Герой Советского Союза Валериан Сергеевич Знаменский. Бой за деревню Медвежок

May 09, 2024 08:06





.Герой Советского Союза Знаменский Валериан Сергеевич, 120-й кавалерийский полк. 1936 год.

Из книги Н.М. Афонского «Сланцы»

Первая встреча сланцевчан с фашистскими частями состоялась неподалеку от Черневской спичечной фабрики, расположенной в верховьях [в среднем течении] реки Плюссы; затем последовали ожесточенные кровопролитные бои у Черемхово [у д. Чернево], у деревни Селецы, под Гдовом. Но силы были неравными. В ночь с 17 на 18 июля немцы перерезали линию железной дороги Сланцы - Гдов, захватили деревни Подолешье, Верхоляны и ряд других. Отряду сланцевчан под непрекращающимся огнем противника пришлось отходить к Нарве.

Там ополченцы впервые за все эти дни получили воз-можность немного передохнуть. Затем им выдали обмундирование, оружие, продовольствие на несколько дней и, по указанию командования Ленинградского фронта, включили в отряд особого назначения, который должен был действовать в тылу у врага.

Командиром отряда назначили кадрового офицера майора Юрия Знаменского, человека огромной личной отваги, за участие в боях по защите советских границ удостоенного звания Героя Советского Союза.

Парторгом отряда стал Александр Сергеев, до войны работавший секретарем Гдовского райисполкома. Бойцы полюбили этого скромного и храброго человека, который всегда оказывался на самых опасных участках во время боя, а в часы отдыха читал вслух советские газеты, проводил беседы, рассказывал о положении на фронтах (у отряда была своя радиостанция).



Комсоргом отряда назначили Николая Симченкова - того самого Симченкова, который в 1934 г. приехал строить Сланцевскне рудники, стал здесь шахтером-ударником и признанным местным поэтом. 13 июля 1941 г., вместе с другими товарищами вступив в отряд народного ополчения, Симченков прямо с работы отправился в бой; затем с небольшой группой боевых друзей он пробился к Нарве.

Отряд Юрия Знаменского действовал в пределах Ленинградской области. В многочисленных рейдах по тылам противника он наносил урон врагу и сеял в его рядах ужас. Не раз доводилось проходить отряду и по старой Шереметевской дороге, проложенной еще солдатами Петра I. Бойцы неизменно добрым словом вспоминали своих предшественников, которые так хорошо построили дорогу, что и почти 250 лет спустя она снова верой и правдой служила русским людям, поднявшимся на борьбу с ненавистным врагом.

Отряду Знаменского неоднократно доводилось вступать в бой с противником, силы которого во много раз превосходили силы отряда, и каждый раз партизаны проявляли чудеса храбрости, воинское мастерство, находчивость.

- Вспоминается такой эпизод, - рассказывает Николай Симченков. - Однажды мы получили сведения, что в деревне Медвежок Сланцевского района разместился на отдых большой отряд немцев. Полагая, что советские части находятся далеко, захватчики считали себя в полной безопасности: ложились спать в одном белье, ходили друг к другу в гости, часто напивались до бесчувствия, устраивали «облавы» на кур и гусей, всячески измывались над местными жителями… Командование партизанского отряда решило, что следует проучить наглецов, еще раз показать им, что советские люди не позволят глумиться над собой.

Но перед тем, как напасть на Медвежок, нужно было уточнить, какие силы там имеются, как они размещены, - словом, требовалось выяснить обстановку.

В тот же день в Медвежок отправился наш юный разведчик Миша Ткаченко, паренек находчивый и отважный. Он вырядился в рваный тулупчик, разыскал где-то лапти, за плечо перебросил рваную холщовую суму, - ни дать ни взять настоящий побирушка, один из тех, кто в стародавние времена бродил по российским деревням, выпрашивая «христа ради» горбушку хлеба.

Выйдя из леса, Миша напрямик, не прячась, пошел к деревне Медвежок. Разумеется, немцы его сразу схватили, стали допрашивать - кто такой, куда и откуда идет. Миша расплакался и поведал жалостливую историю: дескать, он круглый сирота, жить ему негде и т.д.

Немцы велели мальчику, пока цел, убираться подальше от линии фронта. Миша потихоньку побрел дальше, время от времени останавливаясь, чтобы поправить на ноге лапоть или подтянуть веревку, которой был подпоясан тулупчик. А сам все это время высматривал и запоминал… И чуть отошел от Медвежка - кинулся оврагами назад в лес, к своим, и передал нам все, что заприметил.

Командование отряда решило напасть на врага ночью. Разработали во всех деталях план, разбились на оперативные группы, уточнили, кому откуда выступать.

Бесшумно подкравшись к деревне под покровом ночи, мы ворвались в Медвежок и закидали гранатами избы, где стояли немецкие офицеры. Шум, стрельба, грохот… Фашисты спросонок не поняли, что происходит. Раздетые, изрядно пьяные, выпрыгивали они на улицу и попадали под огонь, который вели бойцы нашего отряда. А тут еще вспыхнул пожар - загорелись сараи.

С перепугу немецкие бандиты вообразили, что на них напало крупное подразделение советских войск. Предполагая, что основные силы противника укрылись в соседнем лесу, они открыли по лесу артиллерийский огонь. Воспользовавшись сумятицей, наш отряд отошел, как и было намечено, к деревням Родина и Дворище.

Главная цель операции была достигнута: оккупанты не только понесли значительный урон, но и потеряли покой[1].

[1] Афонский Н.М. В те грозные годы… // Сланцы. Л. 1964.



Жители деревни Медвежек у памятника партизанам отряда Героя Советского Союза В.С. Знаменского.

Великая Отечественная война, Сланцевский район, Медвежек, партизаны, 1941, В.С. Знаменский, Медвежок

Previous post Next post
Up