Доршево. Храм во имя Спаса Преображения Господня.
Сперанская Мария Сергеевна,
фрейлина
Дочь М.Н. и С.И. Сперанских, Сперанская Мария Сергеевна (1878 - 04.01.1949), была фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II, а потому по определению не могла заниматься хозяйством в Гдовском уезде.
Богатство, роскошь и самые знатные женихи России окружали фрейлин. Но так ли хороша была их повседневная жизнь?
Фрейлины получали солидное жалование и статус при дворе. Треть их были из самых титулованных семей. Половина была дочерьми придворных.
Отбирали фрейлин сами императрицы, и нередко ими становились лучшие выпускницы Смольного института, происходившие даже из обедневших родов. Нередко во фрейлины попадали девушки с весьма скромными внешними данными. Главное для них было - ум и покладистость.
Девушки не могли иметь личных планов и в принципе не строили личную жизнь. Они повсюду сопровождали императрицу и постоянно должны были быть вкурсе дворцовых событий. На груди у каждой красовался особый знак - т.н. «шифр», усыпанный брильянтами. В зависимости от должности при дворе фрейлины на приемы и балы одевали богатые платья соответствующего цвета.
Жизнь фрейлин была почетной, но до крайности утомительной и сложной. Девушки 14 - 20 лет, незамужние, т.н. «свитские фрейлины», круглогодично проживали во дворце и могли быть вызваны по требованию императрицы или великой княжны в любое время суток. Они понедельно втроем несли соответствующее дежурство, и занимали патронессу ночью, если той не спалось. А с раннего утра они обязаны были ждать ее распоряжений. Из числа свитных фрейлин назначались и воспитатели княжен.
Камер-фрейлины, числом до пяти, назначались из свитных, и приравнивались к статс-дамам. По особому указу Николая I «комплектность» фрейлин насчитывала 37 человек. В последнее время их число уменьшилось.
По воспоминаниям Вырубовой при последнем императоре фрейлины имели уже отдельные квартиры с ванной и комнатами, могли в свободное время принимать гостей, и имели мужскую и женскую прислугу. С утра к фрейлинам приходил человек, и составлял меню на целый день, которое включало изысканные блюда и вина.
Утомительные балы следовали один за другим, и чередовались с торжественными обедами и ужинами. Фрейлины должны были играть с хозяевами и гостями в карты, а также в другие игры. Они должны были уметь вести беседы, знать языки, дворцовый этикет и манеры, ездить верхом, петь, рисовать и играть на рояле. Нередко они посещали театр.
Тоже самое касалось встреч и приемов, на которых фрейлины должны были развлекать и занимать гостей. Нередко девушек принуждали оказывать кому-либо интимные услуги. То могли быть как члены императорской фамилии, так и знатные гости дворца.
Поскольку в учебных заведениях страны существовал подлинный культ императорской семьи, некоторые молодые фрейлины, попадая во дворец, «пускались во все тяжкие». Вследствие этого во дворце возникали скандалы.
На свадьбу, которая могла освободить девушку от обременительных обязанностей, императрица и ее семья дарили богатые подарки и соответствующее вознаграждение.
Учитывая все вышеизложенное, отец Марии Сергеевны купил ей в 1910 году в качестве приданого подальше от столицы имение Доршево[1], расположенное под Москвой возле города Клин. Стоимость имения составила тогда 47 тысяч рублей.
От былого достатка недавно в Доршево сохранялся лишь полностью перелицованный дом, который стал в советское время общежитием, да храм в руинированном виде, который восстановил один из благотворителей.
О жизни М.С. Сперанской в Доршево ничего не известно. Не удалось найти в сети и соответствующих фотографий имения той поры. Не известно также - кто стал ее мужем. Имя его история не сохранила.
Сама хозяйка Доршево умерла в эмиграции, и была похоронена на кладбище в предместье Парижа - Сент-Женевьев де-Буа.
По счастью сохранилось краткое описание дел в имении М.С. Сперанской Доршево:
«К 50-м годам XIX столетия многие из рода Засецких уже владели поместьями, доставшимися им в наследство в результате разделов. Усадьба Доршево и Чумичево с двадцатью общими крестьянскими дворами и с 59 душами мужского пола и 73 женскими достались Анне Дмитриевне Засецкой, действительной статской советнице.
…
В этот период многие помещичьи хозяйства стали разоряться и распродаваться по «бросовым» ценам. Не устояла и усадьба Доршево, которую решено было продать или отдать в аренду. В 1910 году имение Доршево было куплено у Засецких довольно дешево, за 47 тысяч рублей, генерал-аншефом Сергеем Сперанским для своей дочери Марии Сергеевны - фрейлины Двора и отдано ей в качестве приданого. Сперанские занялись оранжерейным и парниковым разведением цветов и овощей, которые поставлялись отсюда в Петербург и в Москву.
За год до революции, в 1916 году, Мария Сергеевна Сперанская покинула имение навсегда. В здании усадьбы Доршево оставался хранителем садовник латыш Карл Томович Нерро, который всеми силами боролся за сохранность усадебных реликвий. В холод, в голод, без электрического освещения, он исполнял обязанности хранителя, экскурсовода, завхоза и истопника. Так Карл Томович провел почти тридцать лет в усадьбе Доршево…
До конца своих дней он сохранил по-детски доверчивую душу и веру в то, что наступит справедливость, что зло можно победить лишь любовью, добром и состраданием.
Кроме Карла Нерро, в Клинском уезде жили и работали его братья: Игнат - объездчиком-лесником Воронинского лесничества и Густав, служащим усадьбы князей Волконских Борис-Глеб.
В имении Доршево долго работала экономкой Анисья Петровна Успенская. Управляющий Нечаев ведал всей хозяйственной частью.
После Октябрьской революции несколько лет здание усадьбы пустовало, затем здесь была организована коммуна. Руководителем коммуны был назначен агроном Тарасенко, управляющим хозяйством - Трубкин.
Руководство коммуны проживало в главном усадебном доме, в роскошных меблированных комнатах. Коммуна была убыточным, нерентабельным сельско-хозяйственным предприятием и вскоре прекратила свое существование. Земельные угодья ее были розданы местным крестьянам.
В 1918 году, после отъезда М.С. Сперанской, финансовым отделом Соголевского ВИКа были организованы торги - распродавалась часть сельскохозяйственного инвентаря и орудий труда: сеялки, жатки, плуги, бороны, косилки, скот и лошади переданы были в распоряжение коммуны. Обстановка усадьбы - картины, мебель, фарфор, хрусталь - были отправлены в город Клин.
В 1924 году здесь была открыта летняя школа крестьянской молодежи (ШКМ).
…
В настоящее время в Доршеве, на территории бывшей усадьбы располагается третье отделение АО «Динамо». Усадебный дом используется под жилье временных рабочих. Здесь все запущено, в том числе и парк. В четырех прудах не стало воды. Аллеи заросли бурьяном, на ландшафтных пейзажных полянах расположены огороды. В разрухе и запустении оказался один из красивейших когда-то уголков Подмосковья[2].
Медаль в честь 100-летия Императорского Санкт-Петербургского женского патриотического общества. 1912.
В издании «Императорское женское патриотическое общество (1812 - 1912)»[3] есть некоторые сведения об отце и дочери Сперанских:
«7. Школа Имени Великой Княгини Екатерины Михаиловны (быв. Литейная частная школа), учрежд. до 1820 г.
…
Попечительницы - Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна, с 1895 г. (в Общ[естве] с 1894 г.).
…
Их помощницы - Мария Сергеева Сперанская с 1910 г.[4]
…
15. Елисаветинская школа (бывшая 4-я Адмиралтейская частная школа), учрежд. в 1816 г.
…
Попечительницы - Мария Владимировна ф. Эттер, с 1906 г. (в Общ[естве] с 1901 г.).
…
Их помощницы - Мария Сергеевна Сперанская, с 1907 - 1910 гг.[5].
…
Действительные и Почетные Члены Императорского Женского Патриотического Общества за столетний
период существования сего Общества.
1812 - 1912 гг.
…
1900 г.
Сперанский, Сергей Иванович[6].
…
1901 г.
…
Сперанская, Мария Сергеевна»[7].
Императорское женское
патриотическое общество
в Википедии
Патриотическое общество (также Санкт-Петербургское женское патриотическое общество, Императорское женское патриотическое общество) - старейшее и наиболее влиятельное женское благотворительное общество Российской империи (1812 - 1917).
История
Образовано указом императрицы Елизаветы Алексеевны от 29 декабря 1812 в Санкт-Петербурге под названием «Общество патриотических дам» для «вспомоществования бедным, от войны пострадавшим»; получило название Санкт-Петербургского в конце того же года. В состав первого Совета общества вошли: княгиня Варвара Алексеевна Репнина, графиня Мария Васильевна Кочубей, Екатерина Алексеевна Уварова, княгиня Софья Григорьевна Волконская, Аделаида Петровна Васильчикова, Елизавета Марковна Оленина, графиня Мария Артемьевна Воронцова, Софья Петровна Свечина, графиня Мария Дмитриевна Нессельроде, графиня Анна Ивановна Орлова, Екатерина Владимировна Новосильцева и Екатерина Ивановна Бахерахт. Каждая из дам общества приняла на своё попечение какую-либо часть города, имея при себе одну помощницу и одну собирательницу подаяний.
В числе первых в общество вступили: жена московского генерал-губернатора Татьяна Васильевна Голицына, жена обер-камергера Мария Алексеевна Нарышкина, жена президента Академии художеств Елизавета Марковна Оленина, жена будущего декабриста Екатерина Ивановна Трубецкая, мать декабристов Екатерина Федоровна Муравьева, жена поэта Дарья Алексеевна Державина, дочь А.В. Суворова Наталья Александровна Зубова, Зинаида Александровна Волконская, фрейлина Мария Алексевна Свистунова. Секретарём общества стал А.И. Тургенев.
С целью призрения сирот, оставшихся от разоренных войной родителей, Общество учредило «Училище сирот» для детей штаб- и обер-офицеров, в 1822 году переименованное в Патриотический институт и переданное в ведение «Комитета о раненых». С 1816 по 1829 год в ведении Общества находилось женское учебное заведение «Дом трудолюбия» (позднее - Елизаветинское училище). Призрение бездомных детей положило основание школам, сделавшимся известными под названием частных школ патриотического общества: Выборгская, (с июня 1817 года), 1-я Васильевская (с 1818 года), Петербургская (с 1820 года), Литейная (учреждена до 1820 года), 2-я Адмиралтейская (с 1817 года), 3-я Адмиралтейская (с 1821 года), 4-я Адмиралтейская (с 1816).
В 1817 году был утверждён первый устав общества, в 1833 году - новый, точнее определивший цель общества. С 1829 года, после смерти императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны, общество состояло в ведении ведомства Учреждений императрицы Марии.
После Февральской революции все учреждения общества вошли в систему образованного Министерства общественного призрения Временного правительства.
Членство
Члены общества разделялись на действительных (только женского пола), ежегодно вносящих взнос в размере 60 рублей почётных, вносивших ту же сумму, но не принимавших участия в делах Общества почётных старшин (внёсших значительный вклад).
В 1812 году в общество вступили 74 члена, в 1813 - 48, в 1814 - 27, в 1815 - 12, в 1816 - 9, в 1817 - 6, в 1820 - 2, в 1823 - 1 член. По состоянию на 1895 год в обществе было 43 действительных и 34 почётных членов, а также 29 почётных старшин
Организация и финансы
Делами общества управлял совет, состоящий из председательницы (императрицы), вице-председательницы и действительных членов и их помощниц. Кроме того, с 1873 года существовал совещательный комитет для обсуждения разных мер к улучшению заведений общества. В ведении общества в 1895 году состояло: 7 школ с интернатом, 8 школ для приходящих, 1 рукодельня с магазином, 7 ремесленных отделений и классов; при двух школах детские сады, при одной школе хозяйственное (прачечное) отделение, при рукодельне школа кройки. Обучались 541 пансионерка, 1813 приходящих, 4 мальчика в детском саду, 11 приходящих в рукодельне, 24 в школе кухонного искусства. Окончило курс школ в 1895 году 222 человека, выбыло до окончания - 200. Предметы преподавания: Закон Божий, русский язык, история, арифметика, география, естествоведение, чистописание, рисование, гимнастика, пение, шитье и кройка белья и платья, штопка, вязание, вышивание. Учащихся в школах общества - 213.
В начале XX века под руководством общества находилось 21 заведение, в которых опекалось более 2000 детей и 200 взрослых[8].
В сетевом справочнике Крылова-Толстиковича, на сайте Проза.ру, есть краткие сведения о М.С. Сперанской в эмиграции:
«Сперанская Мария Сергеевна (1878 - 04.01.1949, Париж), фрейлина. В эмиграции во Франции, жила в Медоне (под Парижем). Владела небольшим коммерческим предприятием. Принимала участие в общественной жизни русской колонии. Член Дамского общества в память императрицы Марии Федоровны. Похоронена на [кладбище] Сент-Женевьев де-Буа»[9].
На одном из генеалогических форумов в сети есть информация о М.С. Сперанской:
«Сперанская Мария Сергеевна (1878 - 4 янв. 1949 г. Париж).
Бывшая фрейлина Их Величеств госуд. Императриц. Похороненана кладбище в Сент-Женевьев де-Буа.
Русская мысль. Париж. 1949. 108»[10].
«Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois) находится по адресу улица Лео-Лагранж (rue Léo Lagrange) во французском городе Сент-Женевьев-де-Буа парижского региона.
Кладбище представляет собой место захоронения жителей города и его окрестностей.
Кроме того, на нём, на отдельном участке, погребено несколько тысяч русских эмигрантов, скончавшихся во Франции; некоторые из них широко известны в России и в мире, что даёт основание называть всё кладбище «русским».
…
Для многих россиян это кладбище является местом паломничества.
Начиная с 1960 года местные власти систематически ставят вопрос о сносе кладбища, мотивируя это тем, что земля нужна для удовлетворения общественных нужд. По жестким нормам, принятым на Западе, любое погребение, независимо от значимости, которую имел усопший при жизни, сохраняется лишь до истечения срока аренды земли, в которой он лежит. По русским захоронениям этот срок истекал в 2008 году, пока в ситуацию не вмешалось правительство РФ и не выделило 692 тысяч евро на содержание и погашение задолженности перед Францией за аренду 648 кладбищенских участков»[11].
[1] Доршево (в церковных документах первой половины XIX века также «Дорошево») - деревня в городском округе Клин Московской области России. В деревне сохранилась усадьба Засецких второй половины XIX века, действует Преображенская церковь 1778 года постройки.
Доршево. Википедия.
[2] Юдин В.С. Доршево // Край наш Клинский/ Клин. 1999. 139 - 144 // Усадьба Доршево // Натурка. Ру. Памятники архитектуры. Сайт.
[3] Императорское женское патриотическое общество (1812 - 1912). Исторический очерк Е.С. Шумигорского. С иллюстрациями и автографами. СПб. Государственная Типография. 1912.
[4] Там же. С. 142.
[5] Там же. С. 153.
[6] Там же. С. 167.
[7] Там же. С. 168.
[8] Патриотическое общество. Википедия.
[9] Крылов-Толстикович Сперанская Мария Сергеевна (1878 - 04.01.1949. Париж) // Придворный календарь на 1915 год. Комментарии // Проза. Ру. Сайт.
[10] Сперанская Мария Сергеевна (1878 - 04.01.1949, Париж) // Незабытые могилы. Российское зарубежье: т. 1 // Генеалогический форум ВГД.
https://forum.vgd.ru/post/341/74254/p4091536.htm [11] Вера Николера. 04.03.2011. Кладбище de Sainte-Genevieve-des-Bois // П.М. Мульханов - СТРОИТЕЛЬ ПЕТЕРБУРГА. Обсуждения. Просмотр темы. 22 // Страница в Контакте.