А.В. Дружинин подчеркивал и усилил в творчестве Л.Н. Толстого поэтическое чувство, эстетический такт и поиск гармонии.
Все это составило т.н. «дружининское начало» в творениях писателя…
Дружинин - автор двух значительных статей о Толстом: «Метель», «Два гусара». Повести графа Л.Н. Толстого» (1856) и «Военные рассказы графа Л.Н. Толстого»
«…Что план и обещанье в Ясную? А право, хорошо бы было, я бы вас угостил многим хорошим, кроме своей особы, 1) Фетом, который, кажется, поживет у меня, 2) прекрасной природой и 3) крестьянской школой, которой могу похвастаться» (14 апр. 1860 г.)…»
(Л.Н. Толстой А.В. Дружинину).
В.Б. Ремизов, М.А. Козьмина
Л.Н. Толстой и русские писатели: содержание и структура энциклопедического обозрения
…Дружинин Александр Васильевич (1824-1864) - литературный критик, журналист, писатель. Выступал сначала в «Современнике» с художественными и публицистическими произведениями, позже - в «Библиотеке для чтения». Прошел путь от сторонника «натуральной школы» до одного из основателей эстетической критики, апологета «чистого искусства».
Отношения Л.Т. и Д. приходятся на вторую половину пятидесятых годов и представляют собой яркую дружбу, самое нежное расположение с обеих сторон. При этом восторженное отношение Л.Т. к старшему другу чередовалось с периодами охлаждения.
Л.Т. еще в 1847 г. прочитал в «Современнике» повесть Д. «Полинька Сакс». На Л.Т. повесть произвела большое впечатление, настолько большое, что через 15 лет, размышляя о сюжетах своих будущих книг, он вспомнил о ней. Еще позднее, в 1891 г., перечисляя произведения, которые оказали на него в юности благотворное воздействие, он включил в этот список «Полиньку Сакс» с отметкой: «очень большое». Впервые Д услышал о Л.Т. в 1855 г. Тогда же прочитал в «Современнике» один из будущих «Севастопольских рассказов» - «Севастополь в декабре 1854 года», обратив особое внимание на злободневность произведения молодого автора. Личное знакомство произошло благодаря Н.А. Некрасову в ноябре1855 г., когда Л.Т. приехал в Петербург. «На днях все мы, литераторы, были обрадованы приездом из Крыма гр. Толстого, известного по статьям о Севастополе. Это превосходнейший господин, истинный русский офицер, с превосходными рассказами, чуждыми фразе, и самым здравым, хотя и не розовым взглядом на вещи» (из письма Д. кавказскому другу, ноябрь 1855 г.).
Д. входил в круг петербургских литераторов, к которому примкнул молодой Толстой. «Боткин, Анненков, я и Толстой составляем звено союза, к которому примыкают Панаев, Майков, Писемский, Гончаров и др.» - писал Д. в дневнике 18 декабря 1856 г. Вслед за Некрасовым именно он проявил большой интерес к молодому автору и высказал о его произведениях много дельных соображений. В этот период Д. оказывает на Л.Т. особое влияние, расширяя круг его художественных впечатлений и пристрастий. Так, сделав удачный перевод трагедии Шекспира «Король Лир», он активизировал внимание русского общества к английскому классику и даже смог на время смягчить ригоризм Толстого, сказывавшийся в его негативном отношении к Шекспиру. «А Лев Толстой, говоря без всякого пристрастия, становится превосходным литератором, умнея и образовываясь с каждым часом. Уже он понимает Лира и пил за здоровье Шекспира» (письмо Д. к Тургеневу, 26 дек. 1856 г.). Л.Т. читал основные критические статьи Д. в «Современнике» и в «Библиотеке для чтения». В суждениях молодого писателя тех лет чувствуются отголоски работы Д. «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения», представляющей собой полемику со знаменитой статьей Чернышевского.
Оказавшись в центре литературной борьбы тех лет, Л. Т. поддержал Д. в его противостоянии Чернышевскому, влияние которого в журнале «Современник» все усиливалось. Л.Т. неоднократно откликался на предложения Д. участвовать в издании «Библиотеки для чтения», журнала, который критик возглавил, уйдя из «Современника». Не порывая с «Современником», давшим ему путевку в литературную жизнь, Л. Т. писал его издателю Некрасову: «Нет, вы сделали великую ошибку, что упустили Дружинина из вашего союза. Тогда можно было бы надеяться на критику в «Современнике»: У нас не только в критике, но в литературе, даже просто в обществе, утвердилось мнение, что быть возмущенным, желчным, злым очень мило. А я нахожу, что очень скверно» (2 июля 1856 г.).
Дружинин - автор двух значительных статей о Толстом: «Метель», «Два гусара». Повести графа Л. Н. Толстого» (1856) и «Военные рассказы графа Л. Н. Толстого» (1856). Критик оценил Л. Т.. прежде всего как художника, увидел поэтическую сторону его дарования. «Нам случалось не раз слышать, как взыскательные ценители упрекали иное произведение графа Толстого в отсутствии современной мысли; мы, с одной стороны, должны сказать, что каждая его страница кипит современностью, но современностью поэтической, не поучительно-преднамеренной. Во всякой вещи нувеллиста нашего сказывается нам сильный и разумный человек нашего времени, писатель зоркий, правдивый, молодой по сердцу, молодой по убеждениям. Кто не способен оценить моральной стойкости и твердости автора, тот едва ли способен оценить что бы то ни было», - пишет Д. в первой из указанных статей.
Вместе с личным завязывается и эпистолярное общение между Л.Т. и Д., которое продолжалось до 1860 г. Из переписки между современниками сохранилось 9 писем Л.Т. и 14 писем Д..
Л.Т., поверив в Д.-критика, посылает ему в рукописи свою повесть «Юность». «Вы ее прочтите, - писал он ему 21 сентября 1856 г., - и строго и откровенно скажите свое мнение, лучше она или хуже «Детства» и почему и можно ли, переделав, сделать из нее хорошее или бросить ее. Последнее мне кажется лучше всего, потому что, раз начав дурно и проработав над ней три месяца, она мне опротивела донельзя». Д. ответил Л.Т. дружеским письмом, в котором детально разобрал его повесть и сделал много справедливых замечаний. «Задача Ваша, - писал он, - ужасна, и Вы ее выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертить волнующий и бестолковый период юности». Вместе с тем критик откровенно указал и, с его точки зрения, на слабости молодого автора.
В 1857 г. Л.Т. и Д. встретились за границей, в Швейцарии, на берегу Женевского озера, и все время проводили вместе. Л.Т. читает другу «Альберта» и начало «Казаков». Дружинину «Казаки» очень понравились, а в «Альберте» он оценил сюжет.
После опубликования повести «Семейное счастье» Л.Т. решает уйти из литературы, воспринимая эту свою последнюю работу как неудачу. В одном из последних писем Д. (9 окт. 1859 г.) Л.Т. писал: «:жизнь коротка, и тратить ее в взрослых летах на писанье таких повестей, какие я писал, - совестно. Можно и должно и хочется заниматься делом». Он отказывал таким образом Д. в его просьбе дать что-нибудь для его журнала «Библиотека для чтения». В ответном письме Д. возражает против подобного намерения отойти от писательских дел, будучи убежденным в особенном предназначении писателя в России. «На всех нас, - пишет он, - лежит ответственность, корень которой в теперешнем огромном значении литератора посреди русского общества. Публика русская, по какому-то странному чутью, выбрала себе из толпы писателей четырех или пятерых глашатаев и ценит их как передовых людей, не желая знать никаких соображений и выводов. Вы, частию по таланту, частью по светлым качествам Вашего духа, а частью просто из стечения счастливых обстоятельств, стали в такое благоприятное отношение к публике. Стало быть, тут уходить и прятаться нельзя, а надо работать, хотя бы до истощения сил и средств» (15 окт. 1859 г.).
Дело, которым занялся Л.Т., отказавшись на время от писательства, Яснополянская школа. Он и раньше, и теперь приглашает Д. в свое имение, желая пообщаться теснее и показать другу плоды своих трудов. «Что план и обещанье в Ясную? А право, хорошо бы было, я бы вас угостил многим хорошим, кроме своей особы, 1) Фетом, который, кажется, поживет у меня, 2) прекрасной природой и 3) крестьянской школой, которой могу похвастаться» (14 апр. 1860 г.).
Д. так и не смог побывать в Ясной Поляне. В этот период он был занят организацией Литературного фонда, призванного помогать нуждающимся писателям. Л.Т. возразил против включения его в списки литераторов фонда, на что Д. ответил в письме к нему: «Если это относится до Ваших трудов, то это ваше дело, но если Вы хотите сказать, чтобы Вас вычеркнуть из списка членов, то выполнять такого поручения я не берусь. Да, наконец, и Вас не убудет от того, что Вы будете стоять в списке и пришлете хоть десять рублей ежегодного взноса» (15 окт. 1860 г.).
Отношение Л.Т. к Д. даже в период самого тесного и дружеского общения не было ровным. Так, 7 ноября 1856 г. он отмечает в Дневнике: «Вечером Дружинин и Анненков, немного тяжело с первым». 13 ноября того же года запись еще более резкая: «В четвертом часу к Дружинину, там Гончаров, Анненков, все мне противны, особенно Дружинин:». Впоследствии Л.Т. также неоднозначно оценивал общий настрой того литературного круга, которому он принадлежал во второй половине пятидесятых годов. В «Исповеди» он писал о том, что ему, молодому писателю, собратья внушали веру в то, что художники наделены бессознательной мудростью, благодаря чему они вправе учить человечество. «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел, и я понял, что вера эта - обман».
Последняя встреча писателей произошла в июне 1860 г. в Петербурге, после чего переписка уже не возобновилась. В январе 1864 г. Д. скончался от чахотки.
В 1896 г. Л.Т. подтвердил историку литературы С.А. Венгерову, что сделанные в свое время Дружининым замечания о его раннем творчестве оказались «пророческими». А еще через 13 лет, в 1908 г., рассказывая биографу Н.Г. Молоствову о друзьях и соратниках ранней молодости, он с любовью вспомнил Д.: « Дружинин был милый человек»,- сказал он с большой теплотой.
Основанный Д. Литературный фонд сослужил огромную службу прежде всего писателям-разночинцам и в шестидесятые, и в более поздние годы. За год до смерти, 5 ноября 1909 г., Толстой поздравил фонд с полувековым юбилеем: «Вспоминаю основателей и приветствую сотоварищей Литературного фонда. Сочувствую его доброй пятидесятилетней деятельности. Рад буду внести свою лепту в предполагаемый сборник».
«Дружининское» начало в Толстом (поэтическое чувство, эстетический такт, поиск гармонии) - одно из важнейших составляющих сложной натуры писателя, побеждавших его скепсис в отношении художества.
- Толстой Л. Н. Переписка с русскими писателями: В 2-х т. Т. 1. М., 1978.
- Дружинин А. В. Из «Дневника» // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. Т. 1. М., 1978.
- Дружинин А. В. Повести. Дневник. (Литературные памятники). М., 1986.
- Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М., 1988.
- Алдонина Н. Б. А. В. Дружинин: Проблемы атрибуции. Самара, 2000.
- Голиненко О. А., Шумова Б. М. Письма А. В. Дружинина к В. П. Боткину // Мир филологии. Посвящается Лидии Дмитриевне Громовой - Опульской. М., 2000.
- Егоров Б. «Эстетическая» критика без лака и без дегтя. (В. П. Боткин, П. В. Анненков, А. В. Дружинин) // Вопросы литературы. 1965. ї 5.
- Сахаров В. Встреча в начале пути (Н. Чернышевский, молодой Лев Толстой и Д. Дружинин) // Вопросы литературы. 1989. ї 12.
- Скатов Н. Н. Comme il faut русской критики // Скатов Н. Н. Литературные очерки. М. 1985.
- Чуковский К. Люди и книги. М. 1960.