этом надо заметить, что именно сейчас церковь начинает довольно интересное взаимодействие с наукой. Мы говорим об этом в связи с духовно научным центром в Сарове, который сами имели честь посещать. Мы говорим об этом в связи с Пермью. Я склонен считать, что это будет и в ряде монастырей, как способ существования и деятельности. Вряд ли в монастыре будут строить ускорители, но монастырь точно отличное место для того, чтобы заниматься гуманитарными исследованиями не ради получения степени, статьи в журналах, а ради обретения истины. А это то, чего очень сильно не хватает гуманитарным исследованиям, что в России, что во всем мире. И я очень четко вижу, что эти монастыри могут стать центрами познания, как вообще-то в истории уже неоднократно было.
Четвертое направление, которым сейчас занимается церковь - миссионерство. При этом надо заметить очень важную вещь: раньше, когда мы жили в целиком христианском мире (! - СССР для него христианский мир, да и РИ! “Во даёт!”) - христианская Россия, христианская Европа, - было понятно, что миссионер - это в Японии, в Китае, в Корее. Это все понимали. Но сейчас мир всё ещё в значительной мере светский. А это означает, что нужно внутреннее миссионерство, нужно миссионерство внутри России, миссионерство во Франции, миссионерство в Голландии. Ну разве что в Италии может еще нет такой острой необходимости. И вот РПЦ очень активно занялось этим делом внутри России - это хорошая стратегия (когда ее ветви взаимодействуют). Новые монастыри, новые церкви, новая архитектура - появляются масса туристических маршрутов, которые проходят и через Валаам, Свирь, Архангельск, и через Соловецкие острова, и через города по Волге и Каме. И разумеется, нет такой стоянки в городе, нет такого посещения, где тебе не показывают, не демонстрируют церковь, и это не памятник,, не музей, - это работающая церковь, в которой идут молитвы, в которой ты можешь исповедаться, в которой стоят иконы, и это чудотворная икона, которая полностью… ну, я сформулирую так - существует давнее поверье, что если икона ответила на твою молитву, ты должен подарить ей что-то для тебя ценное значимое (не вообще дорогое кольцо, а например, подарок матери). И вот очень интересно наблюдать эти иконы, которые завалены такими подарками. И ты понимаешь, что люди сюда приходят и они получают то, зачем пришли… А церковь не забывает подготовить перед началом сезона экскурсоводов, причем экскурсоводам не разрешено, и никто их и не просит проповедовать Господа нашего. Они рассказывают историю, культуру.. Но вы же понимаете, что если человек является верующим христианином и он рассказывает историю великого монастыря, это всё равно окажется проповедью, даже если ни одной строчки там не будет и вы должны уверовать в Господа нашего. И то, что одновременно возрождаются церкви и монастыри является частью этой самой политики на внутреннее миссионерство, на обращение России в веру. И я наблюдаю успешность этих действий. Не могу сказать, что они закончены. Но труды церкви на земле никогда не будут закончены, разве что после страшного суда. Но я и в этом не уверен.
Тезис 1. храм - центр сборки города. С начала городов (Египет, Ассирия) храм выполнял доп.функции: “центрового” склада, бух и налогового учета, страхователя (запасы на неурожай), медицины и проч. (т.е. - центр КУЛЬТУРЫ, см. схему расшифровки по видам деятельности в этической теме) - и потому выпуск денег тоже был его функцией, (потом деньги чеканила власть, а тогда это совмещалось, и фараон был двулик в одном лице, так сказать, - тогда и запустили известный цикл: монета платой воину, чиновнику - те ею рассчитываются за товар, услугу - далее система возврата деньги в храм в виде налога, т.е и финансовый центр изначально был там тоже).
В настоящее время сфера культуры дифференцирована-специализирована, как и сфера власти. Их учреждения и расположены в центре города. Главмент, Почтампт (связь), ФСБ и прочее властное, включая правительство и лидера. А говоря о культуре это - библиотеки, театры, цирки, офисы партий, спортивные арены, детские парки и учреждения, и так далее. Система управления, кроме связи - это еще и финансовые учреждения, банки, по крайней мере из головные офисы. Плюс в РФ есть многоконфессиональность (о чем ни слова не было, будто это так себе мельчь), которую государство силовым способом ограничивает (преследуя некоторые секты, свидетелей Иеговы и протестантские, кстати, Сергей),- а так была бы очень больше многоконфессиональность. Т.е. тезис Переслегина святую Русь натягивает на реал хистори.
Помните перестроечное: “если дорога не ведет к храму, то зачем она?…” и многозначительная пауза. Идиот интеллектуальствующий написал и сам восхитился, а другие идиоты, как попугаи задолдонили повторы - на самом деле дорога связывает заводы, прииски, города, твой дом с магазином и больницей с моргом. Это - коммунальная ценность, СВЯЗУЮЩАЯ СОЦИУМ ВОЕДИНО, по которой будут идти солдаты, безбожники и демонстранты, ехать машины в том числе в публичный дом - и уж потом в церковь, чтоб очиститься для нового греха, т.е. двинуться от храма в публичный дом. Циркуляция- с.
Рекомендую глянуть уже упоминавшегося Джеймса Скотта (гл.4 со стр 176, Высокомодернистский город: эксперимент и критический анализ. в книге “Благими намерениями государства”.
Кроме проектов Ле Корбюзье и этого направления в архитектуре и планировании городов (в том числе, кстати, Москва, - в которой, как и Париже, пришлось столько снести “центров петляния” для прокладки нормальных дорог, - так и не избежав “ловушки центра паутины” с вечной пробкой, где сходятся все радиальные дороги; столица Бразилии, что была построена полностью на новом месте, целая под_глава ей посвящена, чтоб ход мысли планировщиков был понятнее - и там, увы и ах, этого “ретро” про церкви нет), хотя есть и другие взгляды… Но хотя бы гляньте на путанные схемы предместий больших городов Европы, в которых могла целая армия увязнуть (финальные бои Коммуны). А еще был Двор Чудес в центре Парижа (центр сборки отверженных и криминала) - сейчас уже нет его, город и жилье для человека и социума НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ, это постоянная динамика.
И да, “городская среда” сейчас представляет собой целые направления науки, преподаваемой в ВУЗах. И если в жизнь деградационного социума возвращается религиозность - ну, конечно, нужны точки отпуска услуг и сбора денег с паствы, места стрижки шерсти стада, чего уж там. В перспективе тренда на “приближение услуг к месту жительства” - может, скоро будет вместо домовых кухонь и детско-взрослых центров досуга прямо в доме (о чем мечтали раннесоветские коммунисты) - можно на первых этажах скучковать рядком пункты приема разных сортов христиан, мусульман, иудеев, буддистов - “быстро и качественно окучим-отпоем не отходя от кассы, прямой провод с Высшей Сущностью или умершей родней на выбор, под гарантию отца-муллы-пастора- и проч.”, плюс маркетинг - динамики, объявы, ду-ду-ду, динь-динь-динь, молитвенные барабаны крутануть задешево. Славно, картина круче переслегинской красотулечки!
В СССР была создана уникальная система моногородов, в которых главная дорога вела не к храму, конечно, а к градообразующему предприятию, вписанному в общее разделение труда в стране, в производственные цепочки - например, Коммунарский Металлургический завод (вот это храм - так храм в городе-стотысячнике), шахтерские городки Донбасса вокруг шахты, или выделенные промышленные зоны в агломерациях (ВИЗ в Свердловске, и Уралмаш вообще город в городе) - это места “молитвы” человека разумного, а не idioticusa, или внутриМКАДного (там был КОЛЛЕКТИВНЫЙ созидательный труд, призванный освободить пролетария, а не абы какая “работа” на хозяина). А культурные учреждения, как правило, кучковались в центре, неподалеку от центра власти и общих собраний, как бы это ни называлось. И вот это уже построенное и функционирующее было стремительно (чтоб не пришли в себя, а то ж за колья возьмутся) - разрушено и в моногородах, и агломерациях - разрушено без оглядки на жизни людей, разрушено теми, кто ныне платит Сергею Переслегину, и заказывает ему “консультации” и статьи про офигенную пользу РПЦ.
Такая схема (малые города) в СССР была избрана в большой степени для СОЗНАТЕЛЬНОГО РАССРЕДОТОЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ на случай атомной войны между прочим, рассредоточения компетенций и дублирования критических производств. О чем это я? Кто-то понял? - И конечно, ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ ДЕСЯТКОВ МИЛЛИОНОВ людей за тридцать лет демографической катастрофы контрреволюции - там стало возможно и храмы строить на месте пустырей и идейного вакуума. Нужны ж места слива энергии нуворишей и безпамятных манкуртов для бесов, что этим кормятся (если чё - речь о функции психотехник для слива негатива, - психотерапия, как канализация дефектов) - это если б Серега Переслегин глаза открыл, может, и “увидел” бы духовным зрением - а так да, красивенько. Глаз радует, нос благовонствует, уши слышат,, как оперные голоса в храмах Перми службы сопровождают, слух услаждают так, что сирены завидуют (удивился я в свое время тамошней религиозной суматохе, целеустремленной возне молодых попиков в начале тысячелетия, тогда еще Кураев с Рерихами воевал, пока самого не пнули за ненадобностью умников, ренессанс в фазе энтузиазма). Нарядно опять же. Балахончики для попов на разные случаи, слышал, стоят настоящих зеленых ДЕНЕГ, и потому - чем не драйвер развития: (больше попов - больше швей, цехов, а чуть добавить креатив - и вот вам ежегодная мода с выкройками, дефиле паподьей и прочие невинные радости процесса духовного окормления, как и свечные заводики о.Федора из 12 Стульев?)
Инфраструктуру и ее основную проблему, социальную цену “красотулечек”, рассмотрим отдельным постом, не связывая с инфоповодом этого поста.
Тезис 2. Монастыри. При том, что Лютер их разогнал, он как бы основоположец для Переслегина - и его он никак не мог не упомянуть, но технично ушел в тень. Про монастыри и в Декамероне есть, как увидели средневековые наблюдатели занятные следствия сдерживания сексуального инстинкта при пробуждении энергии кундалини практиками монастыря - вообще песня, да еще там например, святая Катерина, что потом сгорела сама, а до того пару лет в саду кувыркалась голой, так ее дух скрутил, и так далее. И Имя Розы (произведение) - уже указывал, как полезное для осмысление движухи монастырей на Западе в сторону модерна, принятия денег, как цели, и ростовщичества, и фильм тоже по мне хорош - как и связка с орденами, Тамплиеры там и прочие, но то Запад…
Но не об этом тут - кто поездил по миру, да и интернет сейчас здорово помогает виртуально попутешествовать - ясно должен был увидеть, как все эти Шаолини превратились в шоу для скучающих путешественников. Везде, где туристы - возникают Потемкинские деревни, профанированные обряды, народные как бы одежды и как бы обычаи. И это давно началось, новоделы в Египте, статуи, колонны, Стоунхедж, для самых ярких примеров. Всё это вдоль любого маршрута насыпано густо, как шашлычники-сувенирники-таксисты на путях курорта Сочи - только бы зевак развести на денежку. Этнические “настоящие” шаманы, то ли киллеры, то ли хилеры с гарантией выздоровления, и вообще жуть через шаг. Вот и монастыри, братия, из места ухода от жизни суетной в духовный подвиг- зуб даю, - станут ярмарочными балаганчиками для походов праздношатающихся, хоть под видом богомольцев, хоть интуристов.
Помница Сергий Радонежский в лес ушел и там скит соорудил, далее к нему многие от жизни бегущие прибились, разрослось место, коллектив возник, склоки пошли,- и пришлось плюнуть ему на суету, вновь его догнавшую, и ушел он на новое место, опять скит сам сделал, к мэру-президенту не ходил. Потом монахи осознали, приходили извиняться, звали назад. Не помню, как уговорили, или что еще случилось - но суть и смысл в том, что поначалу нету никакого ярмарочного баланчика в монастырском деле. Своими руками делают монахи свою жизнь, свои места труда и быта - а не бюджеты обирают, и прихожан не обирают. А так да, откушали мы трапезу и в Лавре, где хаживал Сергий, и попили в новоделе Храма Спасителя. Туристы.
И - это центр духовных практик, эмпирика так сказать. Пробуждение духа, прямое познание - в случае успеха мало отличимо от Кастанедовских описаний. Умная молитва, посты, бесоборчество, благодать и так далее и тому подобное. Как ни относись, - это незаурядная работа - т.е. все эти стены-колокола-трапезы-дрова-вода-стирка-уборка являются всего лишь необходимой для жизни тела деталью, главное же - в мистической составляющей их деятельности. По идее, по идее, - не пугайтесь товарищи. Там этого поиска, думаю, уже давно дух простыл, так, душком иногда пахнёт-потянет. Потемкинские деревни и Вий, как в кино. Ну, и Кашпировский для бабок и слабоумных, как без них, а за ним с сосудами со святой водой и кассой - Чумак маячит. Одна техника…
И в центре Тюмени монастырь есть, златые колокола сияют. В центре суеты и коммерции с коррупцией. Не смеши Сергей гусей…
Тезис 3. Наука. Тут я потом продолжу, когда настроение от смеху опустится до нормы. Развеселил, уж уважил… Давай, завтра…
https://t.me/sociosoft/2875 Click to view