КНИЖНАЯ ПОЛКА
Н.Б. Алдонина.
А.В. ДРУЖИНИН
(1824-1864):
Малоизученные
проблемы жизни
и творчества:
Монография.
Самара:
Издательство
СГПУ, 2005. 532 с.
Помещённая в конце книги самарской исследовательницы Н.Б. Алдониной подробнейшая библиография сочинений Александра Дружинина открывается повестью «Полинька Сакс», напечатанной в журнале «Современник» в 1847 году… Увы, большинство наших современников не слышало даже об этом шедевре русской прозы, способствовавшем быстрому развитию психологизма в нашей литературе, утверждению в ней эмансипационной тематики. Подавно незвестно имя автора «Полиньки Сакс», выдающегося писателя середины XIX века.
А между тем за неполные двадцать лет активнейшей литературной деятельности (Дружинин прожил всего сорок лет) он успел напечатать около трёхсот стихотворений, рассказов, очерков, фельетонов, критических статей, переводов. Причём среди последних - «Король Лир», «Ричард Третий», «Кориолан», «Король Джон», долгие годы заслуженно считавшиеся лучшими переводами Шекспира на русский язык. Это подтвердило и недавнее переиздание пьес в популярной серии «Старый стиль» петербургского издательства «Кристалл».
Список литературных амплуа Дружинина занимает в аннотации к книге внушительное место: он был не только чрезвычайно известным в своё время писателем, поэтом, драматургом, критиком, но и журналистом, фельетонистом, переводчиком, редактором и основателем Литературного фонда.
Открывается книга, как и положено, изложением биографии Дружинина, встречавшегося в своей жизни с Григорьевым, Львом Толстым, Салтыковым-Щедриным, Щербиной, Растопчиной, многими другими известными русскими писателями. Особенно близок Дружинин был с Некрасовым и Тургеневым, даже написал в соавторстве с ними несколько юмористических стихотворений.
Книга построена не только на известных, хотя и полузабытых большинством учёных фактах истории литературы, но и на архивных разысканиях; благодаря им Н.Б. Алдонина впервые вводит в научный оборот многие ранее не публиковавшиеся стихотворения и статьи Дружинина, расшифровывает и подробнейшим образом описывает замыслы его незавершённых и ненаписанных произведений, приводит в своей солидной книге массу интересных сведений из литературной жизни 1840-1860-х годов.
Например, Дружинина-критика в нашей науке долгое время безоговорочно относили к числу теоретиков так называемого чистого искусства, символом которого была для него поэзия Пушкина. Однако автор новой монографии о писателе обнаруживает в его наследии убедительные доказательства сочувственного интереса не только к Пушкину, Фету и Полонскому, но и к Гоголю, Лермонтову, Щедрину, Толстому, Никитину, Огареву, Плещееву, Чернышевскому.
Много сделал Дружинин - и как критик, и как переводчик - также для знакомства русского читателя с английской и американской литературой: среди его героев не только Шекспир, но и Смоллетт, Скотт, Байрон, Диккенс, Теккерей, Купер.
Особую ценность монографии придаёт обширное приложение «Неизвестные тексты А.В. Дружинина», где обосновывается принадлежность писателю сорока двух работ разных жанровых форм, опубликованных анонимно.
Читается книга легко и с увлечением и может оказать учителям большую помощь при углублённом знакомстве с русской литературой и культурой 1840-1860-х годов. Многие описанные в ней факты сделают интереснее и глубже уроки, посвящённые творчеству Пушкина, Гоголя, Некрасова, Тургенева, Фета.
Юрий Орлицкий
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200601211