В.И. Будько. Россия в 1905 - 1907 гг. Размышления о Революции в деревне

Mar 13, 2019 09:31





Россия в нач. ХХ в. была страной аграрной. Полуфеодальные пережитки в деревне тормозили развитие товарно-денежных отношений и негативно отражались на развитии внутреннего рынка. По некоторым данным в России крестьян к 1917 г. было более 87 %.

Уже в конце XIX в. специалисты с тревогой писали о всесилии в деревне «кулаков-мироедов», ростовщиков, происходивших из крестьянской среды. В отношении односельчан они были крайне безжалостны и жестоки, и это во многом предопределило в деревне разрушение общинных отношений. Впоследствии это сподвигло крестьян во многом к безжалостной и хаотичной Революции 1905 г., и следующих уже двух Революций 1917  г.

В то же время, кулак был оптовиком-скупщиком, а заодно и посредником между деревней и городом. Поскольку он был хорошо организован и имел свободные деньги, кулак при помощи крестьян-помощников скупал в деревнях хлеб, молол его и продавал в город.

Основным конкурентом для кулака всегда было государство. Так было при царе, так было и при советской власти. Большевики при этом всегда отличали кулака от середняка и вели с ним беспощадную борьбу. - Другое дело властные структуры на местах, которые в число «мироедов» и «кулаков» нередко включали крепких хозяйственников - середняков. - Отсюда все перекосы в деле свода кулаков, как класса. На этот счет есть многочисленные плакаты советской власти.

Очень точное определение понятия «кулак» приводит В.И. Даль, и это неудивительно, поскольку толкования свои он черпал у народа:



«Кулак - [это] cкупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; [а так же] перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ[енно] в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обчётом, обмером»[1].

Между тем, в современном российском социуме и в медийном пространстве термина «Ростовщичество» - нет. Об этом озаботились банки, занимающие презренным ремеслом. Нет этого термина и в российском законодательстве. - Такой вот парадокс: «Ростовщичество есть, а слова нет».

На Руси ростовщичество всегда считалось аморальным, так как предполагалось, что земледелие и промышленное производство развиваются справедливо, а ростовщичество нет. Из Библии известно высказывание Святителя Иоанна Златоуста о грехе ростовщичества:

«Ничего, ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле. В самом деле, ростовщик обогащается на счет чужих бедствий, несчастье другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердым, под видом человеколюбия роет яму глубже; помогая, теснит нищего; подавая руку, толкает его; по-видимому, вводит в пристань, а в то же время подвергает крушению, как бы направляя на скалы, утесы и подводные камни».

Вообще Библия приводит многие высказывания в отношении «роста» и ростовщичества, но касаются они исключительно евреев. Именно это вызывает сегодня вопросы применительно к тому, что одним народам можно заниматься ростовщичествам, а другим - нет. Именно в этом коренятся все проблемы современного мира, когда ростовщик возымел силу и ведет планету к катастрофе. В книге Исход, в частности, говорится:

«…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу. (Второзак. 28) Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе… И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их (Исаия 60).

На Руси, как известно, издавна и церкви, и монастыри занимались тем или иным видом ростовщичества. Впоследствии один из классиков русской литературы сказал о новом ростовщичестве следующее:

«Дозволение ростовщикам действовать гласно привело к тому, что теперь многие приучились смотреть на ростовщичество, как на простое коммерческое дело, и такое мнение случается не раз слышать от очень порядочных людей».

Вот же, что писал о ростовщичестве и о проблемах деревни А.С. Ермолов, ставший впоследствии министром в царском правительстве:

«Однажды задолжав ростовщику, крестьянин уже почти никогда не может выбраться из той петли, которою тот его опутывает и которая его большею частью доводит до полного разорения. Нередко крестьянин уже и пашет, и сеет, и хлеб собирает только для кулака. Известно, что помещику при взысканиях с крестьян, по исполнительным листам, за самовольный уход с работы, за невыполнение принятых на себя обязательств и т.п., в огромном большинстве случаев оказывается совершенно невозможным что-либо с них получить, - многие считают даже излишним обращаться в подобных случаях к суду. Но сельский ростовщик и без суда всегда с лихвою вернёт себе своё, не теми, так другими способами, не деньгами, так натурой, зерном, скотиной, землёй, работой и т.п.

Впрочем, сельские ростовщики умеют обставлять свои операции таким образом, что и суд, по крайней мере прежний мировой гражданский суд, стоявший на почве формальных доказательств, обыкновенно являлся на помощь сельскому ростовщику в его хищнической деятельности разорения крестьянства. Весьма естественно, что крестьянин, незнакомый с обрядовой стороной судопроизводства, запутываемый разного рода, большею частию непонимаемыми им самим, обязательствами, на суде оказывался бессильным доказать свою, если не формальную, то фактическую правоту, и суд нередко присуждал с него взыскание, в 5 - 10 раз превышавшее размер действительно должной им суммы. Действуя векселями, неосторожно ему выданными и вооружась исполнительными листами, которых очень часто суд не вправе не выдать, сельский ростовщик в то же время развращает, спаивает слабых членов зажиточных семей, опутывает их фиктивными долговыми обязательствами, выданными на сумму в 10 - 20 раз большую против действительного долга, и разоряет массы крестьян в самом полном смысле этого слова.

Трудно поверить, до каких размеров доходят те проценты, которые взимаются с крестьян за ссуженные им деньги и которые находятся главным образом в зависимости от степени народной нужды. Так, в летнее время, особенно в виду благоприятного урожая, ссуда даётся не более, как из 45 - 50% годовых, осенью те же кредиторы требуют уже не менее 120%, а иногда и до 240%, причём очень часто обеспечением служит залог крестьянских душевых наделов, которые сами владельцы арендуют потом у своих же заимодавцев.

Иногда земля, отобранная заимодавцем за долг по расчёту 3 - 4 р. за десятину, обратно сдаётся в аренду владельцу её за 10 - 12 рублей. Однако, и такие проценты в большинстве случаев признаются ещё недостаточными, так как сверх того выговариваются разные работы, услуги, платежи натурою, - помимо денежных и т.п. При займах хлебом - за пуд зимою или весною, осенью возвращается два. Оценить всё это на деньги - весьма трудно, тем более, что счёты должника со своим кредитором обыкновенно так запутаны, - (большею частью умышленно запутываются последним), - что разобраться в них почти невозможно. В последние годы особенно распространяется кредит под залог имущества, причём ростовщик не брезгает ничем, - в дело идут и земледельческие орудия, и носильное платье, и хлеб на корню, и даже рабочая лошадь и скот.

Когда же наступает время расплаты и крестьянину платить долга нечем, то всё это обращается в продажу, а чаще уступается тому же кредитору, причём он же назначает и цену, по которой заложенная вещь им принимается в уплату долга, так что часто, отдав залог, крестьянин остаётся по прежнему в долгу, иногда в сумме не меньшей, против первоначальной цифры долга. Местами, обязательные работы крестьян-должников на кулака-кредитора принимают характер совершенной барщины, ещё гораздо более тяжёлой, нежели прежняя господская, потому что в прежнее время помещики были заинтересованы в сохранении благосостояния своих крестьян, теперешнему же кулаку-кредитору до них никакого дела нет. Обыкновенно, эти сельские ростовщики начинают свою деятельность с занятия виноторговлею, которая представляет столько удобных способов для разживы на счёт крестьян»[2].

«Кулак, ничего не производя, не оказывая никаких полезных услуг, а только будучи бесполезным посредником, слишком много берет себе, так много, что нередко труженику не остается ничего. Два совершенно нежелательных и в высшей степени опасных обстоятельства создаются вследствие этого: обеднение народа и его развращение очевидными примерами быстрого, легкого обогащения путем обдирания ближнего.



Кулак подрывает все более и более в глазах народа авторитет власти, высокий авторитет закона, так как, закупая расположение низших властей, дает ему повод думать, что вообще власть против него.



Ожесточая народ, доводя его до того, что даже прославленное многотерпение лопается, разжигая таким образом страсти народные, он создает огромные опасности для государства»[3].

Повседневной реальностью в России были политическое бесправие и жесткая эксплуатация крестьян, а потому одной из движущих сил Первой Русской Революции было крестьянство. На борьбу за землю тогда поднялась нищая, ограбленная помещиками и кулаками, деревня. Аграрный вопрос был основным вопросом революции.

Осенью 1905  г. крестьянское движение охватывало свыше половины Европейской России, практически все регионы помещичьего землевладения. Всего за 1905 г. в стране было зарегистрировано 3228 крестьянских выступлений, за 1906 г. - 2600, а за 1907 г. - 1337.

В это время по разным подсчетам за 1905 - 1907 гг. в Европейской Россия было уничтожено от 3 до 4 тыс. дворянских усадеб - от 7 до 10 % их общего количества. По числу разгромленных помещичьих усадеб выделились Саратовская, Самарская, Тамбовская, Курская, Киевская и Черниговская губернии. О разгроме усадеб на Гдовщине сегодня ничего не известно.

Исследователь «Протоколов сионских мудрецов» Сергей Нилус по этому поводу писал:

«Русские помещики общим хором жалуются, что дворянская культура в России исчезает, и местами с поразительной быстротой. Можете проехать [сейчас] десять, двадцать, тридцать верст и не встретить [нигде] ни одной, даже захудалой дворянской усадьбы, или встретите лес брошенных, проданных, сданных в аренду кулакам.

Если взять старинные карты и межевые планы, то вы удивитесь, до какой степени много было еще 60 - 70 лет назад дворянских гнезд. На планах повсюду еще значатся черные квадратики с надписью «господ[ский] дом», но в действительности их давно уже и нет господских домов, а с ними отошло в предание и старое господство культурного класса.

Ко мне довольно часто заезжают провинциалы, бывающие в Петербурге, помещики и общественные деятели. Если им верить - а почему бы отказать им в доверии? - пугачевщина 1905 - 1906 годов не прекратилась вовсе. Она затихла, она приняла другие менее шумные формы, но продолжает свое разрушительное дело. Крестьяне не ходят, правда, как прежде, целыми толпами и с караванами конных подвод, чтобы грабить помещичьи усадьбы и жечь их. Но поджоги идут все-таки непрерывно - то дом подожгут, то гумно, то сарай, то амбар, то скирды и одонья хлеба. Продолжаются самые возмутительные, самые нелепые потравы. Становится невозможным завести огород или плодовый сад, ибо и овощи, и фрукты непременно будут расхищены еще в завязи. Мало сказать расхищены - растения, иногда очень дорогие, выписанные из дальних стран, вырывают с корнем, ломают, рубят. Даже простые декоративные растения беспощадно истребляются: Племенной скот увечится, иногда самым безжалостным образом. Сельскохозяйственные машины портятся и пр. и пр. Чувствуется не отчаяние нищеты, не жадность разбойника, а какое-то сладострастие вандалов, уничтожающих культуру только потому, что она культура. Деревенские старики, родившиеся «при господах», еще хранят оттенок уважения и к чужой собственности, к чужому культурному труду, но хулиганствующая молодежь впадает явно в тот опасный психоз, который побуждал варваров разрушать всякую цивилизацию. Ничуть не помогают самые добрые, самые великодушные отношения к крестьянам со стороны помещика. На барина-благодетеля чаще всего смотрят как на дурака, простотой которого пользоваться будто бы сам Бог велел. Жестокие, первобытные нравы вытесняют не только культурных людей из русской деревни, но и тех крестьян, которые еще не потеряли образ человеческий. Громадный отлив рабочих сил в отхожие промыслы, в переселение, в эмиграцию объясняется главным образом тем, что одичалой деревне трудно становится сохранить нынче результаты своего труда, свое спокойствие и саму жизнь»[4].

Вот же, что писалось непосредственно в самих Протоколах, о которых сегодня существует мнение, что это, якобы, поддельные документы. Так, или иначе, Протоколы читать и изучать надо, поскольку они существуют и написаны в условиях определенного момента. - Они при этом отображают российскую реальность вне исторических «тенденций» советского периода, когда «неудобные» моменты революции попросту «опускались», замалчивались. - Попробуйте найти в современной историографии сведения о деятельности «Бунда», или конкретные сведения о прибытии в Петроград молодчиков из Нью-Йорка. - Их нет нигде, и никто исследований на эту тему не заказывает:

«Народ [в России] под нашим [еврейским] руководством уничтожил [свою] аристократию, которая была его естественной защитой и кормилицей, ради собственных выгод, неразрывно связанных с народным благосостоянием. Теперь же, с уничтожением аристократии, он попал под гнет кулачества - разжившихся пройдох, насевших на [сельскохозяйственных] рабочих безжалостным ярмом»[5].

Кулачество, по сути, сельские ростовщики, цепко держали деревню в когтистых лапах нужды и голода. Если крестьян брал у кулака в долг мешок зерна, то вернуть он должен был полтора-два мешка, т.е. доходность «сделки» составляла до 50 - 100 %. В отдельных случаях она была и больше.

На этот счет никаких установлений никогда не было. - Государство не регламентировало внутриобщинные отношения насчет ростовщичества:

«Весной, когда в бедных хозяйствах не остается хлеба, наступает время ростовщика. За мешок зерна на пропитание голодающего семейства бедняк в августе отдаст два мешка. За семенной хлеб - половину урожая. Лошадь на день - несколько дней (до недели) отработки. Весной за долги или за пару мешков зерна кулак берет у безлошадного соседа его надел, другие соседи за долги это поле обрабатывают, а урожай целиком отходит «доброму хозяину». За экономической властью над соседями следует и политическая власть: на сельском сходе кулак автоматически может рассчитывать на поддержку всех своих должников, проходит в сельский совет сам или проводит туда своих людей и так делается подлинным хозяином села, на которого теперь уже никакой управы нет»[6].

Вот же, что отметил в одной из своих работ «всероссийский староста» М.И. Калинин:

«Кулаком является не владелец вообще имущества, а использующий кулачески это имущество, т.е. ростовщически эксплуатирующий местное население, отдающий в рост капитал, использующий средства под ростовщические проценты»[7].

Если рассматривать причины Первой Русской Революции 1905 г., то легко заметить, что они во многом схожи с сегодняшней ситуацией в России. Причины событий 1905 - 1907 гг., как известно, были следующие:

«Тяжелое положение рабочих: 12 - 14 часовой рабочий день, отсутствие жилья, произвол работодателей и т.п.

Нерешенность аграрного вопроса: общинное землевладение, уменьшение среднего надела на семью вследствие роста рождаемости, поборы со стороны государства.

Отсутствие гражданских свобод.

Поражение в Русско-японской войне.

Стремление к автономии национальных окраин.

Подстрекательская деятельность революционных партий.

Бездарная внутренняя политика властей»[8].

Тот же источник приводит и «Причины крестьянских выступлений [в 1905 - 1907 гг.:]

- Политика царя, заключающаяся в активном стимулировании экспорта хлеба (экспорт хлеба любой ценой даже в условиях неурожая), вызвавшем голод в деревнях 1891 - 1892 годов и общий кризис сельского хозяйства.

- Низкая мотивация крестьян увеличивать производительность труда

- Отсутствие частной собственности на землю (землю у крестьянина могла забрать крестьянская община путем так называемого земельного передела).

- Отсутствие четких законов о наследовании земли, распределении доходов с неё.

- Нерешенность вопроса уплаты налогов (круговая порука).

- Зависимость в выдаче паспортов от решения общины.

- Малоземелье»[9].

События Революции 1905 г. на севере Гдовского уезда были представлены слабо. Здесь в 1908 г. была арестована группа эсеров, участники которой квартировали территориально в сс. Выскатка и Рудно[10]. При этом был арестован мелкопоместный помещик Тягунов, владелец имения Шапки бл. Рыжикова оз. Он умер в далекой ссылке.

Об этой группе писал в свое время Ф.А. Чуркин:

«Выскатская организация эсеров состояла из местных интеллигентов-учителей, агронома, землемера, мелкопоместного помещика Тягунова и нескольких крестьян. По воспоминаниям они собирались тайно в гумнах крестьян, рассказывали о народовольцах казнивших царя, пели революционные песни, как будто начинали что-то печатать, но были вынуждены утопить станок в озере. Организация была раскрыта, многие ее члены были сосланы на каторгу. После февральской революции вернулись, но Октябрьскую революцию в большинстве встретили враждебно. До создания комитетов бедноты эсеры всячески саботировали все начинания Советской власти»[11].

Примечательно, что жители Выскатской волости впоследствии многие годы, и даже после Великой Отечественной войны, праздновали в этих Шапках Праздник урожая. Рассказывали, что старая барыня, которая, якобы, какое-то время до войны еще была жива, играла народу на рояле. К сожалению, ничего существенно о судьбе потомков и родственников революционера Тягунова сегодня в Выскатке не помнят.

В вихре времен могилка барыни этой затерялась, и где она была, сегодня никто уже не знает. По логике вещей, Шапки могли относиться к пог. Иванов Ручий, но территориально они были близки и пог. Выскатка и Рудно. Этот вопрос в частности требует еще уточнения.

Арестовали тогда так же братьев М.С. и Е.А. Васильевых, некоего А.Ф. Хрусталева с сыном, учителем, арестовали учительницу Кучинскую и некую Матихину, арестовали эстонца К. Киткаси, Александра Спиридоновича и других, всего 15 человек[12].

[1] Даль В.И. ТСВЯ. 2-е изд. Т. 2. 1881.

[2] Ермолов А.С. Неурожай и народное бедствие. СПБ. 1892. Сс. 179 - 190.

[3] Сазонов Г.П. Ростовщичество - кулачество. Наблюдения и исследования. СПБ. 1894. С. 85 - 86.

[4] Нилус С. Новое время. № 13332. 25.04.1913. С. 139.

[5] Протоколы собраний сионских мудрецов. Протокол № 3.

Нилус С. Близ есть при дверех. М. СПБ. 2000.

[6] Прудникова Е. Кулачество как класс. Чем отличались кулаки от зажиточного крестьянина. https://aloban75.livejournal.com/1338762.html

[7] Калинин М.И.

[8] http://chtooznachaet.ru/pervaya-russkaya-revolyuciya-kratko.html

[9] Там же.

[10] Будько В.И. Газета «Гдовский голос». 1917 // Север Гдовщины. Псков. 2005. Сс. 243 - 248.

[11] Чуркин Ф.А. Старая Выскатка // Знамя труда. 29.06.1983.

[12] Будько В.И. Газета «Гдовский голос». 1917 // Север Гдовщины. Псков. 2005. Сс. 243 - 248.

евреи, ростовщичество, В.И. Будько, 1907, эсэры, студенты, революционеры, кулаки, Петроград, рабочие, 1905, Выскатка, большевики, Революция, рост, Гдовский уезд, Нилус, деревня, С.-Петербург, Библия, Гдов

Previous post Next post
Up