Никольщина. Село Гдовского уезда. Статьи из газеты "Нарвский листок". 1899

Dec 27, 2023 05:58





Никольщина (по факту - деревня Карповщина). Старый дом дореволюционной постройки. Перестроен в соответствии со вкусами новых владельцев. Старый адрес: улица 1-я Советская, 57. По свидетельству Алксандра Зверева, который жил в соседнем доме, в нем жили Львовы и Терешковы.

07.07.1899

М - в.

Село Никольщина (Гдовского уезда)

На днях мне привелось быть

в селе Никольщине, где я посетил

новый каменный храм

во имя Чудотворца Николая

На днях мне привелось быть в селе Никольщине, где я посетил новый каменный храм во имя Чудотворца Николая. Новый храм имеет чрезвычайно красивый как внешний, так и внутренний вид. По сторонам главного храма два придела, отделанные от него внутри только рядами колонн. Внутренность храма поражает обилием света. Золоченый иконостас при ярких лучах солнца положительно ослепляет зрителя. Во время моего посещения в клиросе пел детский хор. Благолепие храма и стройное пение располагали присутствовавших на богослужении к молитве; многие женщины плакали, стоя на коленях. В храм этот стекается много богомольцев, особенно женщин из других приходов.



Несколько лет тому назад здесь находился ветхий, крайне тесный храм. Определенный сюда священник о. Николай Кузнецов решил воздвигнуть взамен его новый каменный. И действительно, в течение четырех лет ему удалось соорудить такой храм, который мог бы украсить любой город. Постройка храма, говорят, обошлась почти в пятьдесят тысяч рублей; деньги эти собраны о. Николаем, главным образом, между его петербургскими знакомыми, среди которых было много знатных жертвователей. Денежных поборов на постройку этого храма с прихожан не было; последние оказали лишь помощь натурою - помогали подвозить строительные материалы да доставляли некоторое количество извести, которую многие из них сами выжигают на берегах реки Плюсы.



Польской погост (Никольской) на карте Гдовского уезда 1848 года. Российская Национальная библиотека. С.-Петербург. Отдел картографии. Представлены так же деревни Карповщина, Сверидова, Краймостье, Поля, Павлова, Подкино, Везово, Гостицы, Печурки, Лучки, Замошье, сельцо Гавриловское помещиков Мейер, село Сижно помещиков Харламовых.



Никольщина на довоенной карте.

М - в[1].

04.08.1899

Село Никольщина (Гдовского уезда)

Первого августа по обычаю бывает

крестный ход «на воду»

Первого августа по обычаю бывает крестный ход «на воду». В Никольщине для освящения воды ходили крестным ходом на реку Плюссу, где при большом стечении народа совершено малое освящение воды. Это духовное торжество перенесло мои мысли к 1164 году, ко времени установления празднования св. Кресту и, моему взору как бы представилась картина победы греческого императора Мануила над сарацинами и русского великого князя Андрея Георгиевича Боголюбского над болгарами в один и тот же день. Победители имели обыкновение носить в войсках своих честный Крест Господень; в русских полках св. Крест носили два священника в облачениях, пред битвой князь и дружина молились пред св. Крестом, лобызали его и небоязненно выходили против врагов, - и Господь им помогал: Андрей Боголюбский победил болгар - отнял у них пять городов. По возвращении с поля битвы в стан воинский, доблестный князь со своими воинами удостоился видеть чудесное знамение Божией помощи; светлые лучи исходили от иконы Спасителя и Богоматери и своим светом осияли все ополчении. Это видение еще больше придало мужества русскому воинству, - оно снова устремилось на врагов и покорило Руси их землю. Впоследствии, оказалось, что и греческий император Мануил, в битве с сарацинами, видел подобное видение. Они известили друг друга о милости Божией посланиями, и по совету своих архиереев, установили в первый день августа особый праздник, и в воспоминание чудесной помощи от св. Креста положили износить св. Крест на середину церкви для поклонения и освящать воду. 735 лет прошло со времени установления этого праздника, - а он не забывается народом.

Умильно было глядеть на простачковых мужичков, столпившихся у «иордани» с бутылочками, кувшинчиками, ведрами для того, чтобы почерпнуть св. водицы и беря ее «на всякую пользу нарядную». Но как батюшка погрузил крест в воду, - все зашевелилось; в стороне стали входить в воду, а некоторых больных детей купали в месте погружения св. Креста. Сердце мое радостно билось при виде этих простых душ, свято сохраняющих обычай церкви и древние заветы![2]



Больница в Никольщине. Дом Кокурина. Дореволюционная постройка.

11.08.1899

Один из богомольцев

Село Никольщина (Гдовского уезда)

Крестьяне деревни Подкино

Никольского прихода

изъявили желание ознаменовать

день Преображения Господня

общественною молитвою

св. великомученику Пантелеймону

в своей деревне

Крестьяне деревни Подкино Никольского прихода изъявили желание ознаменовать день Преображения Господня общественною молитвою св. великомученнику Пантелеймону в своей деревне. Желание крестьян было удовлетворено. После литургии в деревню Подкино направился крестный ход с частицею мощей великомученика в сопровождении о. Николая Кузнецова и множества богомольцев. Отрадно было смотреть на движущуюся толпу, на развевающиеся хоругви… В течение трехверстного пути до деревни все сопровождающие святыню общим хором пели различные молитвы.

Шествие представляло чудную и умильную картину, которой по истине можно было любоваться: представьте себе проселочную дорогу, пробегающую то среди полей, то душистым сосновым лесом; по ней медленно движется толпа народа, и издали еще слышится мощное, протяжное, многоголосное пение. Во главе ее, среди развевающихся церковных хоругвей, высится святыня никольская - ковчежец с частицею св. мощей Пантелеймона. В толпе можно встретить и почтенного старца, степенно шествующего за святыней, и благочестивую старушку, с большим трудом следующую за всеми, и мальчика, в припрыжку поспешающего за взрослыми. Словом - и стар и млад сопровождали святыню. На лицах всех богомольцев замечалось какое-то праздничное выражение. По приходе в деревню крестного хода многие богомольцы выстраивались в длинный ряд для того, чтобы святыня была пронесена над их головами. До 5 часов совершались молебствия с акафистом св. Пантелеймону; отец Николай во многих домах предлагал богомольцам разные назидания; все почти жители д. Подкино ходили из дома в дом и слушали молебны. По окончании этого народного праздника святыня с крестным ходом, в сопровождении священника и при общем народном пении, была отнесена обратно в Никольщину.

Замечательный порядок крестного хода, приличие и благоговение сопровождавших его приятно поражали зрителя, и я восхитился таким чином, весьма редким в наших деревнях!

Один из богомольцев[3].

11.08.1899

Священник Николай Кузнецов

Село Никольщина (Гдовского уезда)

Милостивый Государь. Г. Редактор

Горе и беда, постигшие семью моего прихожанина

Георгия Иванова…

Милостивый Государь.

г. Редактор.

Горе и беда, постигшие семью моего прихожанина Георгия Иванова, которого, вслед за лошадью, унесла в могилу сибирская язва в самый разгар полевых работ, побуждают меня по долгу пастырства помочь бедной семье, оставшейся без средств к жизни, лишившейся своего единственного кормильца.

Я решаюсь обратиться к посредству Вашей газеты в полной уверенности, что печатное сообщение о бедственном положении вдовы покойного Иванова - Натальи Захаровой и ее семейства принесет несомненную пользу, и доброхотные даяния благодетелей облегчат ее трудную долю.

Пожертвования можно посылать по адресу: ст. Поля, священнику Николаю Кузнецову для передачи Наталье Захаровой.

Священник Николай Кузнецов[4].

14.08.1899

Здешний

Село Никольщина (Гдовского уезда)

Крестьяне Никольщины,

управившись немножко

с полевыми работами, принялись

за обжог известки,

которая теперь, в виду большого

спроса, повысилась в цене

Крестьяне села Никольщины, управившись немножко с полевыми работами, принялись за обжог известки, которая теперь, в виду большого спроса, повысилась в цене. Я отправился на Плюсу, на обоих берегах которой обжигают известку, с специальной целью познакомиться с процессом обжигания извести. Он весьма несложен: в каменной стене выламывается полукруглое отверстие с открытым верхом; внизу устраивается из толстой плиты «очелки», сверх которых ребром накладывается слой толстой плиты; передняя сторона тоже закладывается «плашмя» толстыми плитами; получается нечто вроде ямы, которая и загромождается сверху мелким камнем, годным для обжога. После того как эта яма будет наполнена камнем, верх выстилается широкими плитами, а передняя сторона импровизированной печки смазывается известкой для того, чтобы дым и огонь не выходили вперед, а стремились вверх. После этой несложной работы в очелки кладут дрова, и печь пускается «в ход». Двое суток беспрерывно производится обжигание известнякового камня и лишь только огонь распространится по всей печке и ровной змейкой пробежит по верхним слоям ее, обжигание прекращается и, после незначительного времени предназначенного на охлаждение печки, известка в негашеном виде продается.

Печи известковые вмещают от 400 до 1000 пудов. На месте без доставки известка продается 5, 6 копеек за пуд, а теперь 12 и более.

Плиту ломают как мужчины, так и женщины. Вообще нужно отдать честь никольским крестьянам, которые исполняют все полевые работы: пашут, жнут, косят и занимаются даже обжогом известки, а если присоединить к этому ведение домашнего хозяйства, которое всецело лежит на руках женщины, то в итоге получится масса труда, какой несет никольский крестьянин.

Здешний[5].

01.09.1899

Странник

В настоящее время вся наша река

Плюса запружена дровами

гдовского лесопромышленника

Власа Малафеева, который готовит

к сплаву в Нарву, на Кренгольмскую

мануфактуру 8500 сажень

В настоящее время вся наша река Плюса запружена дровами гдовского лесопромышленника Власа Малафеева, который готовит к сплаву в Нарву, на Кренгольмскую мануфактуру 8500 сажень. На днях я отправился в деревню Подкино, где дрова складываются в плоты и затем гонятся вниз по Плюсе, чтобы полюбоваться картиной сплава и познакомиться с самой работой. Как раз против самой деревни Подкино разбросано по реке Плюсе семь островков, то совершенно голых, то покрытых мелким кустарником. Чтобы удержать плывущие сверху по Плюсе дрова, устья каналов, образованных этими островками, закрываются запонями - несколькими длинными бревнами, крепко связанными между собою. Переправившись на лодке на один из таких островков, я заметил там большое оживление: человек около тридцати, стоя по колено и выше в воде, вытаскивали дрова и связывали их в плоты, устройство которых довольно оригинально: снизу, на воду, кладутся две длинные жерди, которые занимают как раз середину между двумя толстыми бревнами, назначение коих - способствовать быстрому и легкому спуску дровяного плотас берега в реку; сверху помещается тоже две жерди; чтобы дрова не разъезжались в стороны и не сползали в воду прежде, чем окончательно будет готов плот, в дно реки вбивают два кола, которые и сдерживают напор дров. Когда пространство между жердями будет заполнено дровами, концы жердей с обеих сторон связываются длинными гибкими прутьями. Укрепив достаточно плот и отвязав его от берега, рабочие спускают его по бревнам в реку и тотчас же принимаются за нагрузку другого, чтобы не дать первому плоту далеко отплыть и успеть соединить и успеть соединить второй плот в союз. Каждый плот должен вмещать в себя две сажени дров. Сплавщики - большей частью никольские крестьяне - работают с выработки. Союзы плотятся тремя рабочими, причем сплавщик получает за каждый плот 45 к.; каждый же рабочий может выработать в день 11/2 - 2 руб., на своих харчах. Дрова плотят не только мужчины, но и женщины. Работа эта, особенно в осеннее время, весьма вредно отзывается на здоровье наших крестьян, большая часть которых страдает ревматизмом, а потому несмотря на сравнительно хороший заработок, только крайняя нужда заставляет крестьян заниматься сплавкой дров.

Странник[6].

08.09.1899

Село Никольщина (Гдовского уезда)

14-го сентября Никольщина

справляет свой сельский праздник

14 сентября Никольщина справляет свой сельский праздник. В этот день в селе бывает ярмарка. Для торговли устраивают особые балаганы и палатки. Через р. Плюсу наведен мост для перехода богомольцев во время крестных ходов из храма в находящуюся на берегу Плюсы часовню, особенно чтимую народом. Ярмарка, на случай благоприятной погоды, обещает быть многолюдною, хотя вследствие недорода и не такою оживленною, как в предыдущие годы. Один из важных товаров этой ярмарки - яблоки - в нынешнем году будет на ней совершенно отсутствовать. Гдовский уезд, как известно, славится культурой яблонь и груш; но обширные сады, как крестьян, так и помещиков в нынешнем году стоят пустыми. Продолжительные весенние холода убили большую часть этих плодов еще во время цвета, а жаркое сухое лето помешало развиться уцелевшим зародышам. Садоводство представляет значительное подспорье в хозяйстве жителей Гдовского уезда, и нынешний неурожай яблок, при недороде хлебов, тяжело отзовется на жизни крестьян[7].

15.09.1899

Странник

В текущем сентябре исполнится год

со дня открытия в Никольщине

церковно-приходской школы

В текущем сентябре исполнится год со дня открытия в Никольщине церковно-приходской школы. Это обстоятельство дает мне повод сказать несколько слов о развитии грамотности среди здешних крестьян.

Насколько мне известно, первая школа в Никольщине была открыта 15 ноября 1860 года тогдашним никольщинским священником в его собственной квартире. В течение первого года, до мая месяца1861 г., в этой, частной школе бесплатно обучалось 8 мальчиков. Все они к концу первого учебного года могли если и не совсем бойко, то во всяком случае безошибочно читать книги гражданской печати, знали наизусть символ веры, молитву Господню, десять заповедей, молитвы перед учением и после оного и др., а так же могли делать изустно несложные арифметические вычисления.

На следующий год многие из крестьян окрестных селений пожелали отдать своих детей в «учебу» к батюшке, но последний не мог исполнить их желания в виду того, что для школы не было подходящего помещения; в своей же квартире, состоявшей из трех небольших комнат, поместить всех желающих учиться мальчиков он не имел возможности. В виду этого священник предложил своим прихожанам купить в складчину дом вдовы Тихомировой, которая была согласна уступить его за семьдесят рублей. В этом доме было две просторных «белых» и одна «черная» комнаты, и з которых в одной могла быть открыта школа, другая могла служить столовой и спальней учеников из дальних деревень, а «черная» - кухней. На необходимую школьную обстановку и учебные пособия потребовалось около ста рублей. Был ли тогда куплен Тихомировой дом под школу или только заараендован, - этого мне в точности не известно; известно только, что в 1861 году в Никольщине открылась «частная» школа, преподавание в которой было поручено священнику, при чем ему дано было право привлекать к преподаванию, в качестве своих помощников причетчиков, с платою им от 11/2 до 2 рублей в месяц. На жалованье учащим в школе отпускалось 60 р. В год. Программа школы заключала в себе обучение: «чтению и письму, молитвам, краткой священной истории, первым трем арифметическим действиям, а при возможности - и делению».

В виду крайней скудости материальных средств и невозможности со стороны священства самому вести преподавание, Никольщинская школа вскоре после своего открытия начала падать; число учеников ее настолько уменьшилось, что в 1885 году во всем Никольском приходе насчитывалось только десять человек грамотных, т.е. таких, которые кое-как могли разобрать печатное да подписать свое имя. (Стат. свед. по СПБ. Епархии, 1885 г. вып. Х.[8]).

Наконец в 1883 году Никольским приходским попечительством устроен был особый дом, и в нем в 1885 г. открыта школа грамотности, вскоре же завоевавшая себе симпатии местного сельского населения, которое стало охотно отдавать в нее своих детей. Прошло с тех пор 14 лет, и брошенное в Никольщине зерно учения взошло, развилось и принесло обильные плоды. В настоящее время в Никольщине между мужской молодежью неграмотных почти вовсе нет, в школе обучается около 100 детей, и, некогда просторное помещение школьного дома, становится теперь крайне тесным.

Странник[9].

18.09.1899

Странник

14-го сентября Никольщина

справляла свой сельский праздник

14-го сентября Никольщина справляла свой сельский праздник. В этот день здесь бывает и ярмарка. Накануне праздника площадка против церкви, не смотря на неблагоприятную дождливую погоду, застроилась балаганами и палатками приехавших сюда с разными необходимыми в крестьянском быту товарами. Вопреки ожиданиям, ярмарка была и на сей раз многолюдна. Народ толпился около палаток, с «красным» товаром, которого навезено было в изобилии, покупал деревянную посуду, колеса, ведра, кадочки и прочую рухлядь, столь необходимую и в большом, и в убогом хозяйстве, лакомился орехами, пряниками, «стручками», др[угими] дешевыми гостинцами. Как новинку нынешней ярмарки нужно отметить привоз поросят, которые быстро раскупались крестьянами. Оживлению ярмарки несколько мешало обилие грязи.

23 сентября Никольщина ожидает преосвященного Вениамина, епископа Гдовского, который прибудет сюда из Нарвы. В этот день владыка совершит в здешнем храме божественную литургию. Это событие будет записано на страницах летописи села Никольщины, которое в нынешнем столетии в четвертый раз будет иметь счастье принимать у себя архиерея. В первый раз в Никольской церкви совершал литургию митрополит петербургский Григорий в 1825 году, во второй раз, 13 июня 1893 г. посетил Никольщину по случаю закладки в ней нового храма и служил здесь обедню епископ нарвский Никандр, а в третий раз, 9 мая 1898 г., нарвский же епископ Иоанн совершил освящение Никольского храма.

Странник[10].



Н.Н. Никонов. Проект церкви в погосте Поля. Копия.

Проект церкви в память события 17-го октября 1888 года, предполагаемой к постройке в Польском погосте Гдовского уезда СПетербургской губ[ернии][1].

[1] ЦГИА СПб. Ф. 256 Оп. 20 Д. 27. О рассмотрении проекта церкви в Польском погосте Гдовского у.; чертежи. 13.02.1893 - 18.03.1893. Количество листов: 17.

По факту на деле написано: «Проект церкви в память события 17-го октября 1888 года, предполагаемой к постройке в Польском погосте Гдовского уезда С.-Петербургской губ[ернии]».



Семейная фотография Кузнецовых. Слева сидит о. Николай (Кузнецов), митрофорный протоиерей, строитель последнего Св.-Никольского храма в пог. Поля Гдовского уезда. В центре - сын его, епископ Сарапульский - Алексий (Кузнецов). Справа - зять о. Николая,священник храма в с. Ивановские Ручьи о. Александр (Бебинг) . Стоят - дочь о. Николая - Мария, бывшая учительница Церковно-приходской школы в пог. Поля (21.10.1908 - 1916), сын о. Николая - Иван.

29.09.1899

Прихожанин

Село Никольщина (Гдовского уезда)

23 сентября с раннего утра крестьяне

села Никольщины стали массами

стекаться к своему храму

для встречи преосвященного

Вениамина, епископа гдовского

23 сентября с раннего утра крестьяне села Никольщины стали массами стекаться к своему храму для встречи преосвященного Вениамина, епископа гдовского. В 71/2 часов утра раздался благовест, возвестивший сельских жителям о приближении преосвященного. Звон закончился трезвоном. В 81/2 часов прибыл в Никольщину владыка и направился прямо в храм, где был встречен местным священником о. Николаем Кузнецовым со св. Крестом. По возложении на себя мантии, архипастырь совершил «входную», благословил народ и при пении здешних певчих, взошел на устроенный среди церкви, обитый красным сукном амвон. Началась литургия, совершенная преосвященным Вениамином в сослужении священников Павского, Кузнецова, Виноградова, Фелицина и митрополичьего архидиакона Иоанна.

Отрадно было видеть в сельском храме архипастыря, молящегося вместе с простым крестьянским населением. Выразительное архиерейское богослужение, стройное пение деревенских певчих, которые за всю литургию не допустили ни одной ошибки в чине архиерйского служения, блеск икон от множества горящих свечей и лампад, белые блестящие облачения духовенства, масса разодетого по праздничному народа - все это вызвало религиозный восторг и располагало сердца присутствующих к молитве. Вместо причастного певчими довольно стройно исполнен был концерт Бортнянского «Вси языцы восплещите руками и воскликните»…

По окончании литургии преосвященный обратился к богомольцам с назидательным словом, а затем стал благословлять их. Пока владыка в церкви преподавал народу благословение, учащиеся в здешней школе дети перешли из храма в школу и там ожидали прибытия архиерея. Их храма владыка прибыл в школу, где был встречен пением молитв. В школе преосвященный произвел испытание учащихся в знании Закона Божия. Затем, осмотрев старую никольщинскую церковь и поверив церковное письмоводство, владыка посетил дом священника.

Во втором часу дня преосвященный уехал из Никольщины, напутствуемый добрыми пожеланиями собравшихся провожать его крестьян, в памяти которых долго будет сохраняться благоговейное воспоминание о бывшем духовном торжестве.

Прихожанин[11].

02.10.1899

Странник

Село Никольщина (Гдовского уезда)

Как грозная туча пронеслась

над Никольщиной сибирская

язва, похитив у жителей несколько

лошадей и унеся в могилу одного крестьянина

Как грозная туча пронеслась над Никольщиной сибирская язва, похитив у жителей несколько лошадей и унеся в могилу одного крестьянина. Весь Гдовский уезд всполошился было. В глазах гдовских обывателей Никольщина явилась каким-то очагом заразы; ее стали бояться, как огня; по уезду распространились слухи, что через Никольщину не будут пропускать ни пеших, ни конных, - «карантин» де поставят. Мне лично пришлось слышать от одного интеллигентного гдовского гражданина, что «Никольщины надо бояться, не проезжать, и даже не проходить через нее, чтобы не заразиться самому и не занести заразы на скот». В окрестностях Никольщины не на шутку перетрусившие крестьяне рассказывали невероятные факты, будто в этом селе сибирская язва косит не только скот, но и людей направо и налево. Даже сами никольские крестьяне сильно струсили: чуть заболит у кого голова, как бедняга начинает скучать и приготовляется к смерти, идет к священнику и просит его напутствовать. А в то время, как на зло, многие крестьяне заболевали расстройством желудка, головными болями и проч., причину всех этих недомоганий они приписывали сибирской язве. Между тем, благодаря принятым во время предупредительным мерам, эпидемия прекратилась, и крестьяне вздохнули свободно, не не на долго.

Теперь среди крестьян и особенно крестьянок распространились другие страхи - близкого «светопреставления». Страхи эти вызваны слухами о том, что 13 ноября нынешнего года «земля де с кометой столинетси». Масса разных нелепых рассказов ходит в народе и принимается им за правду. На днях мне пришлось слышать, как одна женщина учила другую, как теперь, «когда настанет конец света», надо молиться: «Ты, говорит, голубушка, складывай пальцы для молитвы крепче, а то дьявол как раз между пальцами проскочит, а ты ево по пальцам-то непущай». Путешествовали некоторые из крестьянок в Псков и, увидев производящиеся там раскопки древнего храма, решили, что это тоже признак близкого светопреставления.

Конечно, духовенство, учителя и проч. сельская интеллигенция стараются при всяком удобном случае рассеять нелепые страхи темного люда, однако, не всегда им удается.

Странник[12].

[1] М - в. Корреспонденция. (От нашего корреспондента). Село Никольщина (Гдовского уезда). На днях мне привелось быть в селе Никольщине, где я посетил новый каменный храм во имя Чудотворца Николая // Нарвский листок. 07.07.1899.

[2] Корреспонденция. (От нашего корреспондента). Село Никольщина (Гдовского уезда). Первого августа по обычаю бывает крестный ход «на воду» // Нарвский листок. 04.08.1899.

[3] Один из богомольцев. Село Никольщина (Гдовского уезда). Крестьяне деревни Подкино Никольского прихода изъявили желание ознаменовать день Преображения Господня общественною молитвою св. великомученику Пантелеймону в своей деревне // Нарвский листок. 11.08.1899.

[4] Священник Николай Кузнецов. Корреспонденции. (От наших корреспондентов). Село Никольщина (Гдовского уезда). Милостивый Государь. Г. Редактор. Горе и беда, постигшие семью моего прихожанина Георгия Иванова, которого вселед за лошадью унесла в могилу сибирская язва… // Нарвский листок. 11.08.1899.

[5] Здешний. Корреспонденции. (От наших корреспондентов). Село Никольщина (Гдовского уезда). Крестьяне Никольщины, управившись немножко с полевыми работами, принялись за обжог известки, которая теперь, в виду большого спроса, повысилась в цене // Нарвский листок. 14.08.1899.

[6] Странник. Корреспонденция. (От нашего корреспондента). Село Никольщина (Гдовского уезда). В настоящее время вся наша река Плюса запружена дровами гдовского лесопромышленника Власа Малофеева, который готовит к сплаву в Нарву, на Кренгольмскую мануфактуру 8500 сажень // Нарвский листок. 01.09.1899.

[7] Корреспонденции. (От наших корреспондентов). Село Никольщина (Гдовского уезда).

14-го сентября Никольщина справляет свой сельский праздник // Нарвский листок. 08.09.1899.

[8] Никольская церковь в Польском погосте // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПб. 1885. С. 211 - 221.

[9] Странник. Корреспонденция. (От нашего корреспондента). Село Никольщина (Гдовского уезда). В текущем сентябре исполнится год со дня открытия в Никольщине церковно-приходской школы // Нарвский листок. 15.09.1899.

[10] Корреспонденции. (От наших корреспондентов). Село Никольщина (Гдовского уезда). 14-го сентября Никольщина справляла свой сельский праздник. В этот день здесь бывает ярмарка // Нарвский листок. 18.09.1899.

[11] Прихожанин. Корреспонденции. (От наших корреспондентов). Село Никольщина (Гдовского уезда). 23 сентября с раннего утра крестьяне села Никольщины стали массами стекаться к своему храму для встречи преосвященного Вениамина, епископа гдовского // Нарвский листок. 29.09.1899.

[12] Странник. Корреспонденции. (От наших корреспондентов). Как грозная туча пронеслась над Никольщиной сибирская язва, похитив у жителей несколько лошадей и унеся в могилу одного крестьянина // Нарвский листок. 02.10.1899.



Татьяна Климина. 30 апр 2018

Нарвская летопись. 15 мар 2018 в 17:41

НАРВА

10 января 1898 года, 120 лет назад, в нашем городе вышел первый номер газеты «Нарвский листок». Это была местная литературная и торгово-промышленная газета, она печаталась в типографии Ф. Гнивковского и И. Грюнталя. а с 1906 года в типографии И. Грюнталя. Газета издавалась в период с 1898 по 1917 и с 1924 по 1940 годы. Экземпляры газет в настоящее время хранятся в Национальной библиотеке, в Эстонском историческом архиве, в Эстонском литературном музее, в Российской национальной библиотеке.
Появление своего местного печатного органа, безусловно, было крупным событием в жизни провинциального города.
Первоначально «Нарвский листок» был подцензурной газетой, выходившей два раза в неделю, причем разрешенная при издании программа вопросов была очень ограничена. Можно было публиковать материал лишь по следующим темам:
правительственные распоряжения
корреспонденции и местные известия
статьи по сельскому хозяйству, местной промышленности и торговле, научные статьи и заметки
театральное эхо
сведения о товарных ценах
объявления
Касаться каких-либо вопросов международной и внутренней политики газета была не вправе, и даже говоря о вопросах, касающихся торговли и промышленности, можно было говорить лишь по отношению к своей местности, не разбирая общего характера и значения.
Несмотря на то, что кругозор газеты был сужен: вся деятельность находилась под постоянным надзором цензуры, газета была очень интересной. Особенно большой интерес она представляет сейчас для исследователей и краеведов, т.к. очень подробно на страницах газеты освещалась местная жизнь, печатались очерки по истории города. Буквально с первых номеров выпуска газеты Александр Васильевич Петров начал печататься, скрываясь под инициалами «А.П.». В этой же газете постепенно выходил и сборник документов по истории Нарвы из архива Нарвского магистрата, составленный им, под заглавием «Нарвская старина».
Роль цензора была возложена на полицмейстера города Нарвы.
В третьем номере газеты от 17 января 1898 года было опубликовано стихотворение одного из сотрудников редакции Алексея Григорьевича Юрканова.

«В добрый час»

Года текут…и просвещенье
По нашей родине святой,
Из поколенья в поколенье,
Разлилось влагою живой.

Все шире, шире и свободней
Его живительный поток.
Чем дальше, тем он многоводней,
Приток, рождая вновь поток.

Так в добрый час! С восторгом новым
Мы шлем радушно наш привет
«Листку» - младенцу, с новым словом
Вступившему лишь только в свет.

Пусть он, всю жизнь нам отражая,
Неправды будет злым бичем,
И тьму порока освещая,
Послужит нам живым лучем.

Пусть угол наш родным он словом
Ласкает, реет и живит,
Всегда откликнуться готовый
Тому, кто правдой дорожит.

Плюсса, Никольщина, В.И. Будько, Николай Кузнецов, Алексий Кузнецов, Гдовский уезд, 1899, Нарвский листок, погост Поля, Сланцы

Previous post Next post
Up