Прошение никольского священника Николая Кузнецова о переводе его в штиглицкий храм города Нарвы

Dec 22, 2023 05:24





Священник Свято-Никольского храма в погосте Поля Гдовского уезда отец Николай (Кузнецов). Фотография 1909 года.

14.03.1913 - 18.10.1913

Дело «По прошению священника Николая

Кузнецова об открытии новой штатной

священнической вакансии при Нарвской

фабричной церкви»

В нач. 1910-х гг. священник Св.-Никольского храма в пог. Поля о. Николай (Кузнецов) несколько раз предпринимал попытки уйти от служения в приходе с. Никольщина и создать самостоятельный приход при Св.-Троицком «Фабричном» храме в г. Нарва, который являлся усыпальницей семьи барона А.Л. Штиглица.

В крипте Св.-Троицкого храма были соответственно похоронены: К. Штиглиц, жена барона, сам барон, А.Л. Штиглиц, известный банкир и меценат, основатель Высшего Художественно-промышленного училища его имени в С.-Петербурге, и их приемная дочь Н.М. Юнина-Половцова.

Фактически этот храм находится сегодня в русском г. Ивангород, который в старое время считался частью г. Нарвы.

Храм при большевиках был доведен до полного разора. В крипте стояла вода, а все материальные ценности в нем были уничтожены.

Выдающийся памятник отечественной культуры таковым во времена СССР не являлся, и находился на территории промышленного предприятия.

В 1913 г. храм был приписан к Нарвскому собору во имя Св. Преображения и содержался на «проценты от капитала» в 10000 руб., которые барон по смерти жены положил на специальный счет.

Следует особо сказать, что причт Нарвского собора воспринял «не во всем честное» «предприятие» священника Кузнецова с нескрываемым раздражением и по мере своих возможностей оказывал ему противодействие.





Ивангород ()Нарва). Церковь Святой Троицы. Старая открытка.

Первоначально о. Николай (Кузнецов) предпринял 2 дела «По открытию новой штатной священнической вакансии при Нарвской фабричной церкви» в 1910 и 1911 гг., но те конкретно материалы в архивах пока не найдены.

26.04.1913 г. он написал на имя «Его Высокопреосвященства Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Владимира» «Смиренное прошение», в котором в иносказательной форме описал свое желание уйти из Никольщины на новосозданный приход в Фабричную церковь г. Нарвы, в которой штатов на тот момент не было.

Он в частности писал, что «22 года прослужил в Николаевском приходе… [и что теперь в Никольщине все благоустроено для причта, но ему опять] Хочется… еще потрудиться на жатве где нет жателей, а жатвы имеется много».

Он писал, что православным работникам на Парусинной фабрике в Нарве приходится трудиться под руководством иноверцев, и что рабочие в то время «…едино видят обуревление всякого рода учения Сектанского» (!?).

Весьма интересно упоминание Кузнецова о том, что многие рабочие из Нарвы шли молиться именно в его храм в пог. Поля, и именно к нему, о. Николаю (Кузнецову). - Это, несомненно, свидетельствовало о его известности и даже «популярности» среди части прихожан соседних приходов и даже соседних епархий.



Барон Александр Людвигович Штиглиц. Строитель родового храма-усыпальницы в Ивангороде (Нарве).

Он в частности писал по этому поводу: «По окончании работ в субботу, [верующие из г. Нарвы] идут [целыми] артелями в ночное время за 30 верст в[о] вверенную мне [Св.-Никольскую] церковь [в пог. Поля]».

В конкретном плане Кузнецов предпринял с помощью своих не в меру ретивых «поклонниц», «девиц» Натальи Михайловой и Ксении Ивановой, сбор подписей под особым подписным листом, в котором оговаривалась необходимость создания нового прихода при означенной церкви в имении Штиглицев-Половцовых.

В ходе это сбора были допущены многочисленные «нарушения» и «фальсификации», поскольку сборщики преследовали цель собрать наибольшее количество подписей. Несмотря на отказы самых высоких церковных инстанций, о. Николай продолжал однажды начатое им еще в 1910  г. дело. Известно, что в 1913 г. отказы Кузнецову направили непосредственно владыка и Император.

В ЦГИА С.-Петербурга сохранилось соответственно дело 1913 г., в котором есть полностью безграмотное «Прошение» Кузнецова, написанное им лично 06.09.1913 г.[1], листы дела 11 и 11 оборот, изобилующее орфографическими ошибками.



Отказ С.-Петербургской Духовной Консистории на прошение польскóго священника о. Николая (Кузнецова) . 15.07.1913. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 931. Кузнецов Николай - священник. По факту на деле написано: «Дело по прошению священ-ника Николая Кузнецова об открытии новой штатной священнической вакансии при Нарвской фабричной церкви».

Вот эти «перлы», представленные в личном письме его, где путаются буквы «и» и «й», и где уважаемый всей Россией человек, банкир его Величества и меценат, именуется с малой буквы… «бароном щиглецом» (!):

«…консистория претставила справку»,

«…При фабрике 5000. рабочих обуреваются без Пастыря учением разного сектансва»,

«…церковь При фабрике Построена Бароном щиглецом, [и] как Подобает украшена».

«На содержание Причта бароном щиглецом положен капитал (10,000. руб. для пользования причту Процентамй».

«Вторично (!) Прошу Ваше Высокопреосвященство открыть штат (!) При Фабричной церкви и по открытий назначить меня (!) согласно желания рабочего народа» (!)[2].

Есть в этом деле так же «Смиренное прошение» Кузнецова, написанное за него уже кем-то 26.04.1913 г., листы дела соответственно 8 и 8 оборот. Это - вполне грамотное послание, адресованное Владыке, в котором автографом конкретно священника является подпись и дата в конце.

Все говорит о том, что Кузнецов в силу безвыходной ситуации, сложившейся для него в приходе пог. Поля, где он давно уже не пользовался «расположением [части прихожан] своего прихода», и в силу безграмотности своей, предпринял безрассудный шаг перемены имевшегося положения вещей в соседнем городе, к которому он не имел никакого отношения. - Никто там его не ждал, кроме его «поклонников» и «поклонниц», но их мнение «Церковное Начальство» тогда не интересовало.

Можно сказать, что «репутация» Кузнецова как священника и человека, тоже не делала ему чести в глазах причта Нарвского собора. Члены его, видимо, знали о нем достаточно, и потому предприняли против «смутьяна» определенные шаги. - Никто в этом конкретно случае не желал терять доходы и паству.



Семейная фотография Кузнецовых. Слева сидит о. Николай (Кузнецов), митрофорный протоиерей, строитель последнего Св.-Никольского храма в пог. Поля Гдовского уезда. В центре - сын его, епископ Сарапульский - Алексий (Кузнецов). Справа - зять о. Николая,священник храма в с. Ивановские Ручьи о. Александр (Бебинг) . Стоят - дочь о. Николая - Мария, бывшая учительница Церковно-приходской школы в пог. Поля (21.10.1908 - 1916), сын о. Николая - Иван.

«Оригинальным» можно считать объяснение «Церковного Начальства» по поводу службы в храме имения Половцовых: «…имеющийся у причта [Нарвского собора] значительный досуг (!) охотно и удобно посвящается [им] службе в Штиглицкой, а теперь [уже] Полоцевской Троицкой церкви».

К сожалению, в деле 1913 г. нет описания служения о. Николая в пог. Поля, но можно предположить, что крайне бестактный в отношениях священник нажил в Никольщине много недоброжелателей и врагов. - Как он мог иметь хоть какое-то отношение к обучению детей, не понятно.

Видимо, Кузнецов мог иметь авторитет только в полностью безграмотной среде, о чем в свое время указывал один из его предшественников:

«Грамотных [в приходе пог. Поля] не больше 10 человек, да и те едва умеют подписать свое имя. Школа [в Никольщине] открыта в 1860 году, в доме священника. Ныне [там] собирают средства на постройку для школы особого дома»[3].



ЦГИА СПб. Ф. 256 Оп. 20 Д. 27. О рассмотрении проекта церкви в Польском погосте Гдовского у.; чертежи. 13.02.1893 - 18.03.1893. Количество листов: 17. По факту на деле написано: «Проект церкви в память события 17-го октября 1888 года, предполагаемой к постройке в Польском погосте Гдовского уезда С.-Петербургской губ[ернии]».

Определенный интерес в деле представляет т.н. «Справка» о священнике о. Николае (Кузнецове), лист дела 9, которая представляет его «послужной список»:

«Священник Польскóй Николаевской церкви, Гдовского уезда, Николай Кузнецов, 72 л., - из крестьян Тверской губернии. Получил домашнее образование. Определен на священническую вакансию к Верховинской церкви, Новоладожского уезда, 2 июля 1887 г. К сей Польской церкви перемещен 9 июня 1891 г. Награжден: набедренником в 1898 г., скуфьею в 1902 г., камилавкою в 1904 г. и орденом Св. Анны 3 ст. том же 1904 г. Преподано благословение Св. Синода с грамотою в 1905 г.; награжден наперсным крестом в 1908  г. Судим и штрафован не был»[4].

О серьезных проблемах в деле служения о. Николая (Кузнецова) в пог. Верховино и Поля известно из резонансных его дел 1888[5] и 1893[6] гг., которые «завершатся» делом 1917 г. «По обвинению священника Кузнецова, пропагандирующего против нового правительства»[7].

Видимо, в ходе Февральской революции священник с. Никольщина допустил негативные высказывания в отношении Временного правительства Керенского, что тут же стало известно властям и дало повод местным чинам полиции написать на него очередной донос. - И это стало в принципе поводом к возбуждению в отношении его очередного «политического» дела.

Кузнецов все понял, или ему подсказали все «знающие люди», и в силу особых условий революции не стал дожидаться разбирательства в Синоде, а сразу же по отлучении от места, а ему уже было много лет, уехал из Никольщины навсегда.

После отъезда он с семьей обосновался в г. Сарапул, где сын его Алексий Кузнецов занимал архиерейскую кафедру. Дальнейшие события показали, что это служение сына не спасло Кузнецова-младшего от репрессий и гибели в застенках ЧК.

При этом в Сарапуле подвергалась аресту и дочь священника, Мария, которая с 21.10.1908 г., и, видимо, до самого отъезда семьи из пог. Поля в 1917 г. была учительницей местной Церковно-приходской школы.

Священник о. Николай (Кузнецов) не дожил до последнего ареста сына в 1938 г. и умер 25.12.1930 г. Он по свидетельству сарапульского краеведа Л.Н. Федорченко-Шемякиной был похоронен в Сарапуле.

Из дела 1893 г., кстати, известно, что Кузнецова отлучали от служения в храме пог. Поля предположительно в 1892 г., но тогда ему удалось сохранить за собой место и восстановиться в служении в Св.-Никольском храме, прибегнув к защите владыки Исидора († 1892).

Об этом известно из рапорта урядника Д.Н. Евменова, который со священником Кузнецовым открыто враждовал в силу личной ненависти, о чем известно из этого же дела.

Впоследствии Кузнецов неоднократно будет прибегать, видимо, к помощи и защите Иоанна Кронштадского, о чем есть косвенные свидетельства, известные из материалов сарапульского краеведа Л.Н. Федорченко-Шемякиной, изложенные в пятой ее книге «Судьба церквей и духовенства»[8] (см. далее).

Следует сказать здесь пару-слов о дороге по которой из Нарвы православные люди ходили из Нарвы в Св.-Никольский храм пог. Поля к о. Николаю (Кузнецову).

В старое время, вплоть до 1920 г., через пог. Поля проходила еще старинная почтовая дорога, которая соединяло гг. Нарву и Псков через пог. Поля и г. Гдов. По этой дороге ездили воители и государи, и в частности, Екатерина II, которой при ее путешествии на юг России гдовские власти выстроили в д. Поля Путевой дворец, где она со своей свитой изволила кушать.

Дорога из Нарвы в Гдов шла параллельно р. Плюсса, и в д. Низы в старое время на то имелась паромная переправа[9]. - Именно в этой деревне по рассказам стариков никольский священник о. Николай (Кузнецов) выстроил деревянный храм-школу, который был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери.

В 1955 г. храм был перенесен священником о. Александром (Дубровским) в местность расположенную бл. д. Б. Поля, и освящен на новом месте опять во имя Казанской иконы Божией Матери.

Дубровский первоначально просил власти разрешить выставить Низовской храм на Северной Окраине г. Сланцы бл. кладбища, которое тут зачиналось в то время, но такое разрешение им не было получено. - Храм в итоге был выставлен к северу от д. Б. Поля, в том месте, где старая дорога на Нарву была уже перекрыта разлившимся водохранилищем. До войны же она с 1920 г. была перекрыта государственной границей с буржуазной Эстонией.

В настоящем 2020 г. храм во имя Казанской иконы Божией Матери был разобран за ветхостью его бревен, а на месте его в настоящее время ровно на том же фундаменте возводится новый деревянный храм, очевидно, опять же во имя Казанской иконы Божией Матери.

[1] Там же. Лл. 11, 11 об.

[2] Там же. Лл. 11, 11 об.

[3]Никольская церковь в Польском погосте // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х.

СПБ/ 1885. Сс. 211 - 221.

[4] ЦГИА. Ф. 19. О. 115. Д. 931. Л. 9.

[5] ЦГИА. Ф. 254. О. 1. Д. 8604. По отношению СПБ. Епархиального Управления от 12 сентября 1888 г. за № 3262, об ограждении Священника Николая Кузнецова от притеснения местных раскольников.

[6] РГИА. Ф. 1574. О. 1. Д. 71. Рапорт старшего секретаря Синода с приложением документов следствия свящ. Н. Кузнецова, обвиняемого в неблагонадежности. 1893 г. 144 л.

[7] ЦГИА. Ф. 19. О. 84. Д. 109. По обвинению священника Кузнецова, пропагандирующего против нового правительства. 17.04.1917 - 15.06.1917.

[8] Федорченко-Шемякина Л.Н. Митрофорный протоиерей

Александр Германович Бебинг // Судьба церквей и духовенства. Книга пятая. Из серии «Признание в любви родному городу». Сарапул. 1995. Сс. 193 - 195.

[9] ЦГИА. Ф. 259. О. 1. Д. 2304. Такса на взимание сбора за перевоз через реку Плюсу близ села Низов Гдовского уезда. Сс. 4, 4 об.

image Click to view


Ивангород. Парусинка.

Троицкая церковь барона Штиглица

В прошлом году исполнилось 200 лет со дня рождения и 130 лет со дня кончины бар. Александра Людвиговича Штиглица (1814 - 1884), легендарного финансиста, первого управляющего Государственным банком России, промышленника и крупнейшего российского благотворителя XIX в. Ему принадлежали такие слова: «Отец мой и я нашли свое состояние в России. Если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять вместе с нею свое состояние».

Многие ли сегодня отважатся на подобное заявление?

Попробуем перечислить главные заслуги бар. А.Л. Штиглица перед Отечеством: он организовал все внешние займы России в период Крымской войны 1853 - 1856 гг. и сам сделал крупные пожертвования на нужды воинства; на собственные средства построил железную дорогу из СПб в Петергоф с веткой на Красное Село и из Гатчины в Лугу; пожертвовал 1 млн. руб. на создание училища технического рисования, которому указом Александра II было присвоено его имя; завещал училищу 5 млн. руб. и столько же внес на строительство здания музея при нем; тратил большие суммы на содержание Технологического института, Коммерческого училища, детского приюта в Коломне, детской больницы, дома призрения нищих, глазной клиники на ул. Моховой и т.д.



Александр Штиглиц закончил Дерптский университет, бывший очагом русской культуры в Эстонии, и, по-видимому, на всю жизнь сохранил привязанность к русско-эстонским широтам.

В 1845 - 1851 гг. он строит в Ивангородском форштадте у Нарвских водопадов две мануфактуры - суконную и льнопрядильную, а также поселок для рабочих по образцу английских фабричных поселений, с больницей, библиотекой, столовой.

Здесь же в урочище Краморском на правом берегу р. Наровы бар. А.Л. Штиглиц обустроил свое усадебное имение с летним домом и парк.

Парусинка - фабричное предместье Ивангорода, ограниченное с юга Нарвским водохранилищем, с востока - подводящим каналом (новое русло реки Наровы), с севера - ж/д линией СПб - Таллинн, с запада - старым руслом реки, а теперь и государственной границей РФ - Эстония.

Чтобы добраться сюда, надо от центра Ивангорода свернуть налево на ул. Юрия Гагарина, проехать по ней через ж/д переезд, незастроенные пустыри, затем по мосту через подводящий канал Нарвской ГЭС.

Эта ГЭС мощностью 125 МВт, изменившая весь облик региона, была построена в 1950-х гг. для снабжения электроэнергией Ленинградского метрополитена, сегодня ее энергия продается в Эстонию. Под водами Нарвского водохранилища покоятся тысячи га сельхозугодий, несколько деревень и бывшая ж/д Нарва-Псков.

Доминирующее настроение сегодняшней Парусинки - живописная разруха.



Свято-Троицкая церковь

На территории усадьбы бар. А.Л.Штиглица по проекту архитектора А.И. Кракау была возведена великолепная Троицкая церковь, стилизованная под шатровый храм XVII в.

Церковь, предназначавшаяся для фабричных рабочих и освященная в 1875 г., стала фамильной усыпальницей семьи Штиглиц. В подклете храма были похоронены сам Александр Людвигович, его супруга баронесса Каролина Штиглиц (1818 - 1873) , их приемная дочь Надежда Михайловна Юнина-Половцова (1843 - 1908) - внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича и ее муж, Александр Александрович Половцов (1832 - 1909).

Интерьер храма поражал изысканностью и богатством оформления. Колонны с лепными капителями были сооружены по образцу портиков константинопольской Св. Софии. Продолжением иконостаса являлась величественная картина, писанная на стене и изображавшая поклонение 24-х старцев Всевышнему, сидящему на Престоле (композиционная идея Ф.А. Бруни, худ. проф. П.Ф. Плешанов). По стене во всю нишу славянской вязью начертаны слова пророка Исайи: «Той язвен быть за грехи наши... Язвою Его мы исцелимся» (Ис. 53, 30.).

Последние службы в храме были в 1945 г. Во время войны его здание практически не пострадало. Разрушено оно было позднее - в мирное время.

Три из пяти глав были снесены, крыша и стены во многих местах повреждены, портал входа в склеп разрушен, гробницы сдвинуты с места и осквернены.

Церковь оказалась в зоне строительства Нарвской ГЭС и использовалась под склад стройматериалов. В ней не сохранилось ни одного деревянного предмета: все, начиная от иконостаса до подоконников, было употреблено на отопление. Ризница, иконы, сосуды - все безвозвратно погибло.

Из-за повышения уровня грунтовых были затоплены помещение усыпальницы и подвалы.

Восстановление церкви Св. Троицы началось в 1997 г., благодаря подвижническому труду о. Александра (Салыкина), который и по сей день является настоятелем храма. Он же привлек весьма и весьма влиятельных спонсоров, имена которых перечислены на памятной табличке у входа в храм. В сентябре 2003 г. были установлены на главки храма все пять крестов. 7 июля 2007 г. Центр Национальной Славы России завершил наружные реставрационные работы.

Дорога к этому храму весьма не проста. Пройдя через весь парк, нужно обойти огороженную по периметру территорию инженерных сооружений дамбы[1].

[1] v_murza. Ивангород. Парусинка. Троицкая церковь барона Штиглица // Живой журнал. Сайт.

И еще информация о храм, взяая мною на одной из страниц Контакта:

17 августа 1875 года церковь Святой Троицы была освящена в честь Святой Троицы и приняла первых прихожан, число коих впоследствии превысило тысячу. В основном это были рабочие льноджутовой и парусиновой фабрик, принадлежащих Штиглицу.

Свято-Троицкая церковь, построенная в русско-византийском стиле с 5-тью изящными луковичными главами, с шатровой колокольней на высоком подклете, украшенная множеством кокошников, балясин и лепным декором, своим изяществом, красотой, праздничным декором производила незабываемое впечатление.

По описаниям современников интерьер храма поражал изысканностью и богатством оформления. Два ряда окон (нижний ряд с цветными стеклами) достаточно освещали низкий из американского дуба и ореха иконостас с иконами в серебряных и позолоченных окладах, резные аналои и киоты, мраморный с рисунком пол. Четыре ажурные колонны с лепными капителями и шестью бронзовыми люстрами были сооружены по образцу портиков константинопольской Святой Софии. Продолжением иконостаса являлась величественное надалтарное панно с монументальной росписью «Господь Вседержитель и перед ним 24 старца» (сюжет из Апокалипсиса) художника профессора П.Ф. Плешанова и изображавшее поклонение старцев Господу Богу, сидящему на Престоле. Высота картины составляла около 15 метров. По стене во всю нишу славянской вязью начертаны слова пророка Исайи: «Той язвен быть за грехи наши… Язвою Его мы исцелимся».

Перед этой картиной стояла сооруженная в том же году художественно выполненная в стиле иконостаса деревянная сень над Святой Плащаницей. На левой стороне храма стоял Крест (Голгофа), за которым свисала пелена из темно-синего бархата с серебряной бахромой и кистями; перед распятием горело семь старинных лампад синего стекла.

Необыкновенно богата была ризница храма. Евхаристические сосуды, серебряные позолоченные кресты с эмалью и дарственными надписями поражали своей красотой и художественным исполнением. В ризнице было до 15 полных комплектов парчевых облачений, причем не только для священнослужителей, но соответствующего цвета и рисунка на Престол, Жертвенник, на все аналои и столики. Под стеклянным целым колпаком находился Сион - Дарохранительница из серебра, весивший около шестнадцати килограмм…

После смерти барона Штиглица церковь превратилась в семейную усыпальницу. Впоследствии в ней же был погребен прах приемной дочери Штиглицев - Надежды Михайловны Юниной-Половцевой в надгробии из бело-розового мрамора, установленное согласно завещанию Н.М. Половцевой у ног А.Л. Штиглица, а также ее мужа - государственного секретаря Александра Александровича Половцева. Помимо надгробий в склепе под церковью находились выполненное из белого мрамора резное скульптурное изображение Христа на Кресте из черного мрамора. У восточной стены на мраморном постаменте было воздвигнуто изображение Христа в терновом венце (по картине Гвидо Рени «Се человек») из белого каррарского мрамора, итальянской работы. Кроме того, на щитах из черного бархата были закреплены пять серебряных художественно выполненных венков. Гроб самого барона украшал венок из золота, увезенный позже в Петербург…

Революционные события положили начало тревожному периоду в жизни церкви. В 20-е годы наследники супругов Половцовых сдали эту церковь в аренду приходу. Удивительно, но во время войны здание церкви практически не пострадало, хотя бои на Нарве шли жесточайшие. Старожилы вспоминают, что последние службы здесь были в 1945 году. А вот в послевоенное время храм едва не загубили. Храм Святой Троицы представлял печальное зрелище: три из пяти глав были снесены, крыша и стены во многих местах повреждены, портал входа в склеп разрушен, гробницы в склепе сдвинуты с места и осквернены[1].

[1]Православный форпост на Нарове // Вдоль Нарвского тракта // Южный берег Финского залива. Сайт.  03.09.2015.


Православный форпост на Нарове


Рассказ о Церкви Святой Троицы (Троицы Живоначальной) в Ивангороде

a-121.ru

Никольщина, Сланцевский район, фабрики, Николай Кузнецов, Штиглиц, Гдовский уезд, Ивангород, Нарва, Сланцы

Previous post Next post
Up