вот так сладко буржуи и жили - пока нищая россия не взорвалась... эту ситуацию надо было предвидеть...
Исследователь «Протоколов сионских мудрецов» Сергей Нилус по это-му поводу писал:
«Русские помещики общим хором жалуются, что дворянская культура в России исчезает, и местами с поразительной быстротой. Можете проехать [сейчас] десять, двадцать, тридцать верст и не встретить [нигде] ни одной, даже захудалой дворянской усадьбы, или встретите лес брошенных, продан-ных, сданных в аренду кулакам.
Если взять старинные карты и межевые планы, то вы удивитесь, до ка-кой степени много было еще 60 - 70 лет назад дворянских гнезд. На планах повсюду еще значатся черные квадратики с надписью «господ[ский] дом», но в действительности их давно уже и нет господских домов, а с ними отошло в предание и старое господство культурного класса.
Ко мне довольно часто заезжают провинциалы, бывающие в Петербур-ге, помещики и общественные деятели. Если им верить - а почему бы отка-зать им в доверии? - пугачевщина 1905 - 1906 годов не прекратилась вовсе. Она затихла, она приняла другие менее шумные формы, но продолжает свое разрушительное дело. Крестьяне не ходят, правда, как прежде, целыми тол-пами и с караванами конных подвод, чтобы грабить помещичьи усадьбы и жечь их. Но поджоги идут все-таки непрерывно - то дом подожгут, то гумно, то сарай, то амбар, то скирды и одонья хлеба. Продолжаются самые возмути-тельные, самые нелепые потравы. Становится невозможным завести огород или плодовый сад, ибо и овощи, и фрукты непременно будут расхищены еще в завязи. Мало сказать расхищены - растения, иногда очень дорогие, выпи-санные из дальних стран, вырывают с корнем, ломают, рубят. Даже простые декоративные растения беспощадно истребляются: Племенной скот увечит-ся, иногда самым безжалостным образом. Сельскохозяйственные машины портятся и пр. и пр. Чувствуется не отчаяние нищеты, не жадность разбойни-ка, а какое-то сладострастие вандалов, уничтожающих культуру только по-тому, что она культура. Деревенские старики, родившиеся «при господах», еще хранят оттенок уважения и к чужой собственности, к чужому культур-ному труду, но хулиганствующая молодежь впадает явно в тот опасный пси-хоз, который побуждал варваров разрушать всякую цивилизацию. Ничуть не помогают самые добрые, самые великодушные отношения к крестьянам со стороны помещика. На барина-благодетеля чаще всего смотрят как на дура-ка, простотой которого пользоваться будто бы сам Бог велел. Жестокие, пер-вобытные нравы вытесняют не только культурных людей из русской дерев-ни, но и тех крестьян, которые еще не потеряли образ человеческий. Громад-ный отлив рабочих сил в отхожие промыслы, в переселение, в эмиграцию объясняется главным образом тем, что одичалой деревне трудно становится сохранить нынче результаты своего труда, свое спокойствие и саму жизнь» .
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий