Анатолий Королев. Пушкинская дуэль

Jan 24, 2024 00:17


ТАЙНА РОКОВОГО ДИПЛОМА

Анатолий Королев, писатель, автор романов «Голова Гоголя», «Эрон», «Человек-язык», «Быть Босхом», лауреат международной литературной премии ПЕННЕ. Кроме того, он - филолог по первой профессии, - автор ряда литературоведческих работ о Пушкине, Чехове, Розанове и Булгакове.

О книге академика Николая Петракова «Последняя игра Александра Пушкина», я узнал прошлой осенью от своей приятельницы пушкинистки, которая позвонила мне из Нью-Йорка. Она сообщила о ней как о сенсации, между тем наша пресса не проронила о книге ни полслова. Обойдя напрасно книжные магазины в центре Москвы, я заказал книгу по Интернету, слава Богу, появилась у нас такая возможность. А, получив - сразу залпом прочитал.

Сразу скажу, что аргументы автора мне кажутся весьма остроумными и убедительными. Практически с большинством из того, что сказал академик, я склонен согласиться. Во всяком случае, у него острый снайперский глаз и его исследование требует самого внимательного прочтения и обсуждения.

Напомню читателю вкратце суть того, что высказал и во многом доказал автор в своей книге, полной азарта и мысли.



Так вот, супруга Пушкина Натали став членом избранного кружка ближайших подруг царствующей императрицы Александры Федоровны, вскоре вступила в связь с императором. Пушкин, чей глаз был глазом ревнивого орла, так же вскоре понял о том, с кем жена делит постель, и кто украсил его рогами. Император тем временем сознательно переводит стрелку сплетен на Дантеса, а Натали, понукаемая царем, принимает ухаживания Дантеса.

Не желая быть пешкой в монаршей игре, и не считая такое бесчестье за счастье (в тогдашнем свете связь жены с императором почиталась мужами за удачу судьбы) Пушкин, не имея возможности стреляться с государем, вступил в тайный поединок с императором, где в свою очередь тоже использовал Дантеса как подставную фигуру в своем поединке с венценосцем.

Главную роль в интриге сыграл пресловутый диплом рогоносца, который, по мнению Петракова, сфабриковал сам поэт, чтобы смешать карты великосветской интриги и дать понять императору, что он все видит и не позволит водить себя за нос.

Итак, Дантес в той ситуации с одной стороны исполнил роль прикрытия царской связи с женой поэта. Исполнил совершенно осознанно, с молчаливого одобрения императора. А с другой стороны был, втянут Пушкиным в интригу против того же императора.

Тут я позволю себе высказать свои давние размышления о Дантесе, которые, по-моему, могут усилить аргументы Петракова.

ФАТ ФАТУМА

В традиционном пушкиноведении принято считать, что Дантес был одновременно негодяй, интриган, глупец, педераст, обманщик, а его показная любовь к Натали всего лишь формой самолюбования эгоиста, который, увиваясь вокруг первой красавицы Петербурга, хотел всего лишь украсить список побед очередной цифрой.

Так вот, ничто из вышесказанного не имеет к Дантесу никакого отношения. Это показала и доказала в своей книге «Пуговица Пушкина» итальянская славистка и пушкинистка Сирена Витале.

Как ни странно это исследование тоже было встречено в штыки официальной пушкинистикой (как и труд Петракова). Целых семь лет понадобилось, чтобы уникальная книга вышедшая в Италии, наконец, была полностью переведена и издана в России.

Причем первое издание книги о Пушкине вышло не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Калининграде. Да еще как. Даже автор послесловия к книге некая Зоя Кузнецова, «сотрудница Представительства МИД России в Калининграде» (как указано в книге) запальчиво написала, что Витале слишком доверилась письмам Дантеса, который, конечно же, многое наврал.

В этом дилетантском послесловии к книге профессора Сирены Витале, увы, мы снова видим повторение известной зубрилки про то, что убийца Пушкина вообще не мог быть человеком.

А между тем Сирена Витале совершила невероятное - она получила у потомков Дантеса целых 25 его писем к приемному отцу. Разумеется, научный мир давно знал об их существовании, частично они были опубликованы, но до Витале никому из пушкинистов не удалось подобрать ключи к сердцу владельцев семейного архива Дантесов-Геккернов. И вот, наконец, последний из наследников вручил весь архив пушкинистке.

25 писем написанных Дантесом барону Геккерну в те дни, когда он увлекся женой поэта!

Так вот, во-первых, мы видим в письмах душу изысканного человека, чей гомосексуализм только усиливает чувство собственной избранности, человека страстного, но которому не откажешь ни в уме, ни в совести. Описывая свое увлечение Натали, Дантес понимает, какие душевные раны наносит своими признаниями сексуальному партнеру и покровителю барону Геккерну, человеку который бесконечно любит своего приемного сына. Именно в полной искренности Дантес видит хоть какой-то выход из ситуации.

Из писем Дантеса становится ясно, что перед нами драма отвергнутой любви, что Натали никогда не состояла с ним в связи, хотя и влюбилась в Жоржа силой первого любовного чувства, ведь мужу она была отдана в молодости по велению маменьки. Родив Пушкину несколько детей, будучи вновь беременной, она страстно увлеклась молодым французом и, не скрывая своего чувства, отказала ему только в одном - в близости, ссылаясь со слезами на долг.

Вот что пишет Дантес барону Геккерyу в письме от 6 марта 1836 года:

«Она оказалась гораздо сильнее меня. Более двадцати раз просила пожалеть ее, ее детей, ее будущее, и в эти мгновения была так прекрасна, что ее можно было принять за ангела с небес… и она осталась чиста и может ходить с высоко поднятой головой».

Теперь понятным становится и брак Дантеса на сестре Натали - Катерине, - он не пятился в страхе от дуэли с поэтом, нет, а хотел отведать запретного плода - любимую женщину, - через тело сестры. Он наслаждался уже тем, что владеет плотью от плоти Гончаровых.

Тот факт, что Натали любила Дантеса, но не отдалась ему, никак не противоречит версии Николая Петракова о ее связи с императором, которого она, конечно же, не любила, как, увы, не любила и мужа.

Больше того, на мой взгляд, этот расклад только усиливает наши подозрения. Близость с царем сделала ее вдвойне неприступной.

Почему же Пушкин пошел на дуэль с Дантесом, зная, что Натали никогда не была с ним близка?

Тут два ответа, либо он приревновал ее к самому идеальному чувству любви, которое она, наконец, испытала первый раз в своей жизни или… или, зная о ее связи с царем, в которой та никогда не призналась! сознательно сделал Дантеса козлом отпущения.

Что ж, получай пулю в сердце, хотя бы за то, что ты любим ею, а я никогда! Вкуси свинец смерти, хотя бы за то, что стал прикрытием для венценосца! Вздрогни, и ты, Ваше Величество!

Из писем молодого Дантеса, написанных блестящим литературным пером, перед нами предстает именно тот яркий человек, который позднее стал политическим деятелем во Франции, известным сенатором, заметной фигурой на правом фланге политической жизни.

Он обладал предчувствием и прозорливостью.

Он не раз говорил друзьям, что дойди до дуэли - убьет Пушкина. Приехав на место дуэли, Жорж Дантес скинул шинель и принялся вместе с секундантами утаптывать снег. Он разогревал кровь, а вот Пушкин берег силы для выстрела и неподвижно стыл на морозце, и стрелял чуть закоченевшей рукой.

Быть умным, и поступать по-умному - разные вещи.

Все поведение Дантеса, увы, говорит о том, что он поступал по-умному.

Как раз такой человек мог вполне справиться с ролью прикрытия для утех императора и флиртовать с Натали с учетом реакции всех сторон: и царя, и императрицы, и Пушкина, и Геккерна, да и всего высшего света.

Он был очень не прост и потому стал самым модным повесой Санкт-Петербурга, а не потому что был лишь хорош собой.

Словом, книга Сирены Витале о Дантесе, на мой взгляд, работает на версию Петракова, в частности о том, что Дантес был в тайном сговоре с Николаем I, и рассчитывал так упрочить свою карьеру; не вышло. Пушкин властно смешал карты интриги.

Теперь о дипломе.

Дантес, дуэль, Пушкин

Previous post Next post
Up