Немного о среднесрочном будущем мировой системы разделения труда
Jul 13, 2014 02:21
Ниже показано, что после достижения максимума уровня разделения труда последует непременное его снижение и это снижение будет достаточно быстрым. То есть система разделения труда не станет стабильной, а начнёт деградировать. Рост уровня разделения труда является естественным процессом. Поэтому в системе с бесконечными ресурсами, но конечным народонаселением, он описывается в виде логистической кривой. Эта логистическая кривая есть сумма логистических кривых, описывающих разделение труда в каждой отдельной производственной цепочке.
Пример кривой виден на графике. Суть его такая: на начальном этапе рост уровня разделения труда происходит медленно, затем начинается лавинообразный процесс, который практически прекращается при истощении запасов людей. Казалось бы, кончились люди и замечательно: система устаканилась, сложился какой-то уровень разделения труда и он немного подрастает на продолжающейся микрооптимизации процессов. Плюс на это накладывается рост численности населения планеты, который тоже происходит по логистической кривой и выходит на свой максимум.
Теперь учтём ограниченность природных ресурсов. В простейшем варианте это ограниченность источников энергии для двигателей. Например, если завтра исчезнет нефть, то остановятся автомобили, грузовики, тепловозы, самолёты, большинство судов и прочий транспорт, который обеспечивает логистическую связность центров производства, да и самих людей с местами и работы. Единый производственный контур в масштабах планеты будет разрушен и сожмётся до размеров городов. Это приведёт к тому, что размер производственного контура станет не 6 с лишним миллиардов людей, а 10-15 миллионов максимум. Меньше людей в контуре - меньший допустимый уровень разделения труда.
Нефть не может пропасть так катастрофически. Но как исчерпываются природные ресурсы? Сначала человек использует то, что проще всего извлечь. Затем по мере истощения ресурса или роста рыночных потребностей он переходит на использование тех ресурсов, которые использовать труднее. И так до тех пор, пока затраты на добычу ресурса не сравняются с доходами от его использования. Например, пусть рыночная цена нефти 100 долларов за бочку, тогда если стоимость добычи и транспортировки бочки нефти превысит эти 100 долларов, то человек добывать эту нефть не будет.
Естественно, стоимость ресурса меняется не резко, а плавно. Стоимость нефти непосредственно сказывается на стоимости транспортировки продукции между фрагментами единой системы разделения труда. Эти логистические издержки постоянно увеличивают стоимость итогового товара даже в условиях, если рост уровня разделения труда закончился. В какой-то момент транспортировка на дальние расстояния становится дороже, чем производство на месте потребления, рвётся очередная цепочка и уровень разделения труда снижается. [История про чилийский лосось] Чилийский порт Пуерто Монт производит 700 тыс. тонн лосося, которые он продаёт в США, Европу и Японию. Лосось вылавливается в море, погружается в самолёт, самолёт за несколько часов долетает до логистического центра Wall-Mart в США, филе быстро сортируется и самолётами развозится по магазинам Wall-Mart. Так совершенно свежее филе чилийского лосося оказывается на американских прилавках за весьма небольшие деньги. Работоспособность фермы обеспечивает 35 тысяч человек и городок сейчас быстро растёт.
Спустя некоторое время стоимость нефти сделает такую транспортировку лосося не выгодной. Его просто не будут покупать по реальной цене и перейдут на другой продукт. Лосось перестанут ловить, порт опять станет мелким чилийским посёлком, а люди вернутся в свои деревушки и городки.
Таким образом, мы увидим сначала экспоненциальный рост уровня разделения труда, затем его затухание по экспоненте и в определённый момент заметим, что он начал постепенно снижаться всё ускоряющимися темпами.
На графике видны темпы добычи нефти, в том числе прогнозируемые темпы. В ближайшие лет 20 количество добываемой нефти снизится примерно вдвое. При этом стоимость добычи новой нефти станет дороже, ведь сначала извлекается самая лёгкая в добыче нефть, потом более дорогая и затем подчищаются те остатки, которые ещё рентабельно добывать.
Это означает, что уже в ближайшие десять лет увеличение цены добычи нефти и снижение её количества сильно скажется на стоимости горючего, а значит и серьёзно снизит уровень разделения труда.
По фиолетовому графику видно, как ведёт себя уровень разделения труда если транспортировка обеспечивается нефтью и её производными. Моделирование не проводилось, но из самых общих соображений зависимость примерно такая: скорость спада значительно больше, чем скорость роста.
На графиках даны оценки по скорости падения количества ресурсов, связанных с разными источниками энергии. Видно, что перевод транспорта с нефти на газ лишь немного продлит агонию, при этом объём добываемого газа должен вырасти, а значит он будет заканчиваться быстрее, чем на графике.
Уровень разделения труда будет деградировать так же из-за возрастающей стоимости добычи остальных базовых природных ресурсов: металлов, угля, газа, дерева, пресной воды и т.д. Похоже, скорость деградации из-за этих ресурсов будет сильно ниже, чем по причине нехватки нефти, но вот газа на мой век уже не хватит.
Выход в космос за источниками энергии для транспорта человечество не спасёт. Мы уже опоздали и заперты на планете.