Запрещенный прием. Разрешено.

Mar 31, 2011 22:53

В кинотеатр я хожу не так уж часто. И за премьерами слежу не очень оголтело. Ничего не жду. Никуда не собираюсь. В-основном, смотрю фильмы как минимум 2-х летней давности. Но этот фильм я ждал.

Запрещенный прием. (Режиссер - Зак Снайдер)



Главная причина ожидания - Ф.И.О. режиссера. "Рассвет мертвецов" - лучший, на мой взгляд, зомби-муви Нового времени. "Хранители" - лучшая экранизация комиксов и один из моих самых любимых фильмов. Зак Снайдер - мастер использования slow motion, гениальный визуализатор и человек, лучше которого передать мифологию комиксов может мало кто (читай "никто"). К "Легендам ночных стражей" и "300 спартанцам" у меня отношение неоднозначное. Но они тоже стоят того, чтобы о них говорить. И хвалить.

Отсутствие воображения (и чувства юмора) скоро погубит человечество. Именно отсутствие воображения - главная причина популярности реалистичных Бэтменов и "Начала" от Нолана. И кассовых провалов Снайдера. Критики разносят "ЗП" в пух и прах. Средняя оценка - жалкая 4.0 из 10. Все бухтят про слабый сценарий, отсутствие сюжета, скучных персонажей и не прописанные характеры. И я их в этом не поддерживаю.

"Запрещенный прием" - хороший и крепкий фильм. И этого уже достаточно. Не обращайте внимания на мнения критиков. Характеры прописаны не хуже, чем в любом современном зрелищном кино. Да и сама концепция картины не требует упора на людей. О главной героине вам не нужно знать ничего больше, кроме как она эмоционально подавлена и испугана. Вы определите это по ее лицу, точнее по единственному и не меняющемуся весь фильм его выражению. Об остальных героях известно не больше, о некоторых - вообще ничего.
Сценарий далеко не хромает. Он очень стройный и довольно понятный. Но от зрителя требуется внимательность и максимум воображения (и один раз - базовое знание английского).
Гигантские роботы-самураи, зомби-фашисты, орки, средневековые рыцари, драконы, роботы с зеркальными лицами, боевые машины, дирижабли, самолеты, вертолеты, поезда, катаны, пистолеты, револьверы, автоматы, пулеметы, горящий Кельнский собор, Сатурн. Список неполный.
Это не пародия и не трэш! Там, где у Тарантино и Родригеса получилось бы не лишенное шарма, но бессмыссленное кровавое месиво, у Снайдера вышла серьезная мускулистая, но в тоже время не обделенная нежностью картина.
"Запрещенный прием" - это настоящий коктейль из "Матрицы", "Ангелов Чарли" и "Пролетая над гнездом кукушки"(*)  и компьютерных игр-шутеров. Плюс еще немного "Алисы в стране чудес" и "Страны приливов".
Сравнения с "Началом" неуместны. Здесь тоже три реальности, но никто не пытается запутать вас. Их только три и какая из них настоящая не нужно разбираться.
Содержательно - абсолютная вторичность. И требовать от этого фильма философских откровений - истинный моветон. Главный посыл - "Верь в себя и все у тебя получится". Но сделано не без претензии. Есть пара пафосных закадровых монологов. В конце даже что-то вроде финального твиста.
Главное - форма. А она у Снайдера, пожалуй, вышла уникальной. Он вступил на территорию, на которой до него не работал никто. Нащупывая дорогу в этой неизвестности, он несколько раз все же оступился, поэтому фильм оставляет ощущение неполного удовлетворения. Но я вам этого не говорил.
Уникальность в подходе. Все экшн-сцены сделаны в виде эдаких миссий. Да-да, как в компьютерной игре. Сначала некий проводник объясняет содержание и цель миссии. Дает пару остроумных, но бесполезных советов и в путь. Первая миссия - одиночная. Остальные - коллективные. Играем по сети.
Кажется, что постановка драк-сражений подводит. Но в то же время выглядит именно как в игре. Со всеми шероховатостями и условностями, не позволяющими сделать это реалистичным. Оно и не надо. Не нравится? Ну что ж... Жалко, но ничего не поделаешь.
Еще прием загрузки в "матрицу"-игру-фантазию после второго раза начинает утомлять. Об этом я тоже, если что, молчал.
Все три реальности, в которых происходит действие, хорошо проработаны. Вспомните перед просмотром такие слова как "метафора" и "интерпретация", и вы заметите. что между ними таки существует довольно логичная связь.
И, конечно, музыка! Про то, как Снайдер подбирает музыку к своим фильмам можно написать целый трактат. В "ЗП" музыка - одна из главных героинь. Она по понятным причинам сопутствует нам во время экшн-миссий. Невсегда удачно и стильно. As for me. В остальном еще одно "безупречно". "Sweet Dreams" в исполнении самой Эмили Браунинг в начале фильма достойно ротации на MTV ввиде клипа. "Where Is My Mind?" не бывает ни к месту, особенно, когда речь идет про психушку. "Army Of Me" от Bjork - шикарно и очень символично.

Отпустите свою фантазию и забудьте об условностях окружающего мира. Готовы? Да? Тогда прямиком в кинотеатр! Этот удар поддых от дяденьки Снайдера определенно придется вам по вкусу.
Остальные же пока к нему не готовы.

* Сходство с культовой картиной Милоша Формана заключается не только в том, что и там, и там действие происходит в сумасшедшем доме. Упрощаю задачу. Попробуйте назвать в конце главную героиню МакМерфи, а вторую (поймете какую) Вождем.

культурные монологи

Previous post Next post
Up