Семирадский Генрих Ипполитович

Jul 31, 2024 11:17





https://ru.wikipedia.org/wiki/Семирадский,_Генрих_Ипполитович



Ге́нрих Ипполи́тович Семира́дский (Ге́нрик Ге́ктор Семира́дский) (пол. Henryk Hektor Siemiradzki; 12 [24] октября 1843, Ново-Белгород, Харьковская губерния - 10 [23] августа 1902, Стшалково, Петроковская губерния) - польский[3][4][5] и русский[5] живописец, один из крупнейших представителей позднего академизма.

Учился в Харькове и Санкт-Петербурге, но бо́льшую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из истории античных Греции и Рима; также успешно работал в жанре камерной идиллии, пейзажа и портрета. Занимался оформлением театров и частных интерьеров. Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств.

Произведения в основном рассеяны по музеям Польши, Украины и России, а также частным собраниям европейских стран. Персональные выставки художника проходили в Польше в 1903, 1939, 1968 и 1980 годах; в 2017-2018 годах в Государственном Русском музее проходила энциклопедическая выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Многие работы художника утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве.



[править | править код]Происхождение. Становление (1843-1864 годы)

Род Семирадских упоминается в архивных документах с XVII века, однако сведения весьма отрывочны и скупы. В литературе, посвященной Семирадскому, бытует утверждение, что его семья была из Сандомирского воеводства, фамилия происходит от названия деревни Семерад (Семирадз) около Радома[6]. Один из Семирадских в середине XVII века был письмоводителем муниципалитета в Сандомире, а другой в начале XVIII века - каноником в Кракове. А одна из ветвей этой семьи будто бы обосновалась в Литве, в Новогрудке, - это и были предки Г. Семирадского[7]. Но доказывая свое дворянство в XIX веке, Семирадские из Минской губернии утверждали, что их предок Семиградский переселился в Великое княжество Литовское из украинского Подолья. Подолье расположено по соседству с Семиградьем, поэтому не исключено, что предки художника происходили оттуда, а не из Сандомирского воеводства[8]. В судебных документах Новогрудского воеводства первоначальное написание фамилии Семиградский уступило место написанию Семирадский где-то в 1740-х годах[8].

Согласно семейному преданию, Адам Мицкевич, изображая в поэме «Пан Тадеуш» мир шляхетской старины, использовал записки Юзефа Семирадского, «подкомория из Новогрудка»[9]. Крёстным отцом брата Г. Семирадского - Станислава - был брат А. Мицкевича - Александр (профессор Харьковского университета), а крёстной матерью другого брата, Михаила, - Тереза Мицкевич[10].

Генрих Семирадский родился 12 (24) октября 1843 года в слободе Ново-Белгород (ныне посёлок Печенеги) около Харькова, где был расквартирован[8] драгунский полк царской армии, в котором служил его отец ротмистр Ипполит Элевтериевич Семирадский[11], землевладелец Новогрудского уезда[8]. В 1850 году И. Семирадский был удостоен потомственного дворянства[12]. Мать - Михалина Прушинская - сестра Анны Цундзевицкой (1803-1850), известной книгой по домоводству[13]. Почему-то крещение первенца произошло только 5 (17) апреля 1844 г. Крестными Генрика были генерал-майор того же полка Гектор Прушинский (дядя Михалина и слуцкий помещик) и Тереза Лаптева, жена ротмистра[8].

Семья сохраняла католическое вероисповедание и польские национальные традиции и язык в быту. В 1871 году И. Семирадский вышел в отставку в чине генерала и перебрался на постоянное жительство в Варшаву[11].



Первые уроки рисования Семирадский получил во время обучения во Второй Харьковской гимназии у Дмитрия Ивановича Безперчего (1825-1913) - ученика Карла Брюллова. Под влиянием Безперчего сформировались вкусы и определились пристрастия Семирадского в искусстве - академический классицизм[14]. Отец Семирадского одобрял художественные занятия сына, но полагал, что искусство не может быть способом заработка для уважающего себя человека, и прочил Генриху научную карьеру[15].

В 1860 году, уступив воле отца, Генрих Семирадский поступил на естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета и в 1864 году окончил его со степенью кандидата, защитив выпускную работу на тему «Об инстинктах насекомых». В студенческие годы Семирадский собрал богатую коллекцию бабочек и до конца жизни сохранил интерес к этим насекомым[16].

Успешно занимаясь в университете, Семирадский продолжал общаться с Д. И. Безперчим и брать у него уроки. Из ученических работ его сохранилось только несколько графических листов, которые по ряду причин Семирадский сохранял в римской мастерской. В 1979 году наследники художника передали их в коллекцию Национального музея в Кракове[17]. В основном это жанровые зарисовки, самый ранний сохранившийся образец датируется 1860 годом[17]. Живописные работы харьковского периода утрачены[18].

В сентябре 1864 года Г. Семирадский против воли родителей отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Остановившись по пути в Москве, Семирадский был увлечён театром, в основном - балетами Мариуса Петипа и Артур Сен-Леона. В Московском публичном музее он изучал картину Александра Иванова «Явление Христа народу», но она его оттолкнула. В письмах родным он заявлял, что её колорит «мглистый», а также указывал на ошибки в перспективе и «отсутствие смелости кисти». Он усмотрел в этом «немецкое влияние», выражавшееся в подробной детализации и рациональности замысла. Одобрил он только обнажённые фигуры; в дальнейшем изображение обнажённых фигур в одетой толпе будет встречаться в творчестве самого



















































Семирадский, живопись, античность, Греция, Рим

Previous post Next post
Up