Разрешать ребенку играть с
планшетом и
смартфоном или нет? Ответ на этот вопрос интересует большинство современных родителей. Сегодня мы постараемся на него ответить.
С одной стороны, дать ребёнку девайс удобно, например, при длительном перелёте, чтобы на долгое время занять его внимание. С другой - используя планшеты и смартфоны для успокоения малыша, мы словно перекладываем воспитание на бездушные плечи электронных девайсов. Оказывается, детям от пяти лет и старше можно иногда давать планшет для обучения или игр (само собой, умеренно). А вот детям младше трех лет лучше вообще не знакомиться с чудесами технического прогресса. На то есть несколько причин.
1. Нет общения
Любая мама хочет, чтобы ее ребенок научился говорить как можно раньше, а умение общаться развивается только в процессе диалога с другим человеком. Крохе важно иметь “собеседника”, который его слышит, пытается понять и как-то реагирует. А если дать планшет? Карапуз чрезмерно увлечется техникой и не станет учиться диалогу с другим человеком. Со временем ему все труднее будет объяснить взрослому, чего он хочет. Рано или поздно окажется: его не понимают, а значит, никогда не дадут желаемого. В итоге, каждая попытка “диалога” будет приводить к стрессу, и, чтобы его избежать, ребенок замкнется в себе. Вернее, окончательно зациклится на гаджете.
2. Нет обучения
Новорожденный оказывается в незнакомом для него мире и, чтобы выжить, должен быстро освоиться, но не может сделать этого без помощи взрослого. Только мама или папа смогут объяснить, как пользоваться всеми вещами: как поставить кубики один на другой, раскрутить юлу или нарисовать ручкой домик. Малыш смотрит, как взрослый обращается с предметами, повторяет за ним и учится делать то же самое. С планшетом в руках ребенок понимает, что взрослые не играют с ним, ничего не рассказывают, не показывают, и сильно разочаровывается. Теряя интерес к людям, маленький человек становится равнодушным и к окружающему миру. А это чревато тем, что интеллект ребенка не будет развиваться должным образом.
3. Нет впечатлений
Мозг младенца развивается за счет образования связей между нейронами. И чем этих связей больше, тем больше ребенок умеет и знает. Поэтому ему постоянно нужны новые впечатления, получив которые, он испытает радость, энтузиазм и другие приятные ощущения.
Начиная с полутора месяцев дети охотятся за впечатлениями из внешнего мира. Им интересно разглядывать родителей, ощупывать все, что попадется под руку. С полугода до двух лет малыши получают новую информацию, видоизменяя окружающие предметы. Примерно с трех лет они учатся создавать что-то такое, чего без их участия не появилось бы. Из совочка, песка и формочек - замок. Из карандашей, красок и бумаги - рисунок. Это творчество - высший уровень новизны, который насыщает мозг и заставляет его работать на полную катушку.
Если дать планшет, не будет творчества. Конечно, в гаджете есть программы для рисования. Но они предлагают ограниченный набор средств. И эти средства - свойства самого планшета. В то время как бумага и карандаши дают неограниченные возможности. На планшете ребенок просто водит пальцем, а при рисовании - учится держать карандаш и делает кучу других мелких движений руками, которые помогают развивать речь и мозг в целом.
4. Не развивается умение ставить цели и достигать их
Игры в гаджете предлагают малышу правила. Ребенок их осваивает, выигрывает, ставит рекорды по очкам и не более того. Он увлечен, но при этом с большей вероятностью вырастет прилежным исполнителем. А с такими качествами уже сложно в будущем стать дизайнером, писателем, художником - словом, творческим человеком. И тем более - руководителем. Поэтому вместо планшета лучше дать детям пустую картонную коробку или пару диванных подушек, чтобы они могли построить себе самый настоящий замок.
5. Главным становится гаджет, а не родители
Гаджеты - наши помощники, и должны быть лишь поводом для общения, а не его заменой. Если уж вы даете ребенку поиграть с электронным другом, присоединяйтесь к компании. Следуйте простой схеме: малыш смотрит на экран и пытается управлять героями, кружочками или буквами ➜ мама показывает и объясняет, как это делать ➜ ребенок повторяет за ней ➜ мама хвалит и радуется, что все получилось ➜ он видит мамину реакцию и тоже доволен.
И последнее: не бойтесь, что ребёнок потом не научится управлять гаджетами. Если уж мы в 20-30-летнем возрасте быстро осваиваем новые технологии, то 5-летним детям это тем более удастся с лёгкостью!
По материалам surfingbird.ru