А.В. Дружинин и Е.Н. Вревская. Праздник Св. Успения Божией Матери

Nov 03, 2018 23:07





Вид Крестного хода 15 августа совершаемого из Доложской Успенской

церкви в Пещерную часовню, находящуюся Гдовского уезда в имении

Ее Императорского Величества Государыни Императрицы

Марии Александровны, близ села Доложска[1].

Иллюстрация из книги 1861 г.

Несомненный интерес для историков и дружиноведов представляют строки Дневника А.В. Дружинина, посвященные празднованию Св. Успения Божией Матери на Северной Гдовщине. Эти записи относятся к 1853 - 1854 - 1855 гг., и только в двух случаях они касаются празднования попраздненства Св. Успения в имении Е.Н. Вревской. Все остальное - это праздничные «похождения» самого автора, которые характеризуют его внутренний мир, и которые следует привести для характеристики места и времени применительно к Гдовскому уезду вообще.

На основе «праздничных» записей Дружинина мы узнаем неизбывную конкретику имения Марьинско, и то, как праздник проводился в сельских домах друзей писателя, и как одновременно с господами веселились крестьяне.

Здесь никогда не было больших имений вельмож, а потому, от барских домов на Гдовщине ничего не сохранилось, за исключением дома Обольяниновых из Моклочно, который рачительные люди перенесли в пог. Заянье, и который сегодня занят аптекой и почтой. Раньше в нем была расположена местная школа.

1853 г. был «пробным шаром» автора Дневника, которым он «зачинал» доложское «действо» на будущее. - Он как бы «разрабатывал» постоянный «сценарий праздника», который отчасти ему удалось реализовать в 1854 г.



В 1855  г. его попытка уже не удалась, а все потому, что никто из соседей не прибыл на его «атеистические» по сути «пикники» на берегу р. Долгой «в тени орешников».



Совр. маршрут Марьинское - Доложск. 20 км.

Не участвовали, естественно, в его «похождениях» мать и тетка Лермонтова, о которой он поминает в 1853 г. походя. О матери в связи с праздниками в Доложске он вовсе не поминает, между тем, замечая о том, что в 1854 г. через 2 дня после Крестного хода в Доложске состоялся праздничный молебен в «деревенской часовне». Это утвердительно может говорить о том, что, в Марьинском в то время была собственная часовня. В честь какого святого она была освящена, никто из историков не интересовался.

Родители писателя традиционно был набожными людьми, а Александр Васильевич предпочитал посещать «Аглицкий клуб» и разного рода сомнительные заведения. При этом он не брезговал писать скабрезные стихи и включать мат в дневниковые записи. Вот к чему привело чтение им разного рода книг, среди которых изрядную часть составляли книги зарубежных авторов.

Дружинин во всем был отличен от родителей. То же самое касалось и брата его, Григория, который выбился из нищеты, и женился-таки на состоятельной девушке. - Он начал в итоге копить и собирать «художественные ценности», - коллекционную старую посуду, статуи, картины и разного рода безделушки, и все это на фоне долгов и материальных проблем Евфимии Никитичны, тетки Лермонтова.

Она получила в банке 11 тыс. рублей под залог имения в Гдовском уезде, после которого судьба самого имения стала проблематичной. Полицейские власти Гдова после ее смерти в 1885 г. были вынуждены подать специальное объявление в соответствующей газете о розыске наследников Чертова Нежилого, Евдоксино. По этому поводу единственно откликнулась воспитанница Вревской - баронесса Мария Ипполитовна Вревская, которая начала соответствующую тяжбу в суде, исход которой остался для нас пока неясен.

«Коллекционной страстью» соразмерно своим доходам был заражен в свое время и Александр Васильевич, о чем хорошо знали его гдовские соседи. Известно, что ему однажды подарили здесь старую чернильницу, а в другой - какой-то нож:

(1854) «Суббота, 4 сентября, в новом флигеле,

где можно сидеть и в холод



С прошлого воскресенья, когда у нас обедала Обольянинова с дочерью (причем я получил подарок: древнюю турецкую чернильницу для моей коллекции), у нас не было никого».

(10.09.1854) «Обедали у Трефорта, болтали, смеялись, пили и даже пили более, чем бы нужно, расстались совершенно довольные друг другом, условившись съехаться всем у меня 10-го числа, и еще в добавок я увез к себе новое приобретение - старинный охотничий нож, подаренный мне Мейером».

Дружинин поминает в Дневнике, что ездил как-то в Вейно поговорить с хозяйкой о покупке у нее старого шкафа, но эта его поездка окончилась безрезультатно.

Видимо, и в Евдоксино в какое-то время явилась часовня. О датах построении двух этих часовен в Марьинском и Евдоксино сегодня ничего не известно.

Приводя далее цитаты Дневника, следует помянуть о том, что Дружинин Св.-Успенскую Пещеру на р. Долгой именует Гдовской Швейцарией, а Долгое озеро сравнивает с английскими «Вестморлендскими» озерами, где сам он никогда не был. - У него никогда при этом не было денежных средств на посещение Европы, а когда они у него появились, и он поехал-таки в Европу, никаких «серьезных» записей по поводу поездки на запад в Дневник его не попало.

Между тем, когда он в 1853 г. свозил Маслова на Пещеру, то в Дневнике им была сделана следующая запись:

«Маслов составил план на будущий год переманить к этому дню [в Доложск] часть наших петербургских приятелей».

Речь здесь, очевидно, шла о Тургеневе и Некрасове, которые действительно приехали к Маслову в Осьмино, а затем к Дружинину в Марьинское, охотились, и все. - Об этом есть соответствующее письмо. - Судя по датам, поездка Тургенева и Нерасова в Осьмино, а затем в Марьинское, не была никак связана с праздником Св. Успения в Доложске:

«И.И. Маслов - А.В. Дружинину

«12 июля 1854 г., с. Осьмино.

Спешу передать Вам, любезнейший друг Александр Васильевич важную новость: к нам, между 13-м и 15-м числами этого месяца, приедут Некрасов, Тургенев и, может быть, Анненков. - Я получил от них письмо, в котором они говорят об этом утвердительно. - Коль скоро это совершится, я ту же минуту посылаю к Вам нарочного, на тот конец, чтобы Вы приехали ко мне, а потом все вместе отправимся к Вам. - Нужно эти 10-ть дней (которые они предполагают провесть в Гдов[ском] уезде) нам быть всем вместе. - Так как Тургенев] и Некр[асов] охотники, и главная причина их приезда - истребление птиц, то не худо бы приказать Вам старику Вашему егеру приискать места, где есть выводки тетеревей и куропаток в окрестностях Чортова. - Здесь об этом я уже позаботился. -

Некрасов просит послать сказать Вам об его намерении приехать, о том, что он не отвечал на Ваше письмо по поводу этого намерения, о повести и проч. и проч., всё это перескажется Вам лично. - Прощайте! Я что-то не шутя жду наших приятелей. Жму Вам руку.

Весь Ваш И. Маслов.

Маминьке Вашей засвидетельствуйте от меня

мое глубочайшее почтение» [2].

В записи о Св.-Успенском празднике в Доложске в 1853 г. Дружинин упоминает, что он и его друзья с помощью Трефорта «Стол, кресла, складные стулья расставили по берегу речки» [Долгой]. После того невдалеке от Пещеры состоялся пикник, а затем друзья были приглашены священством «на завтрак» непосредственно в Доложск.

Это объясняется тем, что в пикнике принимали участие «исправник Стефанович и становой Дмитриев», лица весьма влиятельные в уезде, да и в самом погосте тоже. Не случайно, писатель отметит, что «исправник [почему-то] … ругался с [доложским] попом», а по отъезде компании в усадьбу Мейера, означенные становой и пристав остались на месте исправлять свои прямые обязанности.

Надо упомнить при этом, что в Доложске на все богородичные праздники проводились торговые ярмарки, которые длились тут по нескольку дней.

Дружинин пишет, что «у Мейера [на праздник] было [денежное и вещевое] пособие, [а потому] баб и девок [на барский двор] набралось более сотни». - Все крестьяне пели при этом и веселились, ввиду того, что где-то они собрали столы со спиртным, равно собрали чвой стол господа.

Писатель в связи с этим пишет: [Мы] «…сделали для женского пола новое угощение. Пение и танцы продолжались [у Мейера] до глубокой ночи».

Надо заметить, что у Мейера был рояль, и он сам, и, видимо, члены его семьи, неплохо на нем играли.

18.08.1853 г., во вторник, Дружинин, и, видимо, мать его, были приглашены к Максимовым в пог. Заянье, а 19.08 к нему в Марьинское неожиданно пожаловали Мейер и Трефорт, которые так же должны были быть на попраздненстве в Заянье, но почему-то туда не приехали.

Так или иначе, друзья вместе с Дружининым проследовали в означенное Заянье, но того приема, видимо, уже не было. - На Руси по этому поводу говорят: «Незваный гость - хуже татарина».

Друзья «несолоно хлебавши» «в ожесточении» от того, что им не налили ни «венгерского», ни «липца», вернулись в Марьинское, где их ожидал желанный стол и гостила со своей воспитанницей соседка Дружининых - Вревская, тетка Лермонтова.

Видимо, друзья остались ночевать у Дружининых, а поутру завтракали у них и обедали «с пением и танцами» у баронессы, после чего отправились восвояси, в Леонтьевское и Завражье. Дружинин же оставался у баронессы до ужина:

(1853) «Понедельник, 17 авг<уста>

Суббота 15 авг<уста> - поездка в Швейцарию [Св.-Успенская пещера на р. Долгой, Св. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии].

Воскресенье 16 <августа> - сельский праздник в Завражье [попраздненство дня Св. Успения].

Два истинно милых и отрадных денька [15 - 16.1853]. В пятницу вечером прибыл Маслов [из Осьмино, 51 км до имения Марьинское]; после беседы и ужина я спал немного и [15.1853] встал довольно рано; [праздничный] день оказался совершенно летним, с некоторой прохладой[3]. Запасшись провиантом, мы поехали, и часа через полтора открылась перед нами окрестность озера, которому недостает только дворцов и немножко лесу, чтоб, я думаю, стоить озер Вестморлендских[4]. В село [Доложское] прибыли мы около 11 часов, узрели миллион народа[5] и несколько смазливеньких личик (две ямбургские красавицы в полумонашеском наряде)[6]. Около церкви, куда мы и не входили, встретили нас Мейер, старый милейший <...> Трефорт, исправник Стефанович и становой Дмитриев. Побродив немного, проехали в собственную Швейцарию, к часовне[7]. Вся компания восхитилась красотой природы, гуляла, и Маслов составил план на будущий год переманить к этому дню часть наших петербургских приятелей. Трефорт, наш старый улан и казначей, озаботился трапезой и выполнил свое дело отлично. Стол, кресла, складные стулья расставили по берегу речки, под скалой и ореховыми кустами[8], ели, пели и веселились, угощали проходящих попов и так далее.

По окончании крестного хода (исправник тут ругался с попом) попы села Долотского сделали нам честь приглашением нас на завтрак. Им не было дела до того, что мы сыты, в нас влили по ушату кофе и угощали всякой мерзостыней. Я ожидал бедствий, головной боли, но все прошло благополучно.

Из села проехали мы (за искл<ючением> станового и исправника) к Мейеру [Гверезно, 20  км от Доложска], вполне довольные днем, болтали, ужинали, слушали музыку и крепко заснули ночью. На другой день Трефорт пригласил нас обедать, а утром мы у него завтракали, так что я почти объелся. В этот день у Мейера было пособие, баб и девок набралось более сотни. Их кормили обедом, водкой и пивом, а после трефортовского обеда, украшенного присутствием одного недоросля, Орлова, сделали для женского пола новое угощение. Пение и танцы продолжались до глубокой ночи. Мы разъехались в темноте, и моих лошадей будто Мейер напоил пивом, - они раза два принимались нести. Все обошлось мило, хорошо, весело и благополучно».

(18.08.1853) «Обед у Максимова с древним венгерским и липцом, украшенный сельским праздником и присутствием дам. Меньшая сестра недурна, особенно по части стройности и бойкости, но заметно, что на нее уже действует известный curse {проклятие (англ.).} этой фамилии, вследствие которого все женщины дурнеют на 19 и 20 году. А все они были красавицами! Были еще Томсон и Глотов, его родственник, блаженствующий в отставке, под судом за бывшее управление Осьмина. Играли в бильярд, и я покрыл себя бессмертной славой. По всем деревням пение и танцы».

(19.08.1853) «Утром работал и по примеру Маслова ходил в рощу за грибами, что начинает доставлять мне удовольствие. Заянское пьянство прошло без малейших дурных последствий, но, мало того, даже опьянения не было. Все-таки я кончал обед и с удовольствием помышлял об отдыхе после гулянки, когда подъехал экипаж и явился Мейер с Трефортом. Мой рассказ о венгерском их подзадорил, и они вознамерились съездить в Заянье, куда были приглашены на 18-е. Поехали, смеялись, беседовали - но, увы! ни липца, ни венгерского не было! Назад воротились посреди темноты и ожесточения, но дома застали ужин, баронессу и Машу».

(20.08.1853) «Обед с пением и танцами у б<аронессы> Вревской, а поутру гулянье, обжорство за завтраком и так далее. Гости уехали засветло, но я еще ужинал в Чертове Пустом. Утомление было так велико, что я заснул, только что добравшись до постели.

В 1854  г. по поводу того же праздника Дружинин пишет:

(17.08.1854). «14-го числа по условию ждал гостей, для того чтоб по примеру прошлого года съездить компаниею в Долотский погост [20 км от имения Марьинское]. Но Маслов не явился, не взирая на свои многократные уверения, приехали же Софья Александровна [Семевская, Щепец] с мужем и Сталь [тетка В.А. Семевского]. Вечерняя беседа [в Марьинском] была очень приятна, и наутро все мы встали довольно рано, Томсон же [из Радолиц, 30 км до Доложска и 10 до имения Марьинское] с супругой явился по своему необыкновенному обыкновению в то время, когда весь дом еще спал. В половине одиннадцатого двинулись все в дорогу в трех колясках и, как погода стояла добропорядочная, так совершили путь недурно.

Несмотря на все это, увеселение прошло как следует, дамам весьма понравились и местность [в Доложске, на Св.-Успенской пещере на р. Долгой], и завтрак на траве. Гости от нас уехали вчера [16.08.1854] после обеда, и так как я именно нахожусь в том положении, когда мне бывает нужно находиться с людьми во что бы ни стало, - то их пребыванием я весьма доволен. Нечего говорить о том, что [литературные] работы мои страдают».

Следующая запись Дневника писателя касается большого праздника в доме Л.А. Блока, деда А.А. Блока, лютеранина. Блок жил в 7 верстах от Дружининых в имении Преображенское, и у него, видимо, так же в преддверии праздника останавливалась часть помещиков, которые жили достаточно далеко от Доложска, и которые продвигались к погосту в течение двух дней:

(19.08.1854). «17 числа был на обеде у Блока, Льва Александрыча, где нашел Н.А. Блока с женой, Треф<орта>, Мейера [Гверезно], всех Обольяниновых [Моклочно и Хохлово], m-lles Sophie и Adele, из которых вторая весьма нехороша и прегадко чешет свои желтинькие волосы, Томсонов [Радолицы], Максимова [Заянье, 28 км до Доложска] и попа Илью [Заянье]. Из новых лиц были: Лебедева, жена знакомого мне полковника, особа, о которой ничего не могу сказать, Богдановичева, особа довольно приятной наружности, но манеры кислой, да еще один мужчина, Афанасьев, ныне теснимый Коновницыным [гдовским предводителем дворянства]. Все было хорошо и довольно весело: ели, пили, играли в бильярд, смотрели на танцы и праздник крестьян. Разъехались поздно, и у кого были кучера пьяны, тому пришлось плохо. Максимова завезли в канаву, а Лев Н. Обольянинов должен был в темноте и под проливным дождем сесть за кучера».

В Успенский праздник 1855 г. писатель ездил в Доложск уже с госпожой Рейц, - женой профессора Дерпского университета по кафедре русского права А.М.Ф. Рейца. Имение семейства Рейц находилось в Ктинах, к югу от погоста Заянье:

(16.08.1855) «Два дни с небольшим гостила у нас М.А. Рейц с дочерью, вчера ездили мы по подлейшей дороге в Долотский погост, я по обыкновению вернулся с головной болью (но довольно слабою), сегодни возил дам через озеро и вообще эти дни ближе познакомился с mademoiselle Marie, к которой питал естественный, хотя не сильный интерес оттого, что она чуть ли не единственная невеста в соседстве. В ней есть какие-то affinites {сходства (франц.).} со мною; она высока, близорука, лоб у ней высокий, и она неглупа. В одно время и весела, и диковата. Она хороша собою и даже пленила старика Трефорта, но особенного влечения к ней я не чувствую. Ей пятнадцать лет, она не сложилась и еще вся в будущем, как выражался Лермонтов о России. Во всяком случае присутствие свеженькой резвой девочки меня заняло».

[1] Воспоминания торжественного празднества и Крестного хода в селе Доложском. СПБ. 1861.

[2] Письма к А.В. Дружинину (1850 - 1863). М. 1948.

[3] На праздник Св. Успения в районе Доложска теплых дней обычно не бывает. Между тем, верующие сегодня в Успенов день имеют обычай купаться в реке на камне со следом Пресвятой Богородицы. Во времена А.В. Дружинина такого обычая не было.

[4] А.В. Дружинин восторгается красотами Долгого озера не случайно. - В 1970 годы здесь планировалось создание нескольких баз отдыха, и государственной структуры наподобие национального парка. В связи с этим в натурных исследованиях Сланцевского района особо указывалось, что в храме с. Зажупанья, что был выстроен в верховьях оз. Долгого в нач. ХХ в., целесообразно оборудовать… спортзал. К счастью ли, к сожалению, - этот проект не был реализован.

Провиант был нужен для праздничного пикника на Пещере.

А.В. Дружинин церковь не посещал, но относился к ней с уважением.

[5] Приятели прибыли в Доложск после окончания молебна, - ко времени проведения здесь многотысячного Крестного хода. Из воспоминаний старожилов известно, что после Крестного хода благодетели особо оговаривали о дополнительном проносе местночтимой иконы Св. Успения от храма на Св. Пещеру. Подобное действо могло свершаться не единожды. Эта традиция зародилась, очевидно, только в нач. ХХ в.

[6] Источники 1860-х - 1870-х гг. отмечают, что в Доложск на ярмарку собиралось от 2-х до 6-ти тыс. чел. На освящение храма в Доложск в 1864 г. по свидетельству Е.А. Андреева прибыло ок. 20 тыс. человек.

На Крестный ход приходили верующие соседних уездов - Ямбургского, Лужского и проч., а так же соседних губерний.

[7] Приятели бродили по ярмарке, которая проводилась в Доложске на погостской стороне. Другая сторона - деревня Заручье, она же - Себеж. Деревня в то время состояла из 2-х-3-х десятков крестьянских домов. Помещиков в Доложске не было, поскольку местность принадлежала царственному дому.

Далее А.В. Дружинин и И.И. Маслов проехали в «собственную Швейцарию», - к Св.-Успенской Пещере на р. Долгой (ок. 2-х км от погоста), где в сер. 1850-х гг. была часовня.

На Пещере в праздничные дни устраивался молебен, после которого верующие долго не расходились по домам. Тысячи паломников были озабочены получением Святой воды источника, который существует в Пещере.

[8] В это время, очевидно, и было в обычае трапезничать в окрестностях Пещеры, которая расположена по словам Е.А. Андреева «в теле высокопещаной скалы» под сенью густых деревьев и зарослей густого орешника. Дачники озера Долгого до сих пор ходят за орехами в район Пещеры.

русские, В.И. Будько, имения, Евдоксино, А.В. Дружинин, Осьмино, лермонтоведение, Малафьевка, Долгое озеро, мемуары, Некрасов, Преображенское, Гверезно, история, Спасское-Лутовиново, Дружинины, Заянье, литераторы, Харламовы, деревня, охота, Дружинин, Никитино, Псковская область, Григорович, Обольяниновы, Семевские, проза, помещики, Плюсский район, Дружиноведение, Васильевский остров, Трефурт, Сланцевский район, Лонгинов, литература, Гдовский район, Тургенев, Вревские, ружья, искусство, Марьинское, Щепец, Гдовский уезд, Россия, Мейер, Лотохово, "Современник", картины, Арсеньевы, С.-Петербург, краеведение, Крепостное право, Доложск, Леонтьевское, крестьяне, Лермонтов, Гдов

Previous post Next post
Up