Вступление к рукописи «А.В. Дружинин. Крестьянский вопрос и братья Обольяниновы»
Сланцы. 06.2023.
Александр Васильевич Дружинин был человеком сложным, и во много не понятым современниками. И сего-дня, читая исследования о нем, поражаешься его кругозору и разнообразным знаниями в области литературы русской и зарубежной.
Он участвовал в нескольких журнальных проектах, но с переменным успехом. Был на короткой ноге с лидерами литературного мира того времени, среди которых были - Тургенев, Толстой, Некрасов, Писемский и Григорович. - Об этом пишет сегодня сетевая энциклопедия:
«В редакционном кружке «Современника» с конца 1840-х по конец 1850-х годов Дружинин был близок с Д.В. Григоровичем, И.С. Тургеневым и в особенности с П.В. Анненковым и В.П. Боткиным, с которыми его сближали не только литературно-эстетические предпочтения, но и жи-тейские развлечения. Под заметным влиянием Дружинина и его теории «чистого искусства» в 1856 - 1858 находился Л.Н. Толстой»
С начала 1850-х годов Дружинин, помимо «Совре-менника», был близок к кругу журнала О.И. Сенковского «Библиотека для чтения». В 1856 Дружинин по приглаше-нию издателя «Библиотеки для чтения» В.П. Печаткина воз-главил журнал.
В 1860 Дружинин передал редактирование А.Ф. Пи-семскому, который уже был к тому времени его соредакто-ром. Сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Искра», «Русский вестник» и газетах «Санкт-петербургские ведомости», «Северная пчела». В «Журнале садоводства» поместил статью «Заметки о садоводстве в Петербургской губернии» (1856, т. 2). В журнале «Век» в 1861 был соредактором П.И. Вейнберга.
В ноябре 1856 на обеде у графа Г.А. Кушелева-Безбородко Дружинин предложил создать по образцу ан-глийского Literary fund Литературный фонд. На эту же тему он опубликовал статью «Несколько предположений по устройству русского литературного фонда для пособия нуждающимся лицам учёного и литературного круга» («Библиотека для чтения», 1857, т. 146). Организованное благодаря настойчивости Дружинина в 1859 в Санкт-Петербурге Общество для пособия нуждающимся литера-торам и учёным просуществовало около 60 лет» .
«Это был характер прямой и серьезный, - писал Некрасов о Дружинине. - Несмотря на видимую мягкость свою и отвращение от крайностей, это был человек самый крайний там, где того требовали обстоятельства. У него не было отношений натянутых или двусмысленных <…> Дру-жинина искренно любили и уважали» .
***
Обращаясь к Гдовскому Дружиноведению, отметим, что по счастью, в Российском государственном архиве ли-тературы и искусства в Москве (РГАЛИ) сохранился огромный архив А.В. Дружинина, из которого были изданы письма к нему и знаменитый Дневник. - Основываясь на этих публикациях, стало возможным написание краеведче-ских исследований о жизни и деятельности этого много-гранного таланта.
В этом свете особо следует отметить работу исследо-вателя из Самары - Н.Б. Алдониной, доктора филологиче-ских наук, профессора кафедры русской, зарубежной лите-ратуры и методики преподавания литературы Самарского государственного социально-педагогического университета, с которой я был знаком по переписке, и от которой получил в дар ее книгу - «А.В. Дружинин (1824 - 1864). Малоизу-ченные проблемы жизни и творчества» (2005) .
***
Поскольку соседи Дружинина братья Обольяниновы были причастны к хозяйственному механизму в Марьин-ском, приведем несколько цитат из писем А.Н. Обольяни-нова на эту тему. - Он пишет об откровенном вредительстве Семена, старосты имения Марьинское, которого за что-то наказала Мария Павловна, мать писателя:
«[25.04.1861] Теперь перехожу к не очень веселой повести. Вчера часов я 9-ть, вечером, приходит Татьяна с Аннушкой (дочерью Никиты) и объявляют, что два дня как коровы [на мызе в Марьинском] не кормлены, нет пелы , и как перед тем скот был заморен, то уже пало семь коров.
…
Приехав в Вашу усадьбу, я нашел, что стадо пошло отыскивать себе скудное пропитание в виде осоки, кой-где показавшейся, бору и брусничника. Четырех же коров нельзя было выгнать с двора, и пара из них стоит в сообществе третьей подруги, вчера павшей, которую некому было вы-тащить с двора по случаю праздничного пьянства. Семен и не показывался. Распорядившись, чтобы скорее убрали па-лую корову, и не найдя ничего, кроме нескольких клочков совсем гнилого сена, я позвал Осипа и приказал ему давать те два куля овсяного жита (запроданного в Заянье) и по пуду соли в день, чтобы делать пойло для коров. Когда же Осип мне объявил, что у него есть еще телег 25 сена, то я отправился посмотреть его, нашел очень хорошим и велел сейчас свезти две телеги на скотный двор и дать поесть ко-ровам, а потом перевезти и остальное семо.
…
А о Семене предоставляю Вам судить самим. Не до-пуская основательности толков, что всё это сделано им умышленно, на зло Map[ии] Пав[ловне], что отстранила его жену от скота, или чтобы подвести Татьяну под ответ, спрошу Вас, разве такой человек не вреден? Три раза в зиму спрашивал у него, достаточно ли корму, и он говорил, что если прикупать соломы, так хватит до травы, а сена оста-нется пудов 50 для лошадей, когда приедет барыня.
…
[02.05.1861] В эту неделю я был два раза в Вашем имении и при всем желании сделать что-нибудь путное ни-как не мог добиться этого. Главная причина всего зла в Се-мене. Вы можете подумать, что я все вины сваливаю на Се-мена по нерасположению к нему, но мне кажется, что я раз-бираю вещи довольно беспристрастно. Действительно, я не могу переносить в старом лгуне того, что он не скажет ни слова правды; чтобы избавить его и себя от неприятностей, я просил, чтобы он не показывался ко мне, когда я его не зову, а он считает своею обязанностью явиться и вступить в объяснения.
…
Господь не без милости, послал теплые дни с до-ждем, от чего показалась трава, хоть она очень мала еще и коровы не насытятся в поле, но всё-таки не будут умирать с голоду. Тяжело видеть мучение, бедных животных от голо-ду, мычание их растрогает самые крепкие нервы. С другой стороны, досадно видеть, что по глупости (или по злости, как говорят Осип, Василий и Татьяна) Семена в настоящее время» .
Александр Николаевич Обольянинов знакомил кре-стьян Дружининых с Манифестом об отмене крепостного права (Манифест от 19 февраля). Эта его деятельность отображена в соответствующем письме от 18.03.1861 г.
«19 февраля 1861 года император Александр II под-писал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепост-ным людям прав состояния свободных сельских обывате-лей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом» .
[18.03.1861] «Многоуважаемый Александр Василье-вич, могу Вам сообщить, что манифест [19 февраля 1861 г.] произвел не очень приятное впечатление на крестьян дере-вень Лотохова ; Чертово и Васильевское . Во-первых, два года прежних отношений и, во-вторых, оброк за землю или выкуп ее не входили в их расчеты, по сведениям, заимство-ванным в Заянье. Толковал я с православными часа четыре, горло пересохло, а результат, кажется, самый ничтожный.
Для успокоения совести отдал им положение, чтобы они читали, разбирали и потом собрались (уведомив меня заблаговременно) для разъяснения темных мест и недора-зумений. Впрочем, всё тихо, спокойно, и они говорят, что не им одним, а и всем также объявлено» .
Сам писатель лишь изредка касался в своих письмах и Дневнике крестьянской темы:
А.В. Дружинин - В.П. Боткину
16 октября 1861 г. Санкт-Петербург
…
Пребывание мое в деревне было самым заниматель-нейшим временем в моей жизни, несмотря на то, что я больше сидел дома, а ко мне приезжали и рассказывали о делах до малейшей подробности. Столько необычного, странного, смешного! Где ждал беды, там удачи, на что смотрели легко, то оказывается трудным. Например, дворо-вые умоляли оставить их в прежнем положении, не требуя ни паспортов, ни прибавления содержания. Зато вольный полевой труд просто невозможен в нашем крае (разве в очень малом виде), потому что цены на рабочих ужасные. Пришлось уменьшить запашку и продать часть скота. Но кто изворотлив, деятелен и любит хозяйство, тот как-нибудь выпутается, да и вообще Петербургская губерния ранее других придет в порядок. Серьезных замешательств у нас не было - учреждение посредников совершенно убило зем-скую полицию и чиновников, которые делали больше вреда, чем пользы. Крайняя занимательность положения состоит в тысяче опекунов, смешных столкновений, неожиданностей и замысловатых обстоятельств. Если б я вел дневник и мог его напечатать, разные деяния помещиц, толки соседей, раз-говоры крестьян, случаи при работах и совещаниях, расска-зы посредников, - все это составило бы материал истинно драгоценный. Как мало знали мы наш край, как далеки от жизни были все наши понятия о крестьянине и даже поме-щике! Истинно говорю Вам, что мы о жителях Таити имели сведения более точные. Теперь сама жизнь и реформа62 выбили нас из праздности и мира пустых умозрений, нельзя без смеха припоминать о том, что говорилось и писалось так недавно .
[1853] Воскресенье, 20 сент<ября>.
…
Поутру, между прочим, я бродил в роще и там рас-суждал касательно обещания, данного мне самим собою по-чти за год назад. Сводя хозяйственные счеты и делая неко-торые распоряжения по имению, я был поражен мыслью о том, как много может сделать хороший, благонамеренный человек добра своим крестьянам, проживая в деревне с це-лью поднять их благосостояние. Я не имею способности к хозяйству и им не занимаюсь, но у меня есть взгляд и жела-ние добра, желание, чуждое всякой сентиментальности, обычной в молодых людях. Прошлого года, бродя по саду и рассуждая обо всем этом, я дал себе слово пожить лентяем еще три года и по истечении этих трех лет поселиться в имении. Наши крестьяне не в дурном положении, но они могут жить лучше и по своему поведению стоят этого улучшения. Они тихи, трудолюбивы и преданы, в этом я убедился на похоронах брата , когда вся толпа, сделав свое дело, пошла поклониться могиле старого барина . Когда им делается угощение, или, по-ихнему, бал, они блаженствуют и благодарят за угощение самым забавным образом. Они в нашем семействе более 30 лет. Изо всего этого следует то, что, раз взявшись думать о них, помогать им, я буду иметь перед собою самую благороднейшую деятельность, которую когда-либо имел человек перед собою. Я понимаю два хороших способа управления - или тихое, патриархальное, laisser aller {предоставление идти своим путем (франц.).}, как оно происходит при моей родительнице (ибо мужик ужасно не любит, чтоб мешались в его дела, в этом деле он бессознательный последователь Сея), или же постоянное здраво-филантропическое наблюдение, которое может только себе позволить человек независимый, бессемейный, положивший свою отраду в полезной деятельности. Почему же мне не взять со временем на себя этой последней роли? Семейство у меня едва ли будет, деятельности благороднее я себе не найду, а самое дело может возбудить во мне столько полезных побуждений, что я буду благословлять ту минуту, когда о нем в первый раз подумал. При начале мое-го предприятия мне придется обогнуть два eceuils {подвод-ных камня (франц.).} - Сциллу и Харибду, то есть жадность к личному приобретению и сентиментальную филантро-пию. Но я не жаден, умею довольствоваться малым, а в сен-тиментальности сам себе замечал редко. Я очень хорошо знаю, что всякое пособие крестьянин должен получить сво-им трудом, что легко добытые деньги его портят, что изба-ловать простого человека чрезвычайно легко. Но я знаю также, что можно сделать тьму добра, во-первых, влиянием помещика, во-вторых, разумною системою ссудой и всякого рода законных поддержек. Я знаю, что можно рискнуть не-большими капиталами, подстрекая мужиков к торговле, знаю, что вдов и сирот можно поддерживать, не рискуя по-ощрить ленивого хозяина, что можно устроить запасный капитал на случай нужды, со временем избавить деревни от рекрутчины, а до того сделать рекрутчину менее тяжкою, хорошо награждая рекрута, если он не мошенник. Улучше-ния хозяйственные (я разумею улучшения несомненные, а не вычитанные из изданий В<ольного> экономического общества ), начавшись у помещика, могут и должны пе-рейти к крестьянам. И так далее, и так далее, но пока до-вольно об этом .
[1853] Воскресенье, 22 ноября
Наконец, я начинаю сердцем убеждаться в необхо-димости добрых и полезных дел. Почти тридцать лет я прожил на свете, как кажется не бесполезно, трудясь и про-свещая публику насколько был в силах, но, действуя таким образом, я имел в виду только себя самого; если я и делал добро, оно совершалось само собою. Пора возблагодарить бога за многие годы спокойствия и счастья, посвятив себя труду на пользу людей, принявшись за дела деятельного благотворения. Мысль о деревенской жизни и о разумно-благодетельном управлении имением зреет внутри меня. С нынешнего года 20-й процент моих литературных барышей пойдет на пособия крестьянам в настоящий тяжелый год; о том, как распределить причитающиеся суммы, как употре-бить их, не поощряя лености и пр., я посоветуюсь с матуш-кой. На будущий год процент увеличится, а затем на следу-ющий год я или вполне себя посвящу семье, данной нам судьбою, или буду посвящать ей большую часть моего до-хода. Лежа в постели ночью, я думал обо всем этом, далеко не в первый раз, а подумать пришлось .
А.В. Дружинин, который с детства рос в Марьинском с крестьянскими детьми, в зрелом возрасте в отдельных случаях принципиально не желал писать о них в своих очерках и повестях.
В этой связи небезынтересны строки воспоминаний о нем, которые написала писательница Авдотья Яковлевна Панаева, гражданская жена Некрасова, сотрудница журнала «Современник». Она досконально знала литературный мир Петербурга, и в особенности - членов редакции журнала «Современник». - Писатель как раз работал в этой редакции несколько лет:
«Дружинин находил, что в журнале [«Современник»] не следует печатать повести и рассказы с сюжетами из народной жизни.
- Подписчики у журнала люди образованные, - го-ворил он. - За что же преподносить им чтение о той среде, которая для них чужда? Ну, интересно ли образованному читателю знать, что Ерема ест мякину, а Матрешка воет над павшей коровой! Право, все, что пишут о русском мужике, преувеличено. Какие это у него потребности могут быть к другой жизни? Он совершенно доволен и счастлив, если ему удастся в праздник опиться до опухоли брагой, или до скотского состояния водкой.
Когда Дружинина упрекали, что он безучастно отно-сится ко всем современным вопросам, то он отвечал:
- Целесообразнее будет, если я стану видеть одни хорошие стороны жизни. К чему мне портить свою кровь разными волнениями! Я лучше буду наслаждаться своей молодостью. От наших разговоров и волнений мужик не перестанет есть мякину, общественный строй не изменится, за что же я сам себе буду отравлять жизнь? Все это проис-ходит у вас от пессимистического взгляда на жизнь, а у меня оптимистический взгляд» .
Сланцы.
19.06.2023.