Судьба священника погоста Поля отца Николая (Кузнецова). Статья для газеты «Знамя труда»

Dec 25, 2023 11:08





В декабре 2017 г. в сланцевской газете «Знамя труда» вышла моя статья о священнике пог. Поля о. Николае (Кузнецове)[1]. Естественно, она была напечатана с сокращениями и без сносок.

Не были так же даны в ней все представленные мной фотографии.

Пользуясь случаем, я привожу здесь полностью весь означенный материал:

«Согласно сведениям сайта А.А. Бовкало священник и строитель Св.-Никольского храма в с. Никольщина Гдовского уезда, митрофорный протоиерей о. Николай (Кузнецов), вышел за штат в 1913 г.[2] Сегодня стало так же известно, что о. Николай после начала оголтелой кампании против православия и против него лично, выехал в 1917 г. с семьей к сыну в г. Сарапул, где тот занимал одну из самых высоких должностей в местной церковной иерархии: «22.03.1917 г. на кафедру епископа Сарапульского вторым викарием Вятской епархии был перемещен еп. Алексий (Кузнецов), который до этого занимал кафедру еп. Дмитровского, 5-го викария Московской епархии»[3].

Поскольку послужной список о. Николая был «утерян» в ходе обысков и арестов его детей в 1932 и 1937 гг., восстановить места его последующего служения сегодня не представляется возможным. Известно, единственно, что он служил какое-то время в храме с. Шаркан бл. г. Сарапул. - Об этом сообщил мне по почте священник из г. Ижевск о. Александр (Малых), по сути, - биограф Алексия (Кузнецова), епископа Сарапульского. - Он прислал, в частности, краткую справку о деле, в котором упоминается о. Николай. - Дело это хранится в ЦГА Удмуртской республики[4].



Из присланных материалов дополнительно стало известно, что с о. Николаем в Сарапул переехала его семья, супруга и дети, дочь Мария и сын Иван. - О дочери его, Параскеве, к сожалению, сегодня известно немного. - Известно, единственно, что она умерла. О зяте о. Николая, ее муже, священнике пог. Ивановский Ручей о. Александре (Бебинге), известно, что он находился в свое время в Караганде и был приговорен в 1938 г. к расстрелу.

Между тем, на фотографии, опубликованной в книге священника А. Малых «История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке», под фотографией на стр. 82, указано: «…справа [от епископа] - зять (муж умершей сестры [Параскевы]), прот. Александр Бебинг»[5]. Эта же фотография представлена сегодня в интернете, равно другие фотографии епископа Алексия (Кузнецова), одна из них опять же - с сестрой Марией и братом Иваном.

В указанное время в Сарапуле, как и в Никольщине, было неспокойно. В августе 1918 г. рабочие Ижевского и Воткинского заводов подняли вооруженное восстание против власти большевиков.

Приведем здесь материалы книги А. Малых, которые ярко характеризуют обстановку в подведомственной епископу Алексию епархии, заметив, что личным секретарем его во все время нахождения его на этом посту в 1917 - 1932 и 1935 - 1937 гг. была сестра Мария, бывшая в свое время учительницей ЦПШ гдовского пог. Б. Поля:

«Красная армия бросила сюда свои части для подавления восстания» Завязались ожесточённые бои.

В первой половине ноября 1918 года восставшие рабочие и крестьяне, образовавшие Народную армию Прикамья, отступили за р. Каму и впоследствии вошли в состав войск Сибирского Правительства адмирала Колчака.

В Ижевске, Воткинске, Сарапуле и в других местах большевики устроили настоящий террор по отношению к местному населению, которое почти сплошь поддержало восставших. 13 сентября 1918 года в ходе подавления отрядом С. Барышникова антибольшевицкого восстания крестьян в с. Святогорье Глазовского уезда, во дворе Покровского храма этого села были заколоты штыками на глазах у сельчан священники Василий Лапшин и Иоанн Блинов[6].



Еп. Слободской Алексий (Кузнецов), находясь в это время в городах Слободском и Вятке, фактически продолжал управлять Сарапульской епархией[7]. 22 ноября (ст. ст.) 1918 года ему было поручено временное управление Вятской епархией, а 23 мая (ст. ст.) 1919 года он был назначен на самостоятельную Сарапульскую и Елабужскую кафедру[8] и вернулся в Сарапул из Вятки в июле 1919 года[9].



На территориях, отвоеванных белыми у большевиков, прекращались гонения на Церковь, восстанавливалась нормальная церковно-приходская жизнь, и в частности было решено возобновить деятельность Сарапульского духовного училища[10], но этот период был недолгим. Белые войска, а с ними почти все рабочие вышеупомянутых заводов, в начале июня 1919 года вынуждены были отступить из этих мест[11]. С ними ушла и значительная часть духовенства Сарапульской епархии (некоторые ушли ещё в октябре - ноябре 1918 года). Благочинный свящ. Николай Сарычев писал впоследствии: «В 1919 году из-за угроз стереть с лица земли Церковь и попов бежало много духовенства в Сибирь. Так в бывшем 7-м округе Сарапулъского уезда из 14 священников осталось только три»[12]. Из 27 священников 3-го округа Елабужскюго уезда Сарапульской епархии на конец 1920 года 10 получили хиротонию в 1919 - 1920 годах вместо отступивших в Сибирь с войсками Колчака. Во 2-м округе Малмыжского уезда Сарапульской епархии с белыми войсками ушли в Сибирь 8 священников, 5 диаконов и 2 псаломщика (всего на конец 1920 г. в этом благочинническом округе было 22 священника, 8 диаконов и 12 псаломщиков)[13]. Таким образом, если судить по этим данным, Сарапульская епархия потеряла в результате ухода с белыми войсками на восток в 1918 - 1919 годах не менее трети духовенства (здесь надо иметь в виду, что часть его потом вернулась).

Однако этот недостаток еп. Сарапульскому Алексию в значительной мере удалось возместить за счёт новых хиротоний. Поэтому, на конец 1919 года, по данным Сарапулъского духовного правления, «богослужение почти во всех церквах совершалось безостановочно, т.к. на пустующие места были взаимно командируемы рукоположенные в сан священника» бывшие диаконы и бывшие псаломщики, рукоположенные в сан диаконы. При этом образовательный уровень духовенства сильно понизился» [14].

Из сообщения Малых так же известно, что «К празднику Рождества Христова 1924 г. протоиерей Троицкой церкви Сарапула Николай Кузнецов [был] награждён Патриархом митрой»[15].

Умер о. Николай, видимо, в 1931 г. Незадолго до этого, очевидно, в 1930 г., умерла и его жена. Сын Алексий, епископ, после нескольких арестов и лагерных сроков, был расстрелян чекистами в 1938 г. Местоположение могилы его - не известно.

Дочь Мария, по окончании С-Петербургского Исидоровского епархиального училища, с 21.10.1908 по 1916 гг. учительствовала в с. Никольщина в ЦПШ. Касаясь вопросов биографического характера, она сообщает секретарю епархиального управления в Сарапуле о том, что «В 1932 и 1937 гг. при обыске все [документы семьи Кузнецовых] забрали».

Таким образом, личный архив семьи священника о. Николая (Кузнецова), бумаги, документы и фотографии, привезенные из пог. Поля в Сарапул, поступили в закрытый фонд НКВД, где они, скорее всего, не сохранились.

Этот т.н. «Народный комиссариат» меньше всего заботился о русском народе и русской истории. Жертвами его стали сотни тысяч расстрелянных и осужденных, ни в чем не повинных жителей России, которую большевики мечтали бросить на костер мировой революции, Ради этой, истинно, бесовской смуты, затеянной денежными мешками запада, в истерзанной войной и голодом России, в то время были все предпосылки. - Без внешнего на то воздействия она бы справилась со всеми экономическими и прочими проблемами.

Представляет определенный интерес так же справка о дочери о. Николая (Кузнецова) Марии, предоставленная мне священником о. Александром (Малых):

«Сестра архиепископа Алексия Мария Николаевна Кузнецова, родилась в 1889 году в семье священника Николая Кононовича [Кузнецова], служившего в с. Поля Петербургской губернии Гдовского уезда.

По окончании Петербургского Исидоровского Епархиального Училища, с 21 октября 1908 по 1916 учительствовала в том-же селе в ЦПШ.

В конце 1917 года вместе с престарелыми родителями переехала в Сарапул к брату архиепископу Алексию на иждивение.

После смерти родителей в 1930 - 1931 гг. состояла в церковном хоре Покровской церкви г. Сарапула.

13.02.1932 - 1935 гг. отбывала ссылку в Нарымском крае, а Владыка [отбывал] - лагеря. Младший брат оставался в Сарапуле. В 1935 возвратилась в Сарапул.

В 1936 г. Владыка вступил в управление епархией, а в декабре 1937 г. снова был взят и до сих пор судьба [его] неизвестна.

1917 - 1932, 1935 - 1937 гг. - личный секретарь архиепископа Алексия.

1938 - 1943 гг. - служила псаломщиком в Георгиевской церкви Сарапула.

30.09.1943 - 1958 гг. - служила в Воскресенской церкви Сарапула.

13.02.1959 г. - уволилась по слабости здоровья и жила на иждивении младшего брата, который умер в 1961 г.

М[ария]. Н[иколаевна]. писала о. Стефану Зорину, который был секретарём ЕУ, о том, что удостоверение о назначении её учительницей [возможно, в ЦПШ пог. Поля] чудом сохранилось. «Документов Владыки никаких нет. В 1932 и 1937 гг. при обыске все забрали. Возстановить послужной список [его] нет возможности. О служении его в Сарапульской епархии знают только двое: дьякон А.С. Курочкин и о. Сергий Коробейников - они до 1937 года жили безвыездно в Сарапуле. Если мое удостоверение не нужно, то уничтожьте его. Больше ничего у меня нет. Извините за небрежное писание; здоровья у меня нет, страдаю т. называемой - Симпатическая система - нервные узлы по бокам позвоночного столба, от которых идут нервы в разные стороны, имеет значении большое в жизни организма, отзывается на самочувствие, имеет влияние на весь организм. У меня теперь одно утешение - Богослужебные книги за весь год, кроме Дополнительной минеи. В церковь не хожу, т.к. стоять тяжело, да и служба в настоящее время «при новом настоятеле» не служба: ни благоговения к святыне, ни благолепия, ни торжества, одна беготня по алтарю и церкви. Простите за написанное. Нам верующим тяжело смотреть и переживать церковные неполадки».

После смерти брата жила на оставшиеся сбережения, которые подходили к концу. В 1966 году написала прошение на пенсию от ИЕУ. Жила по ул. Седельникова, 96 (Архив ИЕУ, Личное дело Кузнецовой М.Н., папка № 38)»[16].

Сегодня в интернете есть так же кое-какие сведения о зяте о. Николая, священнике пог. Ивановский Ручей, о. Александре (Бебинге). - Его так же, как и епископа Алексия, арестовали, и он отбывал срок в Карагандинском лагере. В 1938 г. его приговорили к высшей мере наказания. Конвейер репрессий в отношении священства работал на всю мощь:

«Александр Германович Бебинг [священник].

Родился в 1889 г., Эстония, Нарва; русский; [образование] среднее;

[профессия] бухгалтер, [место работы] Дерево-обделочный комбинат.

Проживал: Карагандинская обл. Караганда.

Арестован: 5 июля 1938 г.

Приговорен: Особая Тройка УНКВД по Карагандинской обл. 4 октября 1938 г., обв[инение].: [по статьям] 58-11, 58-1а, 58-2, 58-9 УК РСФСР.

Приговор: ВМН [высшая мера наказания].

Реабилитирован 28 апреля 1990 г. Карагандинской обл.

Источник: Сведения ДКНБ РК по Карагандинской обл.»[17].

[1] Будько В.И. Судьба священника погоста Поля о. Николая Кузнецова // Знамя труда. 01.12.2017.

[2] http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spbgdpola.html

[3] История Ижевской епархии. http://udm50.nichost.ru/diocese/history/

[4] ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 1. Т. 3. Д. 7464. Л. 1 - 2.

[5] Малых А., священник. Архиепископ Сарапульский Алексий (Кузнецов) и Сарапульская епархия // История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ веке. Ижевск. 2000. С. 82.

[6] Гончаров А. Против чего восстали святогорцы // Красное знамя. № 103. 09.09.2008. С. 3.

[7] ААС. Ф. 64. Оп. 1. Д. 381. Л. 50 (Из окружного послания архиеп. Сарапульского Алексия от 18.06.1928). Примеч. автора.

[8] ААС. Ф. 64. Оп. 2. Д. 242. Л. 12 об. - 13 (послужной список еп. Сарапульского Алексия от. 18.06.1928). Примеч. автора.

[9] Архив УФСБ по УР. Д. 5001. Л. 21 об. Примеч. автора.

[10] ААС. Ф. 64. Оп. 1. Д. 161. Л. 26 (Постановление Сарапульского духовного правления № 92 от 4.5.1919 г. о восстановлении работы Сарапульского училища, т.к. «духовно-учебные заведения в пределах, занятых войсками Сибирского Правительства, восстанавливаются»). Примеч. автора.

[11] Ефимов А.Г. Ижевцы и воткинцы. Борьба с большевиками (1918 - 1918). М. 2008. С. 12, 14 - 15, 29 - 30, 121. Примеч. автора.

[12] ААС. Ф. 64. Оп. 1. Д. 271. Л. 89 (Рапорт благочинного 3-го округа Ижевского уезда свящ. Н. Сарычева еп. Сарапульскому Алексию № 73 от 18.07.1922 г.). Примеч. автора.

[13] ААС. Ф. 64. Оп. 1. Д. 174. Л. 3, 7 (Рапорты благочинных 3-го округа Елабужского уезда Сарапульской епархии от. 9.12.1920 г. № 146 и 2-го округа Малмыжского уезда той же епархии от 30.11.1920 г.). Примеч. автора.

[14] Малых А. Указ. соч. С. 38 - 40.

[15] ААС. Ф. 64. Оп. 1. Д. 304 (Распоряжения и циркуляры СЕУ 1 - 12. 1924). Л. 9 об. Примеч. автора.

[16] По материалам письма священника о. Александра (Малых).

[17]

Александр Бэбинг, Никольщина, Бебинг, Православие, В.И. Будько, Николай Кузнецов, Алексий Кузнецов, Сарапул, Знамя труда, Сланцы

Previous post Next post
Up