Валериан Знаменский вошёл в историю страны как создатель советского армейского спецназа

May 09, 2024 08:54





.Герой Советского Союза Знаменский Валериан Сергеевич. 1969 год.

Поиск длиною в полвека

До начала 2000-х годов имя Валериана Знаменского не причисляли к списку Героев Советского Союза, которые имели отношение к Алтайскому краю. Он лишь однажды упоминался в первом выпуске сборника «Боевая слава Алтая: Герои Советского Союза - наши земляки», изданном в 1967 году, но его не было в переизданиях 1972 и 1978 годов. Биография героя в той книге 1967 года заканчивалась фразой: «В настоящее время Валериан Сергеевич живёт за пределами Алтайского края».

Также отсутствовало имя Знаменского в сборнике «Золотые Звёзды Алтая», изданном в 1982 году, и в «Энциклопедии Алтайского края», увидевшей свет в 1996 году. Впрочем, в последние издания вносились только герои - уроженцы Алтайского края, из чего можно было сделать вывод, что он не наш, не местный. Но тогда чей же?

Это-то как раз было известно. Валериан Знаменский родился 11 июня 1903 года в городе Сухиничи ныне Калужской области.

И лишь в сборнике «Эта память священна», подготовленном к печати в 2006 году барнаульским краеведом Евгением Платуновым, вновь появилось его имя. Однако рядом с ним стоял знак вопроса - так составитель помечал героев, связь которых с Алтаем не подтверждена.

Установить её совсем недавно удалось учителю истории Озёрской средней школы Тальменского района Сергею Макарову, два десятка лет назад окончившему школу в селе Чистюнька, где Герой Советского Союза Знаменский возглавлял колхоз имени Крупской с весны 1955 до осени 1960 года.



Вместе с местным краеведом Лилией Степанищевой он попросил поделиться воспоминаниями об этом колоритном руководителе сельских старожилов Владимира Морозенко, Нину Кремлеву, Раису Бондаренко, Клавдию Наумову и других. А директор топчихинского музея Сергей Поздин с их помощью опубликовал в районной газете заметку о Валериане Знаменском, которую я обнаружил на сайте «Нашего слова».

На лыжах - в тыл врага

Валериан (в некоторых документах и публикациях именуется как Валерьян или Валерий) Знаменский окончил Московский железнодорожный техникум, но судьбу свою связал с армией. И стал не просто военнослужащим, а одним из создателей советского армейского спецназа.

Надо сказать, что диверсанты в СССР до середины 1930-х годов были не в чести. И хотя многие историки и публицисты приписывают заслугу в организации диверсионных подразделений Михаилу Тухачевскому, на самом деле именно будущий маршал выступал против данного армейского института. К примеру, в 1928 году в статье «Война как проблема вооруженной борьбы» он говорил о «вредительской диверсионной деятельности» в глубоком тылу, подразумевая тем самым, что так поступает только «подлый враг», а для «передовой армии» подобное недопустимо.

Тем не менее в 1934 году начальник Генерального штаба Александр Егоров издал директиву, предписывавшую создание штатных диверсионных подразделений в Красной армии. Для секретности их именовали «сапёрно-маскировочными» и придавали дивизионным сапёрным батальонам.

Дебют выпускника кавалерийских и Высших специальных курсов разведчиков при Генштабе РККА Валериана Знаменского состоялся в Испании в период гражданской войны республиканцев с мятежниками Франко. Камарада Диего Карлос (такое имя он носил) вместе со специалистами-диверсантами ГРУ и НКВД Николаем Патрахальцевым, Хаджи-Умаром Мамсуровым, Ильей Стариновым, Василием Трояном, Кириллом Орловским, Николаем Прокопюком и другими обучали испанцев, не имевших специфических навыков борьбы в тылу современной регулярной армии со времен наполеоновских войн. Отряды «красных динамитчиков» наводили ужас в тылу противника. 9 декабря 1937 года резидент советской внешней разведки в Испании Орлов сообщал руководству: «Проводимая в тылу «Д» работа привела к серьёзному расстройству отдельных участков тыла франкистов и значительным материальным убыткам и людским потерям».

Ценный боевой опыт, полученный Знаменским в Испании, пригодился ему в ходе Советско-финской, Великой Отечественной и Советско-японской войн, в которых он принимал непосредственное участие.

На полях Советско-финской, иначе именуемой «Зимней», а с лёгкой руки поэта Александра Твардовского - «незнаменитой» войны, Красная армия столкнулась с серьёзными потерями, наносимыми огнём снайперов, прозванных «кукушками». Советское командование в качестве ответных мер стало создавать мобильные лыжные отряды из числа диверсантов-разведчиков, пограничников и спортсменов.

Капитан Знаменский в феврале 1940 года возглавил такой особый отряд лыжников, перед которым была поставлена задача вклиниться в глубокий тыл противника. 24 февраля 142 воина внезапно появились у финского местечка Наутси и закрепились на высоте Безымянная. Бойцы Знаменского разгромили вражеский штаб, захватили важные документы противника, перерезали дорогу, полностью парализовав подвоз подкрепления к Петсамо. Бой на 25-градусном морозе продолжался четверо суток, до 27 февраля. Валериан Знаменский был трижды ранен в грудь и в живот, однако продолжал руководить боем. Рация не работала, и только когда пятерка его бойцов пробилась к своим, пришла помощь.

Через неделю, 7 марта, красноармейцы взяли Наутси (ныне в Печенгском районе Мурманской области). А ровно через два месяца, 7 мая 1940 года, капитан Знаменский за эту блестящую операцию был удостоен звания Героя Советского Союза.

После лечения Валериана Сергеевича направили на учёбу в Академию имени Фрунзе, специальный факультет которой он окончил летом 1941 года.

В начале Великой Отечественной войны диверсионный отряд Знаменского был заброшен в тыл нарвской группировки противника под Ленинградом для уничтожения штабов, линий связи, складов с топливом и боеприпасами. Во время прорыва из Гдовского района через линию фронта командир был тяжело ранен. Но бойцы отряда, который к тому времени назывался «имени Героя Советского Союза майора Знаменского», вынесли его на руках.

После лечения в госпитале у героя-диверсанта было ещё много боевых заданий. Отдельные операции с участием Знаменского поныне остаются закрытыми. Известно, что в 1942 году он командовал партизанским соединением в тылу у фашистов в районе Минск - Вильно - Красное. В следующем году его отозвали в Москву, в распоряжение развед-управления Генштаба.

Пожалуй, самым громким делом, мозговым центром которого был Валериан Знаменский, стала операция по ликвидации в Минске в ночь на 22 сентября 1943 года гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе. Участниц боевого задания - подпольщиц-диверсанток Елену Мазаник, Марию Осипову и Надежду Троян удостоили звания Героя Советского Союза. В закрытой части Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1943 года орденом Отечественной войны I степени был награждён и Валериан Знаменский. Имена таких, как он, во время войны да и после её окончания не принято было афишировать.

Только совсем недавно опубликовано письмо, направленное 3 июля 1942 года сотрудником 5-го отдела 1-го управления Главного разведуправления Генерального штаба Красной армии Валерианом Знаменским народному комиссару обороны Союза ССР Иосифу Сталину: «Мне хочется высказать свою обиду за людей, которая накопилась в течение нескольких месяцев…» В письме он подробно описывал подвиги людей, «работающих в тылу противника, в области диверсионной работы», которые наносили огромный урон противнику, его материальной части и живой силе, но из-за своей специфики обделялись наградами. В итоге обращения Знаменского звание Героя Советского Союза было присвоено командирам диверсионных отрядов Григорию Линькову и Василию Щербине, несколько бойцов награждены орденом Красного Знамени.

Позже Валериан Знаменский командовал диверсионными отрядами в Польше, Румынии и Чехословакии. Осенью 1945 года участвовал в боях с японцами на Дальнем Востоке в Маньчжурии. После победы являлся военным комендантом города Цзямусы - административного центра Маньчжоу-го, ныне расположенного в северо-восточной китайской провинции Хэйлунцзян.

Карьера Валериана Сергеевича оборвалась внезапно из-за тяжёлого ранения ног, нанесенного самураем. Врачи настаивали на ампутации конечности, но он упрямо твердил: «Я должен ходить по земле на своих ногах». Обошлось без ампутации, однако с военной службы его списали.

Полковник Знаменский навсегда вошёл в историю советской разведки как один из отцов-основателей армейского спецназа. Его имя ставят в одном ряду с основателем ВДВ Василием Маргеловым, генералом ГРУ Фёдором Кузнецовым, супердиверсантами Ильей Стариновым, Хаджи-Умаром Мамсуровым, Василием Трояном, Николаем Фёдоровым…

С каждым здоровался «по ручке»

Не менее интересна, особенно для нас, жителей Алтая, послевоенная судьба Валериана Знаменского. Уже хотя бы потому, что он пять лет прожил в нашем крае.

В конце 1940-х годов его избрали парторгом строительного коллектива, возводившего картонно-бумажный комбинат в Львовской области. В 1952 году перевели в Москву, в аппарат Министерства лесной и бумажной промышленности СССР.

В 1954 году, как известно, руководством страны было принято решение об освоении целинных и залежных земель. Для подъёма колхозного производства призвали горожан - передовых работников промышленных предприятий и различных советских ведомств. В числе так называемых тридцатитысячников оказался и Валериан Знаменский.

Появление человека «из самой столицы», бывшего военного, слабо разбирающегося в вопросах сельского хозяйства, конечно же, вызвало интерес у местных жителей. Но москвич здоровался «по ручке» с каждым колхозником, не командовал крестьянами, а разговаривал громким, но спокойным голосом и активно постигал премудрости сельскохозяйственного производства, не стесняясь обращаться за советом к опытным колхозникам. Недоверие растаяло, люди поверили новому руководителю.

Председатель колхоза имени Крупской убедил односельчан распустить многочисленные бригады и звенья, объединив их в две крупные бригады. Распашка целины за рекой Алей позволила расширить посевные площади под зерновые культуры. В 1956 году был получен рекордный за всю историю хозяйства урожай зерновых и сахарной свёклы. Колхозники впервые наелись хлеба вдоволь.

В хозяйстве также значительно увеличилось поголовье крупного рогатого скота, свиней и овец. Завершили начатое ещё в 1952 году строительство коровника и свинарника, конюшни, двух птичников. На фермах стали доить коров не вручную, а смонтировали механические дойки. Предприятие дважды побеждало на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Председатель колхоза первым заговорил о необходимости постройки нового здания школы, развитии спорта, озеленении села. При нём начали строить водопровод, заложили фруктовый колхозный сад.

Не всё из задуманного Знаменским, конечно, удалось. В том числе и потому, что он проработал в Чистюньке всего лишь пять лет - с весны 1955 до осени 1960 года.

Поначалу сам жил без семьи в доме своего предшественника Тихона Бардакова. Потом ему построили жильё из прессованного камыша, обшили его досками снаружи и изнутри. Камышитовый дом, между прочим, стоит по сей день вот уже более полувека - я заходил в него, нынешние хозяева говорят, что это жильё сухое и тёплое.

Его супруга Римма Ивановна, ставшая заведующей сельским клубом, буквально вдохнула новое дыхание в культурную жизнь Чистюньки: концерты, агитбригады, спектакли, хор и духовой оркестр.

Сын Володя, учившийся в одном классе с Лилией Степанищевой, также вполне адаптировался к деревенской жизни. Недаром в 1973 году он, оказавшись в Сибири, заехал на Алтай, чтобы повидаться с друзьями. Рассказывал им, что вскоре после отъезда с Алтая скоропостижно скончалась мать. Отец, работавший директором Карачаевской базы управления снабжения Мосгорисполкома, остро переживал потерю супруги, долго вдовствовал.

Умер Валериан Знаменский 4 апреля 1988 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы рядом со многими другими выдающимися советскими разведчиками.

Автор благодарит за помощь в подготовке очерка Сергея Макарова, Лилию Степанищеву, Сергея Поздина и Евгения Платунова.

СССР, диверсанты, Румыния, В.С. Знаменский, Алтай, 1945, Великая Отечественная война, Сухиничи, Чехословакия, Москва, Зимняя война, Испания, диверсионные отряды, спецназ, Белоруссия, 1941, разведка, ГРУ, Финляндия, Польша, Вермахт

Previous post Next post
Up