https://ru.wikipedia.org/wiki/Семирадский,_Генрих_Ипполитович Ге́нрих Ипполи́тович Семира́дский (Ге́нрик Ге́ктор Семира́дский) (
пол. Henryk Hektor Siemiradzki; 12
[24] октября 1843,
Ново-Белгород,
Харьковская губерния - 10
[23] августа 1902, Стшалково,
Петроковская губерния) -
польский[3][4][5] и
русский[5] живописец, один из крупнейших представителей позднего
академизма.
Учился в Харькове и Санкт-Петербурге, но бо́льшую часть активной творческой жизни провёл в
Риме. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из истории
античных Греции и Рима; также успешно работал в жанре камерной идиллии,
пейзажа и портрета. Занимался оформлением театров и частных интерьеров. Академик и профессор
Императорской Академии художеств, академий живописи
Берлина,
Стокгольма,
Рима,
Турина, член-корреспондент
французской Академии изящных искусств.
Произведения в основном рассеяны по музеям
Польши,
Украины и России, а также частным собраниям европейских стран. Персональные выставки художника проходили в Польше в 1903, 1939, 1968 и 1980 годах; в 2017-2018 годах в
Государственном Русском музее проходила энциклопедическая выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Многие работы художника утрачены, например росписи
храма Христа Спасителя в
Москве.
[
править |
править код]Происхождение. Становление (1843-1864 годы)
Род Семирадских упоминается в архивных документах с
XVII века, однако сведения весьма отрывочны и скупы. В литературе, посвященной Семирадскому, бытует утверждение, что его семья была из
Сандомирского воеводства, фамилия происходит от названия деревни Семерад (
Семирадз) около
Радома[6]. Один из Семирадских в середине XVII века был письмоводителем муниципалитета в
Сандомире, а другой в начале XVIII века -
каноником в
Кракове. А одна из ветвей этой семьи будто бы обосновалась в
Литве, в
Новогрудке, - это и были предки Г. Семирадского
[7]. Но доказывая свое дворянство в
XIX веке, Семирадские из
Минской губернии утверждали, что их предок Семиградский переселился в Великое княжество Литовское из украинского
Подолья. Подолье расположено по соседству с
Семиградьем, поэтому не исключено, что предки художника происходили оттуда, а не из Сандомирского воеводства
[8]. В судебных документах
Новогрудского воеводства первоначальное написание фамилии Семиградский уступило место написанию Семирадский где-то в 1740-х годах
[8].
Согласно семейному преданию,
Адам Мицкевич, изображая в поэме «
Пан Тадеуш» мир
шляхетской старины, использовал записки Юзефа Семирадского, «
подкомория из Новогрудка»
[9]. Крёстным отцом брата Г. Семирадского - Станислава - был брат А. Мицкевича - Александр (профессор
Харьковского университета), а крёстной матерью другого брата, Михаила, - Тереза Мицкевич
[10].
Генрих Семирадский родился 12 (
24) октября
1843 года в слободе Ново-Белгород (ныне посёлок
Печенеги) около
Харькова, где был расквартирован
[8] драгунский полк царской армии, в котором служил его отец ротмистр Ипполит Элевтериевич Семирадский
[11], землевладелец
Новогрудского уезда[8]. В 1850 году И. Семирадский был удостоен
потомственного дворянства[12]. Мать - Михалина Прушинская - сестра Анны Цундзевицкой (1803-1850), известной книгой по домоводству
[13]. Почему-то крещение первенца произошло только 5 (17) апреля 1844 г. Крестными Генрика были генерал-майор того же полка
Гектор Прушинский (дядя Михалина и слуцкий помещик) и Тереза Лаптева, жена ротмистра
[8].
Семья сохраняла
католическое вероисповедание и польские национальные традиции и язык в быту. В 1871 году И. Семирадский вышел в отставку в чине генерала и перебрался на постоянное жительство в
Варшаву[11].
Первые уроки рисования Семирадский получил во время обучения во Второй Харьковской гимназии у
Дмитрия Ивановича Безперчего (1825-1913) - ученика
Карла Брюллова. Под влиянием Безперчего сформировались вкусы и определились пристрастия Семирадского в искусстве -
академический классицизм[14]. Отец Семирадского одобрял художественные занятия сына, но полагал, что искусство не может быть способом заработка для уважающего себя человека, и прочил Генриху научную карьеру
[15].
В 1860 году, уступив воле отца, Генрих Семирадский поступил на естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета и в 1864 году окончил его со степенью
кандидата, защитив выпускную работу на тему «Об инстинктах насекомых». В студенческие годы Семирадский собрал богатую коллекцию бабочек и до конца жизни сохранил интерес к этим насекомым
[16].
Успешно занимаясь в университете, Семирадский продолжал общаться с Д. И. Безперчим и брать у него уроки. Из ученических работ его сохранилось только несколько графических листов, которые по ряду причин Семирадский сохранял в римской мастерской. В 1979 году наследники художника передали их в коллекцию
Национального музея в Кракове[17]. В основном это жанровые зарисовки, самый ранний сохранившийся образец датируется 1860 годом
[17]. Живописные работы харьковского периода утрачены
[18].
В сентябре 1864 года Г. Семирадский против воли родителей отправился в Санкт-Петербург поступать в
Академию художеств. Остановившись по пути в Москве, Семирадский был увлечён театром, в основном - балетами
Мариуса Петипа и
Артур Сен-Леона. В
Московском публичном музее он изучал картину
Александра Иванова «
Явление Христа народу», но она его оттолкнула. В письмах родным он заявлял, что её колорит «мглистый», а также указывал на ошибки в перспективе и «отсутствие смелости кисти». Он усмотрел в этом «немецкое влияние», выражавшееся в подробной детализации и рациональности замысла. Одобрил он только обнажённые фигуры; в дальнейшем изображение обнажённых фигур в одетой толпе будет встречаться в творчестве самого