Алексий (Кузнецов), архиепископ (31.08.1875 - 18.11.1938). Алексий, архиепископ Сарапульский и Елабужский, (в миру Николай Николаевич Кузнецов) - епископ, богослов. Руководитель и преподаватель многих духовных учебных заведений.
Библиография
Кузнецов Н.К. Сборник выписок из различных книг, о пользе, необходимости и важности таинства Святого причащения против безпоповцев. Составил священник Н. Кузнецов. СПб. 1893.
Кузнецов Н. Воззвание [о пожертвовании на иконостас для храма в погосте Полях Гдовского уезда С.-Петербургской епархии. СПб: тип. В.Д. Смирнова, ценз. 1897. 1 л.
Воспоминания о Никольщине, погосте Гдовского уезда, С.-Петербургской губернии, по поводу освящения храма 9-го Мая 1898 года. СПб. 1898.
Кузнецов Алексий. Сирийцы Урмии и Индии // Монастырь. 1908. № 8. С. 24 - 26;
Кузнецов Алексий. Тяжелые дни в Урмии: (Корреспонденция) // Там же. С. 65 - 67;
Кузнецов Алексий. Мечеть Мар-Геваргиз // Монастырь. 1908. № 9. С. 57 - 58;
Кузнецов Алексий. Горе тяргяварцев: (Корреспонденция) // Монастырь. 1908. С. 77 - 79;
Кузнецов Алексий. Жизнь современных Сирохалдейцев // Монастырь. 1908. № 11. С. 21-29. № 12. С. 22 - 30;
Кузнецов Алексий. Адербейджанская революция // Монастырь. 1908. № 11. С. 78 - 79;
Кузнецов Алексий. Несторианство и современное движение его в Урмии среди сирийцев // Монастырь. 1908. № 12. С. 30 - 44;
Кузнецов Алексий. По селам Урмии // Монастырь. 1908. С. 93 - 96;
Кузнецов Алексий. Статистика и свобода воли // Монастырь. 1909. № 1. С. 4 - 9;
Кузнецов Алексий. Церковная школа по воззрению С.А. Рачинского // Монастырь. 1909. № 1. С. 67 - 77. № 2. С. 149 - 154;
Кузнецов Алексий. По обителям Вологодской епархии: (Путевые наброски и впе-чатления) // Монастырь. 1909. № 2. С. 103 - 106. № 3. С. 200 - 205. № 4. С. 295 - 299. № 5. С. 362 - 365. № 7 - 8. С. 542 - 549. № 9 - 10. С. 627 - 631;
Кузнецов Алексий. Персидская революция (1907 - 1908 г.) // Монастырь. 1909. № 3. С. 161 - 169. № 4. С. 304 - 308. № 5. С. 373 - 381;
Кузнецов Алексий. Из записок урмийского миссионера // Монастырь. 1909. № 3. С. 181 - 183;
Кузнецов Алексий. Архимандрит Платон [Мансветов] (Некролог) // Монастырь. 1909. № 4. С. 308 - 309;
Кузнецов Алексий. К съезду монашествующих // Монастырь. 1909. № 6. С. 395 - 404; Сущность монашества // Там же. № 6. С. 426 - 432. № 7 - 8. С. 519 - 522. № 9 - 10. С. 610 - 616;
Кузнецов Алексий. Задачи современного пастырства // Монастырь. 1909. № 7 - 8. С. 531 - 534;
Кузнецов Алексий. Жизнь праведника по Псалтири // Монастырь. 1909. № 9 - 10. С. 622 - 627. № 11 - 12. С. 683 - 691;
Кузнецов Алексий. Рождество Иисуса Христа // Монастырь. 1909. № 11 - 12. С. 691 - 697.
Иеромонах Алексий. Историческая записка о состоянии старообрядчества в Томской епархии, составленная преподавателем Томской духовной семинарии иеромонахом Алексием для Иркутского миссионерского съезда. Томск. 1910. С. 20.
Иеромонах Алексий. Иркутский миссионерский съезд: (24 июля - 5 авг. 1910 г.): (Дневник участника Съезда). Томск: Сов[ет] Братства святителя Димитрия. 1910. С. 172.
Иероманах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследо-вание. СПб. 1913.
Литература
Федорченко-Шемякина Л.Н. Трагическая судьба владыки Алексия Кузнецова и его семьи // Судьба церквей и духовенства. Книга пятая. Из серии «Признание в любви родному городу». Сарапул. 1995. С. 190 - 193.
Священник Александр Малых. Архиеп[ископ] Алексий (Кузнецов) и Сарапулская епархия // История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке. Ижевск. 2000. С. 80 - 87.
Зимина Н. П. Полуобновленчество в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.: к вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) // Вестник ПСТГУ. II. История. История Русской Православной Церкви. 2013. - № 3. - С. 17-39.
Архивы
РГИА. Ф. 796. Оп. 188. Д. 7810. 03.09.1907 - 23.02.1909. Л. 17.
РГИА. Ф. 796. Оп. 188 (1907 - 1909), № 261, 59 л.;
РГИА. Ф. 796. Оп. 183 (1902), № 364. 5 л.;
1 - 4 Отделения, Экспедиция - о епархиях и приходах; о православных церквах и монастырях в России и за границей; о церковном и монастырском имуществе; внутренних и зарубежных духовных миссиях; о раскольниках и сектантах; о духовных учебных заведениях; постройке и ремонте церковных и монастырских зданий и зданий духовных учреждений; о духовной цензуре; о библиотеках, книгах и рукописях; типографиях; церковных епитимиях, монашествующем и белом духовенстве; о личном составе; брачные и бракоразводные дела.
Архив УФСБ по Удмуртии. Д. № 5001.
http://www.pravenc.ru/text/64664.html Википедия
Архиепископ Алексий (в миру Николай Николаевич Кузнецов; 31 августа [
12 сентября]
1875,
Царское Село,
Санкт-Петербургская губерния -
18 ноября 1938,
Ижевск) - епископ
Русской православной церкви, архиепископ
Сарапульский.
Биография
Родился 31 августа 1875 года в семье священника
Санкт-Петербургской епархии, впоследствии
митрофорного протоиерея, выходца из крестьян
[1].
Учился в
Александровском лицее до 1891 года, затем (1891-1898) в
Александро-Невском духовном училище. В 1898 года окончил
Санкт-Петербургскую духовную семинарию[2]. В 1902 году окончил
Петербургскую духовную академию со степенью
кандидата богословия[3] за сочинение «Нравственный смысл юродства и
столпничества», которое переработал впоследствии в магистерскую диссертацию
[1].
20 июля 1902 года определён помощником инспектора
Иркутской духовной семинарии[2].
16 августа 1903 года назначен учителем
Устюжского духовного училища[2].
17 марта 1904 года пострижен в монашество с наречением имени
Алексий ректором
Новгородской духовной семинарии архимандритом
Сергием (Титовым), 20 марта - рукоположён в сан
иеродиакона, а 21 марта - в сан
иеромонаха[1].
23 сентября 1904 года назначен преподавателем
Новгородской духовной семинарии[2].
30 июля 1906 года назначен преподавателем
Ярославской духовной семинарии[2].
Увлекался
социал-демократическими идеями, стал писать статьи в партийную газету, выступал с революционными речами перед семинаристами. По жалобе Ярославского отделения
Союза русского народа к местному губернатору, а последнего, в свою очередь, в Синод иеромонах Алексий был в мае - июне 1907 года переведён в
Вологодский Духо-Сошественский мужской монастырь. В секретном отношении председателя Совета министров
Петра Столыпина обер-прокурору Синода
Петру Извольскому о переводе из Ярославля иеромонаха Алексия (Кузнецова) говорилось о нём как об «оказавшем крайне вредное влияние в политическом отношении». Некоторое время был без определённых занятий
[1].
16 января 1908 года назначен членом
Урмийской духовной миссии в
Персии[2]. Занимался воспитанием
сиро-халдейского населения. В февраль 1909 года отозван в Россию.
24 февраля 1909 года становится насельником
Яблочинского монастыря[2] Холмской епархии, занимался преподавательской и миссионерской деятельностью.
15 октября 1909 года назначен преподавателем
Томской духовной семинарии. 28 марта 1911 года награждён
наперсным крестом, от Святейшего синода выдаваемым
[2]. Занимался миссионерством и там.
28 июля 1911 года назначен смотрителем Лысковского духовного училища
[2].
В 1912 году назначен благочинным уездных монастырей Московской епархии
[2].
30 мая 1913 года назначен на должность настоятеля
Коломенского Богоявленского Старо-Голутвина монастыря Московской епархии, в связи с чем 30 июня того же года митрополит Московский
Макарий возвёл его в сан
архимандрита[1].
В 1913 году в
Санкт-Петербурге опубликовал книгу «Юродство и столпничество»
[4].
С октября 1914 по январь 1915 года архимандрит Алексий был смотрителем
Коломенского духовного училища[1].
В феврале 1915 года был избран членом
Православного миссионерского общества[1].
12 марта 1916 году назначен инспектором
Вифанской духовной семинарии[2].
26 сентября 1916 года вновь назначен настоятелем Коломенского Старо-Голутвина мужского монастыря
[2]. Прослужил в этой должности до декабря 1916 года
[1].
С конца октября служил также
благочинным уездных монастырей 1-го округа Московской епархии и заведующим страхованием строений всех уездных монастырей Московской епархии
[1].
25 декабря 1916 году Высочайшим повелением назначен епископом
Дмитровским, пятым викарием Московской епархии
[1]. 26 декабря того же года в
храме Христа Спасителя состоялась его епископская хиротония, которую возглавил митрополит Московский Макарий в сослужении шести архиереев
[1].
В январе 1917 года епископ Алексий был назначен настоятелем
Московского Богоявленского первоклассного монастыря и председателем Московского миссионерского совета и Братства Святого Воскресения
[1].
После
февральской революции Синод по требованию Временного правительства уволил на покой четверых архиереев, в том числе митрополита Московского Макария. Епископ Алексий, как его ставленник, 25 марта 1917 года, несмотря на свой прошлый либерализм, был переведён из столицы в провинцию, став епископом
Сарапульским, вторым викарием
Вятской епархии[1].
29 марта 1917 года он безуспешно просил Синод возвратить его в Москву на кафедру
епископа Верейского, которая в то время была свободна. Впоследствии епископ Алексий полюбил свою новую епархию и никуда более не желал уезжать
[1].
9 августа 1918 года назначен епископом Слободским, викарием Вятской епархии
[2].
Указом
патриарха Тихона, Священного синода и
Высшего церковного совета от 25 августа/7 сентября 1918 года Сарапульская кафедра стала самостоятельной, а епископ Алексий стал правящим епископом с титулом «Сарапульский и Елабужский»
[1].
В сентябре 1919 года арестован в
Сарапуле без предъявления обвинения. Через восемь дней его освободили.
По представлению епископа Алексия в 1921 года в Сарапульской епархии были открыты две викарные
кафедры: Ижевская, на которую 9 октября 1921 года хиротонисан архимандрит
Стефан (Бех), и Елабужская, на которую 12 февраля 1922 года рукоположен архимандрит
Георгий (Анисимов)[5] В августе 1922 году епископ Алексий перешёл в
обновленчество, признав
ВЦУ. Вступил в организацию «
Живая церковь» и разослал по епархии устав и программу «живоцерковников» за своей подписью как руководство к действию для всего духовенства и мирян. Это дало ему возможность сохранить епархию под своим управлением и зарегистрировать органы церковного управления
[5].
По сообщению обновленческой печати, в 1922 года епископ Сарапульский «был большим сторонником церковного обновления и энергично старался распространить его по всей епархии. Программа группы „Живая Церковь“ принята была при нём почти всею Сарапульскою епархиею…»
[5].
В 1923 году он провёл с разрешения гражданской власти Сарапульский епархиальный съезд духовенства и мирян, который избрал Епархиальный совет, что было невозможно для православных архиереев
[5].
Вскоре после освобождения патриарха Тихона из-под ареста епископ Алексий направил в Москву своего доверенного клирика - протоиерея Николая Люперсольского, который убеждал патриарха в православности епископа Алексия и необходимости в сложившихся ранее условиях идти на компромиссы с обновленцами. Патриарх Тихон принял епископа Сарапульского в общение и через протоиерея Николая Люперсольского установил с ним «деловые сношения». После этого, докладывал патриарху преосвященный Алексий, «пресловутое обновление» в Сарапульской епархии было ликвидировано, а всё духовенство и миряне «единодушно встали под руководство и покровительство» законного главы Русской православной церкви. При этом сарапульский архиерей категорически отвергал все обвинения в переходе в раскол. В рапорте патриарху Тихону в сентябре 1923 года он объяснял свои действия тактикой компромиссов «исключительно только в целях сохранения в своем управлении епархии, предотвращения раздора и разногласий в ней», необходимостью избежать полного расстройства в церковных делах и дезорганизации среди духовенства, что произошло, по его мнению, в соседних Казанской, Екатеринбургской и Уфимской епархиях (где получило распространение автокефальное движение)
[5].
В 1927 года возведён в сан
архиепископа.
В декабре 1928 года был арестован. Через полтора месяца освобождён за недоказанностью обвинения
[6].
С 20 февраля по ноябрь 1931 года и с декабря 1931 года по февраль 1932 года временно управлял
Свердловской епархией[6].
8 февраля 1932 года арестован. 7 сентября 1932 года постановлением Коллегии
ОГПУ приговорён к трём годам
ИТЛ. 28 мая 1933 года амнистирован.
С 22 ноября 1933 года - архиепископ
Пензенский.
С 27 марта 1934 года - архиепископ
Тобольский.
С 14 мая 1934 года - архиепископ Сарапульский, но в управление не вступил.
С 22 октября 1935 года архиепископ Сарапульский и временно управляющий Свердловской епархией.
В августе 1937 года ему было поручено временное управление
Кировской епархией.
15 ноября 1938 года постановлением
Тройки УНКВД по Удмуртской АССР приговорён к расстрелу. Расстрелян 15 ноября 1938 года в городе
Ижевске. Место захоронения неизвестно.
Реабилитирован в 1989 году
[7].
Примечания
- ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Архиепископ Сарапульский Алексий (Кузнецов). Архивная копия от 11 июня 2016 на Wayback Machine // Ижевская и Удмуртская епархия РПЦ.
- ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. (Материалы по истории Церкви. Книга 54). - М. 2016. - С. 88.
- ↑ Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии. Дата обращения: 22 мая 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Юродство и столпничество. Дата обращения: 7 июня 2018. Архивировано 12 июня 2018 года.
- ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 Зимина Н. П. «Полуобновленчество» в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.: к вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) Архивная копия от 4 августа 2016 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ. - 2013. - Вып. 3 (52). - С. 17-41.
- ↑ Перейти обратно:1 2 Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. (Материалы по истории Церкви. Книга 54). - М., 2016. - С. 89.
- ↑ Биография в реестре Новомучеников и исповедников Российских Архивная копия от 29 апреля 2011 на Wayback Machine на сайте ПСТГУ.
Литература
- Зимина Н. П. Полуобновленчество в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.: к вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) // Вестник ПСТГУ. II. История. История Русской Православной Церкви. 2013. - № 3. - С. 17-39.
Ссылки