Асаdemia. Comédie-Française "Безумный день или Женитьба Фигаро"

Oct 06, 2010 23:45


Представление «Комеди Франсез» по пьесе Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро» я смотрел в формате генеральной репетиции, поэтому спектакль шел в почти пустом зале с небольшими техническими погрешностями. Действие происходило в безыскусных декорациях, состоящих по большей части из рамок с самостягивающейся тканью, символизирующих собой двери, и кресла, за которым прячется Керубино в очередь с Альмавивой, и только во втором действии для знаменитого свидания графа с мнимой Сюзон на сцене появляется искуственный сад и как-то заполняет пустующее сценическое пространство.

В историю «Комеди Франсез» вписана первая постановка «Фигаро» на профессиональной сцене, и это впечатляющий факт, но его недостаточно, чтобы зритель, придя на спектакль, поставленный на условно том же пространстве, узнал о пьесе Бомарше и французском театре нечто такое, чего он не смог бы узнать из других источников. Так случилось, что Валентин Плучек в 1974 году в московском театре Сатиры поставил эту пьесу, а потом сделал его телеверсию с Андреем Мироновым, Михаилом Ширвиндтом, Верой Васильевой и Ниной Корниенко в главных ролях. 13 лет спустя после премьеры Андрей Миронов умер на сцене во время исполнения роли Фигаро и был похоронен в сценическом костюме своего героя. Нужно ли еще что-то говорить о том, какое значение имеет «Женитьба Фигаро» для тех, кто еще успел застать минуты славы Андрея Миронова, и те времена, когда вещание ТВ ограничивалось двумя каналами, и если что-то стоящее показывали по телевизору, то это смотрела вся страна. А «Женитьба Фигаро» был действительно стоящим спектаклем. Сейчас кажется, что почти совершенным. Запись «Женитьбы» была одна из первых VHS-кассет, которую я приобрел в собственность, и не будучи обладателем видеомагнитофона, и так и не успев им стать, ходил смотреть ее в гости к друзьям, благо, что в моем окружении нашлись соратники в любви к этому произведению театрального искусства. Как это принято сейчас говорить, «Женитьба Фигаро» стал культовым спектаклем в первую очередь благодаря тому, что отправлял важнейший месседж уроженцам иерархического общества: когда верхи могут всё, даже залезть с ногами в чужую постель, у низов есть право начать не объявленный  интеллектуальный поединок и обвести верхи вокруг пальца, потому что низы в силу обстоятельств находятся в лучшей интеллектуальной форме.

Представляете с каким шлейфом я пришел на генеральную репетицию «Комеди Франсез»!? И что же я там увидел. Вместо Андрея Миронова в роли Фигаро актер внеше напоминающий Антона Камолова, и такой же живчик, хорошо поет, но делает это по большей части уже покидая сцену, иногда кричит по-петушиному, когда уже совсем становится скучно, но с Мироновым ни в какое сравнение не идет - не то, что рядом не стоял, жили на разных планетах. Последняя надежда меня покинула, когда он дошел до монолога, посвященного английскому выражению «God damned», с помощью которого Фигаро собирался изъясняться в Англии. Текст, из которого Миронов сделал спектакль в спектакле, француз проскочил легко и беззаботно, думая, что так и нужно произносит скучный текст старинной пьесы, который никакого отношения к современности не имеет. Также как и все остальные: Альмавиву играет скучный господин с усиками всерьез гоняющийся за Керубино, так и не давший ни одного повода улыбнуться. Женщины исполняющие роли графини Альмавивы и Сюзон были милы, но так и не раскрыли возможно все-таки свойственное им обаяние. Про остальных актеров даже сказать нечего, одни только слезы льются из глаз, настолько они незаметны на сцене: произносят слова, выданные им режиссером, и уходят. Какая там сверхзадача?! Текст, текст и только текст, который обветшал, состарился неимоверно и потерял остатки смысла, превратился в ветхую рукопись, которую засунули под стекло, и показывают оттуда любопыствующим, не позволяя прикоснуться руками.

театр

Previous post Next post
Up