Проблематика еженедельного издания «Гдовско-Ямбургский листок» князя Владимира Владимировича Оболенского является знаковой темой гдовского и кингисеппского краеведения.
О газете в известной дореволюционной энциклопедии есть справочная информация:
«Гдовско-Ямбургский листок - Еженедельное издание - газета, выходила в Петербурге в 1872 - 1876. Менял название и подзаголовок; с 1873 - «Еженедельник» с подзаголовком «Газета сельская вообще и земская в особенности». В 1874 - 1875 - «Газета земская и сельская». Изд. - кн. В. Оболенский; ред. - В. Тихомиров; с 1872 изд.-ред. - В. Оболенский. Далее - «Молва» (см. 1876)»
[1].
В советском Справочнике 1959 г. об этой газете сообщалось:
«Газета [«Гдовско-Ямбургский листок»] являлась либеральным земским органом. Причину нищеты крестьян «Листок» усматривал в невежестве массы, в ее неумении использовать естественные богатства. «Листок», как впоследствии «Еженедельник», ставил перед собой задачу «пробудить у читателей сознание необходимости для каждого селянина быть разумно-грамотным и отчасти указать к тому средства...» (№ 1, 1872). В газете печатались корреспонденции, посвященные практике ведения сельского хозяйства. Большое место отводилось описанию деятельности земств»
[2].
Не секрет, что: «Газета сельская вообще и земская в особенности» (Гдовско-Ямбургский листок), представляет сегодня большой информационно-краеведческий интерес. И неудивительно, поскольку за весьма краткий срок существования ее в ней были размещены сотни корреспонденций с мест, и диапазон их был крайне широк. Кто-то из местных корреспондентов писал о проблематике школ, судов, ссудо-сберегательных товариществ, дорог и ярмарок, а кто-то давал информацию об урожае, пожарах, судоходстве и криминальных происшествиях.
Все это в итоге составляло историко-статистическую канву провинции, т.е. - «Гдовско-Ямбургской окраины». Этот термин для этой части С.-Петербургской губернии ввел в издание Н.А. Скроботов (Ругодивцев), корреспондент, а затем короткое время - редактор газеты. Люди в 1872 - 1873 гг. искренне описывали свою жизнь и все то, что их окружало
[3].
Интересным представляется сообщение газеты «Гдовско-Ямбургский листок» о посещении имения князя В.В. Оболенского Великим Князем Александром, будущим Императором Александром III. Вот же, что пишет сегодня об этом один из пабликов в Контакте:
День в истории
145 лет назад, 28 августа 1873 г., великий князь Александр Александрович (1845 - 1894), будущий император АЛЕКСАНДР III, приезжал с женой на псовую охоту к кн. В.В. Оболенскому (1841 - 1903) в его поместье, что около села ЯСТРЕБИНО Пустомержской волости Ямбургского уезда (ныне в составе Волосовского р-на). С цесаревичем был и его брат с женой - великий кн. Владимир Александрович (1847 - 1909, председатель Императорского общества правильной охоты), не раз бывавший в имении А.Ф. Веймарна (тестя Оболенского) - Пустомерже.
По поводу приезда газета «Гдовско-Ямбургский листок» писала: «Их Императорское Высочество, Великий князь, наследник цесаревич Александр Александрович удостоили Своим посещением училище и благотворительные учреждения в селе Ястребино Ямбургского уезда. Наследник удостоил принять поднесенные Его Высочеству хлеб и соль. Спели «Боже царя храни», позволили завтракать в доме попечительства…». В.В. Оболенский был основателем (1872) этой первой уездной газеты в России. Почетный судья Ямбурга (с 1881), председатель строительной комиссии, губернский гласный от уезда, благотворитель, последователь деятельности священника А.В. Гумилевского, один из учредителей приходского попечительства, на средства которого было построено здание для Ястребинского училища с библиотекой, богадельни и лечебницы. Благодаря Веймарнам и Оболенским в дер. Пустомержа было открыто народное училище императорского С.-Петербургского Воспитательного дома...
Александр III был страстным охотником и рыболовом, как братья и отец. Вместе с великими князьями государь часто охотился в окрестностях Гатчины, Петергофа, в Пустомерже, в Лисинском заповеднике, а также в Финляндии. В 1882 г. 7 и 8 октября, уже вступивший на престол, охотился на лисиц, зайцев, тетеревов, рябчиков, волков в имении Веймарна в ПУСТОМЕРЖЕ. Участвовавший в этих охотах гр. С.Д. Шереметьев (1844 - 1918), ровесник Александра и в дружбе с раннего детства, вспоминал, что государь был в душе охотник и хороший стрелок. «На псовой охоте бывал я в имении Веймарна в Пустомерже с цесаревичем. На нем был красный кафтан, опушенный мерлушкой, серая казачья лошадь казалась удрученною под тяжестью седока. Своры у него не было, но он любил порскать с гончими…»
[4] К сожалению, малодоходный «Гдовско-Ямбургский листок» в первоначальном своем виде существовал недолго, и потому уже в 1873 г. подвергся резкому переформатированию, и в итоге ему изменили название на «Еженедельник». При этом полностью изменился концептуал газеты.
И «Еженедельник» существовал недолго. Со временем его тоже переформатировали и переименовали в «Молву». - В этих двух последних газетах сообщений из Гдовского и Ямбургского уездов было уже много меньше, чем в «Гдовско-Ямбургском листке». - И в них уже в рамках новых идей и концепций работали в основном новые люди. - Они по определению уже не могли писать подробно о событиях в этих конкретно уездах, которые первоначально фигурировали в названии издания.
Князь В.В. Оболенский, «…дилетант - любитель типографского дела», со временем понял, что узко региональный проект «Листка» с коммерческой и идейной стороны - неудачен, и что средств на его реализацию нет. - И это не смотря на то, что основной деятельностью князя на этом поприще было книгоиздание, которое не давало существенных денег. - Кроме того, его подвело здоровье, в результате чего замечательный газетный проект к 1876 г. заглох.
В этом плане знаковым является очерк С.В. Степанова «Петербургский издатель, ястребинский помещик князь Владимир Владимирович Оболенский (1841 - 1903)», появившийся в первом яблоницком краеведческом сборнике 2016 г. (см. далее):
«Во второй половине 1876 года, особенно после прекращения издания «Молвы», В.В. Оболенский окончательно отходит от издания газеты, разочаровывается в идеях просвещение народа через печатное слово. Он понимает, что крестьянство еще не готово к этому, еще не появился достаточно образованный читатель, желающий держать не лубок, а серьезную книгу. В крестьянской и рабочей среде к тому времени еще не сложилась культура чтения периодики.
В типографии дела тоже шли сложно, расходы превышали доходы. В 1877 году князь расторгнул договор с Ф.М. Достоевским о публикации «Дневника писателя», а после окончательного закрытия типографии в 1880 году В.В. Оболенский не возвращался ни к редакторской, ни к издательской деятельности, направив свои силы на практическое улучшение положения крестьян в селениях Ястребино и Пустомержа Ямбургского уезда, где прославился как рачительный хозяин»
[5].
В связи с особой краеведческой ценностью означенной газеты на первых порах ее издания, ею сегодня интересуются краеведы и специалисты соответственно: Гдова, Кингисеппа, Волосово, Беседы, Пскова, Нарвы и С.-Петербурга.
Ленинградская областная универсальная научная библиотека (ЛОУНБ) в этом плане презентует страницу, посвященную В.В. Оболенскому. - Это проект «Имена на карте Ленинградской области» (см. далее).
На ней есть соответствующая библиография, пользуясь которой можно ознакомиться с жизнью и деятельностью князя, который, якобы, был потомком Рюрика, занимался благотворительностью и просвещением, был близко знаком с Александром III, и даже был предком советского писателя Симонова.
В Беседе так же изучают феномен Оболенского-издателя. В селе восстановлена старая церковь и обиходится родовая могила князей (см. далее):
«Памятная акция, организованная Благотворительным Фондом возрождения полкового храма Св. Георгия Победоносца в Кингисеппе, состоялась в Ястребино у стен церкви св. Николая Чудотворца - на фамильной площадке, где похоронены представители княжеского рода Оболенских. Гостей радушно встретили прихожане сельского храма, а у могилы князя иерей Василий Ильин отслужил краткую литию.
…
«Владимир Оболенский более тридцати лет прослужил в ямбургском земстве и оставил яркий след в истории нашего края, - говорит Белобородов. - Он с энтузиазмом занялся благотворительной деятельностью, удивляя окружающих бесхитростным человеколюбием. Когда однажды в церковной сторожке князь собрал четырнадцать нищих и устроил для них обед, многие в уезде сочли его душевный порыв дикой выходкой, - говорит Белобородов. - Мы стали одними из организаторов памятного дня, поскольку наш благотворительный фонд считает себя продолжателем человеколюбивых идей князя Оболенского. Он стоял у истоков широкой благотворительности в Ямбургском уезде».
В XIX веке в Ястребино князь основал благотворительное общество, при котором существовали приют, школа и библиотека, способствовал открытию в деревне Пустомержа народного училища императорского Воспитательного дома.
Оболенский много потрудился и в уездном попечительстве о народной трезвости, являлся председателем земской строительной комиссии. Его личными заботами были возведены городское училище, пожарное депо, земская больница в Ямбурге, православная церковь в селе Котлы»
[6].
***
В свое время я начал разработку темы «Гдовско-Ямбургского листка» в связи с написанием двух рукописей, соответственно: «Ефим Андреев» и «Павел Яновский», которые в итоге получили новые названия
[7], причем, первая рукопись была издана в виде книги «Ефим Андреев. Доложск и Выскатка» (2020)
[8], а вторая до сих пор хранится в электронном виде на моем компьютере
[9].
Кстати, тексты эти можно сегодня по частям и полностью найти в интернете. - Я всегда считал и считаю популяризацию исторических знаний важной задачей краеведения. - Народ должен знать и изучать малую и большую историю своего малого и большого Отечества.
Ефим Андреев (01.10.1830 - 12.03.1901), крестьянский волостной старшина и церковный староста с. Выскатки
[10], был в свое время знаковой фигурой и известной в своих местах личностью. - По мнению исследователя С.В. Сепанова (C.-Петербург) - он больше всех из местных авторов печатался во вновь созданном «Гдовско-Ямбургском листке» князя В.В. Оболенского (С.-Петербург - Яблоницы, Ямбургский уезд). Список его публикаций в означенном «Листке» я привожу в сносках
[11].
Не все сообщения им подписаны, но по смыслу их с полным основанием можно отнести к его творчеству.
Активная работа Андреева в газете Оболенского, видимо, была инициирована Н.А. Скроботовым, корреспондентом и одно время редактором «Гдовско-Ямбургского листка», работавшим в издании под псевдонимом «Ругодивцев. Он, видимо, посещал северогдовские волости и навещал в Доложске своих родственников, священика Михаила Лабецкого и его жену, свою тетку.
Перу Е.А. Андреева принадлежат книги «Исторические записки и предания о погосте Доложском» (1863)
[12] и «Два-три слова к моим собратьям, крестьянам Выскатского общества, при заложении в селении Выскатке Св. храма» (1865)
[13]. Его перу так же принадлежат «Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда» (1885)
[14], в научном мире - «Записки Ефима Андреева». Известен так же очерк его «Церковь Рождества Богородицы в Выскатке», которая и была выстроена при его непосредственном участии
[15]. Он был практически всегда при ней церковным старостой и оставил по себе память как истовый христианин.
Он выстроил в Выскатке на общественные деньги, якобы, - первую в Гдовском уезде школу, которая потом была преобразована в училище
[16]. 30 лет Андреев был председателем Выскатского Ссудо-сберегательного товарищества и имел 2 медали за общественные заслуги. - Обо всем этом можно найти сведения в его публикациях.
Н.А. Скроботов по результатам своей поездки в 1873 г. в северогдовский погост Доложский, напечатал в еженедельнике «Гдовско-Ямбургский листок» очерк «Погост Долоцкое»
[17]. В том же году этот очерк за подписью Ругодивцева вышел уже отдельной книгой под названием «Погост Долоцко в Гдовском уезде»
[18].
Это было обычной практикой в коммерческих типографиях того времени. - Небольшие книги и брошюры на основе газетных публикаций печатали прямо с неразобранного газетного набора.
Кстати, и в публикации, и в книге автор ссылается на использованные им материалы по Доложску. Среди них есть книга Е.А. Андреева 1863 г. и неподписанная публикация из газеты «Духовная беседа», которая, скорее всего, принадлежала перу церковного старосты и главе Константиновской волости Сергею Лебедеву. - Он был человеком пишущим, а потому, как и Андреев, был известен своим землякам несколькими публикациями в «Гдовско-Ямбургском листке».
В этом плане следует особо отметить его пространную ретроспективу «Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском Гдовского уезда. Из записок местного старожила»
[19], которая была напечатана в семи номерах газеты. По своему - то был выдающийся для Северной Гдовщины этнографический очерк. Следующие этнографические материалы подобного рода появятся в источниках уже через 100 лет:
«Кроме собственных заметок, сделанных во время поездок в погост Долоцко, и собранных на месте преданий, материалами для моего очерка послужили: 1) Историческия записки и предания о погосте Доложском, Гдовскаго уезда. Крестьянина Е. Андреева. 2) Торжество освящения храма в Доложском погосте см. журнал «Духов. Беседа», 1865 год, № 8»
[20].
В связи с проблематикой Доложска, откуда происходил историк и публицист П.Я. Яновский (12.06.1878 - 26.08.1904), я рассмотрел так же феномен «Гдовско-Ямбургского листка» применительно к этому погосту. В Доложске проживал другой активный автор этого издания, С.Е. Лебедев, о котором я писал выше, и который являлся по факту строителем в Доложске нового каменного храма, освященного в 1864 г.
Зная особый интерес Скроботова к нахождению на местах активных респондентов и информаторов, я наметил некоторые темы, которые касались означенного «Листка».
В июле 2023 г. редактор гдовской газеты «Гдовская заря» Ольга Галахова пригласила меня на юбилей своего издания, и соответственно мы с ней затронули в беседе проблематику издания князя В.В. Оболенского. Она написала на основании открытых источников и присланных мною материалов юбилейную статью по «Гдовско-Ямбургскому листку», а мне беседа с ней дала возможность обратиться в очередной раз к одному из любимейших моих сюжетов, в связи с чем - появилась на свет нижеследующая подборка статей и очерков.
Конкретно для этой подборки я нашел в интернете знаковый очерк С.В. Степанова «Петербургский издатель, ястребинский помещик князь Владимир Владимирович Оболенский (1841 - 1903)», и перевел его из формата PDF в Word.
Следует сказать, что со Степановым меня связывают дружеские и рабочие отношения, которые в данный момент могут быть оставлены за кадром
[21].
Так же для этой подборки материалов мне пришлось вновь обратиться к личному архиву «Электронных образов», и набрать некоторые из статей «Гдовско-Ямбургского листка» с нуля.
Сланцы.
10.07.2023.
[1] Гдовско-Ямбургский листок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890 - 1907.
[2] Гдовско-Ямбургский листок // Русская периодическая печать (1702 - 1894): Справочник / Под редакцией А.Г. Дементьева, А.В. Западова, М.С. Черепахова. - М.: Гос. изд-во политический литературы, 1959. - С. 546. - 835 с.
[3] Я, занимаясь проблематикой «Листка» достаточно давно, рассматриваю здесь только сообщения по Гдовскому уезду. - Это и понятно, поскольку я живу в этом конкретно историческом месте, и сообщения из Ямбургского уезда, из Ястребино и Нарвы в это повествование по известным причинам не вошли. Пусть этим вопросом занимаются другие авторы.
[4] День в истории // Краеведческое сообщество Ямбурга. Страница в Контакте. 28.08.2018.
[5] С.В. Степанов - там же.
[6] Потомок Рюрика на Ямбургской земле // Беzформата. ЛенОбласть. Сайт.
[7] Будько В.И. Ефим Андреев. Доложск и Выскатка. Архивные изыскания Г.М. Степанова (С.-Петербург). Горки Ленинские - Сланцы. 2013 - 2019.
[8] Будько В.И. Ефим Андреев. Доложск и Выскатка. СПб. 2020.
[9] Будько В.И. Доложск. Павел Яновский и другие. Архивные изыскания Г.М. Степанова (С.-Петербург). Горки Ленинские - Сланцы. 2014 - 2022.
[10] Выскатка в прошлом - волостное село, в нач. XIX в. центр большой Выкатской волости, которая насчитывала более 300 населенных пунктов. В настоящее время - центр Выскатской волости, Сланцевского р-на Ленинградской обл.
[11] Андреев Е. Скамья // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 16. С. 13.
10 апреля, 1872 года, у нас, на Выскатском волостном сходе, происходили выборы новаго старшины, на место отслужившего свой срок волостного старшины Т.В. Слизнева // Гдовско-Ямбургский листок. № 21. 1872. С. 23 - 24.
При первом известии о пожаре волостной старшина прибыл в Ельму // Гдовско-Ямбургский листок. № 27. 1872. С. 6 - 8.
Андреев Е. Волостные правления и господствующие в них порядки // Гдовско-Ямбургский листок. № 29. 1872. С. 4 - 8.
20-го августа происходило заседание выскатского учебного волостного попечительства в здании нашего волостного правления // Гдовско-Ямбургский листок. № 36. 1872. С. 19 - 20.
По примеру прежних лет, из погоста Долоцко в наше село Выскатку был совершен крестный ход и в нынешнем году с храмовою иконою Успения Божией Матери // Гдовско-Ямбургский листок. № 39. 1872. С. 16 - 17.
У нас в селе Черном // Гдовско-Ямбургский листок. № 48. 1872. С. 23 - 24.
Наш выскатский волостной сход постановил на будущее время: для увеличения средств на содержание школ установить впредь сбор по 14 коп. с каждой подлежащей сборам души // Гдовско-Ямбургский листок. № 6. 1873.
Андреев Е. При рекрутском наборе настоящего 1873 года // Гдовско-Ямбургский листок. № 10. 1873.
25-го февраля у нас был совершен крестный ход из церкви в волостное правление, по случаю освобождения народа от крепостной зависимости // Гдовско-Ямбургский листок. № 12. 1873.
[12] Андреев Е. Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовского уезда крестьянина Ефима Андреева. СПб. 1863.
[13] П.К.Е.У.К. Два-три слова к моим собратьям, крестьянам Выскатского общества, при заложении в селении Выскатке Св. храма. СПБ. 1865.
П.К.У.Е.А. - предположительно дешифруется, как «Попечитель Константиновского Училища Ефим Андреев».
[14] Андреев Е. Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева // Приложения III // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПб. 1885. С. 150 - 178.
[15] Андреев Е. Церковь Рождества Богородицы в Выскатке // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. С. 214 - 220.
[16] О том, что школа в Выскатке была первой в Гдовском уезде, заявил в одной из публикаций сам Андреев.
[17] Ругодивцев (Н.А. Скроботов) Погост Долоцкое // Гдовско-Ямбургский листок. № 32. 1872.
[18] Погост Долоцко в Гдовском уезде, Петербургской губернии. Очерк Ругодивцева. С.-Петербург. 1873.
[19] Лебедев С.Е. Суеверия и обычаи в приходах Долоцком и Старопольском Гдовского уезда. Из записок местного старожила // Гдовско-Ямбургский листок. 1873. №№ 14, 15, 16, 18, 19, 21, 22.
[20] Ругодивцев (Н.А. Скроботов) Погост Долоцкое // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. № 32.
[21] Степанов С.В. Петербургский издатель, ястребинский помещик князь Владимир Владимирович Оболенский (1841 - 1903) // Истоки. Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1. Из истории Ястребинской земли. СПб. 2016. C. 42 - 57.