Совпадения.

Jan 30, 2012 00:58

От совпадений сложно избавиться. Кажется, они тебя окружают постоянно. Кажется, что-то ведет тебя по жизни. Совпадения выискиваются, находятся, им нет конца. А на самом деле ты просто замечаешь только то, что хотел заметить.
На прошлой паре по психологии массовой коммуникации преподаватель рассказывал нам, что несмотря на 900 лет православия сознание у русских осталось суеверным, языческим. В мире черных кошек, рассыпанной соли и незашитых в дорогу штанов с Вами обязательно рано или поздно что-нибудь произойдет, потому что Ваш мозг будет искать этого.

Но даже не веря в приметы, все равно ощущаешь какую-то неведомую причинно-следственную связь во всем происходящем. Выскакивают какие-то аналогии и параллели. Собственно из-за недавних параллелей эта запись и появляется на свет.

Это несерьезные аналогии в случайном подборе сюжетно и композиционно похожих фильмов. Русские "О чем еще говорят мужчины", позиционирующиеся как новогоднее продолжение успешного прошлогоднего отечественного хита от Квартета И, оборачиваются довольно печальной и необязательной разговорной драмой. Мужчины, женщины говорят между собой, констатируя парадоксальность и нездоровье отношений между современными российскими парами. Проходит 2 дня и ты решаешь посмотреть давно скачанный интеллектуальный "Закат американской империи" и находишь там тоже самое. Знакомая во время просмотра своевременно замечает, что вот она, предтеча "О чем говорят мужчины". Те же разговоры. Такая же печальная, но здесь уже обязательная, глубокая картина о том, что повысившийся уровень жизни и образования заставили людей задуматься о себе, о своем личном-эгоистичном счастье. А этот эгоизм привел к моральному разложению и вырождению западной цивилизации.
Еще более неожиданной параллелью оказываются твои рассуждения о том, что и тебе придется когда-нибудь остепениться. Ты не будешь уже искать своего жизненного пути, не будешь меняться, а просто смиришься выберешь свое дело, свою стезю и будешь работать по накатанной до конца жизни. Ты смотришь в спину охраннику общежития и думаешь, как он чувствует себя на этой стезе, ведь, наверное, он не планировал становится охранником в твои годы. А вечером те же "О чем еще говорят мужчины" выдают тебе сюжетную линию об охраннике на ресепшене, мечтавшем в детстве стать космонавтом. Он пьет на своем посту в одного и грустит об упущенных возможностях.

Случается, что такие параллели доводят до депрессии. Однажды днем я поссорился с мамой, а потом угораздил себя вечером присесть посмотреть "Закрытый показ". (Когда добрую треть информации о жизни получаешь из кино, все параллели киношные). "Сынок", режиссер Лариса Садилова. Такое было вот кино. Такое, что легко списалось как с кальки на нашу с мамой ссору и причины той ссоры. Сильная была параллель. В тот вечер я впервые по-настоящему понял, что уже выпорхнул из родного гнезда и никогда в него не вернусь. Что дом тот уж не мой дом, а дом родительский, куда я приезжаю лишь как гость, птенец, вернувшийся в родное гнездо проведать выкормившую и воспитавшую его мать.

Случается всякое. Сегодня свадьба у брата. Все родственники, все друзья собрались на торжество. Ты думаешь о том, какой будет твоя свадьба. О том, какие у тебя разные родственники, о том, какие у тебя разные друзья. О том, что будет сложно всех свести вместе. Думаешь, что такое не для тебя. Что только мама, пара близких друзей и никого не нужно. На следующий день идешь в кинотеатр. А на экране неожиданно подавленный и неуверенный в себе Джордж Клуни. Его жена в коме, она умирает. И он должен собрать всех друзей семьи вместе, чтобы они смогли проститься с ней. Он сам должен ее простить, за измену, за холод отношений последних месяцев. Кино называется "Потомки". Герой Клуни там вдобавок ко всему еще и крупный землевладелец. После смерти отца он старший в большом клане, ведущим свою историю с незапамятных времен. Он должен поставить подпись под документом о продаже родовой земли. И тут он понимает, что эта земля - единственное, что объединяет его с многочисленными своими родственниками. Лишь только подпись и вмиг все эти люди станут друг другу чужими. Твоя земля, твоя малая Родина, немногочисленные близкие, дети, родители. Это все, что у тебя есть при жизни. Это самое дорогое, цени это! - говорит тебе фильм. И это так цепляет. Так же как прошлым вечером на свадьбе брата все, отринув личные неурядицы и напряженность в отношениях, желали несмотря ни на что счастья молодым. Лишь свадьба и смерть так объединяют близких людей. Такие параллели, такие аналогии. Надо ж было вроде так совпасть.

А еще меня часто преследует ощущение дежа-вю. Как будто ты видел отдельные моменты своей жизни во сне, вчерашней ночью. Иногда пробирает до дрожи. Друзья говорят, это значит, что идешь по верному пути. А кажется, что не ты идешь, а ведет тебя что-то. В мае 2011 в номере Rolling Stone вышла статья про творческий тандем Клинта Иствуда и Мэтта Деймона. Клинт сказал, что не нужно что-то там куда-то рвать когти и метать. Жизнь вынесет тебя туда, куда ей нужно. Его вынесла. И за такими параллелями и аналогиями я нахожу, что он был прав.

графомания повседневности

Previous post Next post
Up