Третьего дня в сети разгорелся скандал вокруг
поступка прокурора Крыма Натальи Поклонской, которая пришла на акцию "Бессмертный полк" с портретом Николая II и без портрета дедов. Поступок вызвал острую реакцию и острые споры. Кто-то говорит, что нарушены правила акции, кто-то - что "Бессмертный полк" превращается в черт те что и в следующий раз иные умники прийдут с портретами человека-паука и Наполеона, а кто-то указывает на неудачную политическую пропаганду.
Мне поступок Поклонской показался неуместным и нелепым. Но главными здесь на мой взляд все-таки являются два аспекта:
1. В первую очередь поступок оскорбителен по отношению к самому Николаю II. Ведь он - человек, со своей собственной судьбой, сыгравший большую роль в истории России, трагически погибший и имеющий свое собственное, большое и самостоятельное значение вне связи с Великой Отечественной войной. Попытка прилепить его образ к совершенно посторонней теме свидетельствует о глубоком пренебрежении ко всему тому реально значимому, с чем связана фигура Николая II. В том числе - и к личной трагедии царя, его семьи.
В конце концов, если некто относится с уважением к Николаю II, то он не будет волочь и светить его портрет как жалкую безделицу где попало, что называется "всуе". А тем более икону с его изображением. Это оскорбление, а в отдельных случаях и поругание. Я кстати не вхожу в число поклонников Николая II и считаю, что он несет прямую ответственность за развал Империи, но тем не менее отношусь к его фигуре серьезно и с уважением.
2. Поступок так же оскорбителен по отношению к акции "Бессмертный полк" и памяти павших в Великой Отечественной войне. Все, кто наблюдает за Натальей Поклонской, уже давно обратили внимание, что образ Николая II стал "пунктиком" её политической программы и элементом политической самоидентификации. Вкупе с глубокой неискренностью, подмеченной выше, это говорит о том, что Поклонская решила сделать подлинно всенародное, святое и чистое действо "Бессмертный полк" площадкой реализации шкурно-политических интересов.
Так может сделать только человек, совершенно не ощущающий священности происходящего действа, не чувствующий единства с ним, с другими людьми, живыми и мертвыми, павшими в Великой войне.
В День Победы треснул приторно-слащавый образ "няши-мяши", хрупкой, нежной, чистой истово-патриотичной женщины, испытывающей благоговейный трепет по отношению к теме царской семьи и всему, что с ней связано. И из трещины показалось нечто холодное и некрасивое.
Уверен, это "нечто" будет вынуто на белый свет до конца. И очень скоро.