Н.И. Платонова
Сельское расселение и формирование
системы погостов на Северо-Западе
Новгородской земли
Сельское расселение эпохи раннего и позднего средневековья следует рассматривать как систему взаимно обусловленных факторов - географических, демографических, социальных, хозяйственных. Изменения в одной из этих областей имеют следствием перестройку целого.
При решении вопросов, связанных с историей деревни IX-ХШ вв. наиболее эффективным является синтетическое исследование, обобщающее данные нескольких смежных наук. Для этого периода характерен значительный удельный вес археологических материалов в общем корпусе источников. Данные археологии, будучи рассмотрены под определенным углом зрения, могут не просто дать качественно новую информацию, но и помочь точнее оценить разнородные фрагментарные свидетельства древнерусской письменности.
Изучение системы расселения эпохи средневековья должно вестись по микрорегионам и сопровождаться исследованием их исторического ландшафта, макро и микрорельефа, также почвенного состава. Предметом нашего изучения является сельское расселение в бассейне верхнего и среднего течений рек Луги и Плюсы, охватывающем южную и западную часть Вотской и север Шелонской пятины. Именно к этой территории в археологической литературе традиционно применяются определение Северо-Запад Новгородской земли.
Сопоставление физико-географических, почвенных и археологических карт позволяет выделить в пределах рассматриваемой области ряд микрорегионов, естественными границами которых являются крупные болотные и лесные масс:вы и заболоченные поймы больших рек. Каждый из этих регионов обладал в древности определенной спецификой силу своей географической замкнутости, особенностям рельефа, почвенного покрова и т.д. Поэтому археологическую характерстику данной территории целесообразнее давать по микрорегионам, которых выделено 5: Верхнелужский, Оредежский, Верхнеплюсский, Среднеплюсский-Сяберский и Сумерский.
Материалы погребальных памятников IX-XIII вв. дают нам косвенную, но сравнительно надежную информацию о густоте сети поселений и их почвенно-топографической привязке на разных временных отрезках. Важным показателем постоянства жизни на поселениях служит наличие погребений на синхронных им могильниках. Однако, и материалы селищ, исследованных нами в течение последних 10 лет, вносят некоторые важные коррективы в ту систему представлений, которая сложилась на базе изучения исключительно могильных древностей. Методы археологиеческого картографирования позволяют с большей вероятностью проследить основные направления земледельческой колонизации рассматриваемого региона и, кроме того, дают в руки исследователя совершенно новую информацию, касающуюся древнейший административной структуры на данной территории. Основной посылкой при реконструкции древнего административного деления является предположение, что на ранних этапах это деление не знало искусственно проведенных границ и в целом отражало ситуацию, сложившуюся органично, в ходе сельскохозяйственного освоения территории.
Районы исключительного распространения сопок (Оредежский, в значительной мере Верхнелужский) являют собой особый вариант развития системы расселения. «Гнезда» памятников последней четверти 1 тыс. н. э. в основном совпадают здесь с крупнейшими скоплениями древнерусских могильников. Эволюция системы хозяйства и форм поселении не вызвала общей перегруппировки населения регионов. Наблюдается резкий демографический подъем и прогрессирующее освоение водоразделов. Формирование границ округов, впоследствии трансформировавшихся в границы средневековых погостов, по-видимому, начинается здесь еще в древнерусское время. Однако, преемственность в этой области не позволяет еще говорить о преемственном развитии в сфере политико-административной. На основании археологического материала можно утверждать что ряд крупных поселений, несомненно являвшихся центрами соответствующих округов IX-начала XII вв., переживает резкий упадок, начиная со второй четверти - середины XII в. Вероятно, в системе управления и сбора дани с центральных областей Новгородской земли в этот период произошли перемены. Несомненно, институт погостов претерпел значительную эволюцию в XI-XVI вв., и его первоначальное значение отнюдь не адекватно позднейшему.
В тех регионах, где основную массу населения на рубеже I-II тыс. н. э. составляли потомки носителей культуры длинных курганов, в древнерусское время наблюдается значительная перегруппировка населения. По-видимому, развитие системы земледелия вызвало в XI-XII вв. значительный отток его на пустовавшие прежде земли (в том числе на Гдовское взгорье и Ижорское плато). Позднедревнерусские памятники у Поплюсья и среднего Полужья в значительной части представляют собой результат вторичной колонизации менее удобных районов. Сравнительно стабильным, по-видимому, остается население тех регионов, где, на основе симбиоза культур сопок и длинных курганов, появляется новый тип могильников - курганы «славенского типа» или «курганы на стыке ландшафтов» (Верхнеплюсский и Сумерский). В целом формирование границ средневековых округов на этой территории происходит позднее, чем на верхней Луге и Оредеже.
Литература.
Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков. 1988.
С.Л. Кузьмин, А.В. Петров, Е.Б. Рубина
Опыты комплексного картирования памятников археологии
на Северо-Западе новгородской земли
(бассейн р. Плюсса)
В бассейне р. Плюсса, как известно, происходит наложение ареалов двух основных групп погребальных памятников второй половины I тыс. н.э. - сопок и длинных курганов. Именно поэтому здесь ярче всего прослеживаются закономерности размещения различных типов памятников в определенных приуроченность сопок к суглинистым почвам, а длинных курганов к песчаным. Картирование сопок и длинных курганов в бассейне р. Плюссы полностью подтверждает справедливость этого вывода. В размещении памятников культуры длинных курганов прослеживается следующая, структура: комплект-гнездо-регион. Комплект состоит из нескольких курганных групп, расположенных друг от друга, на удалении не более 0,5 км. В ряде случаев в состав комплекта входит городище с определенным типом фортификации (Люботежь, Большое Крюково, Щир). Два-три комплекта удаленные друг от друга на 5-8 до 10 км, образуют гнездо. Внутри гнезда имеются изолированные, не связанные с каким-либо комплектом памятники, обычно находящиеся на периферии гнезда. Рассматриваемая территория вместе Верхним Полужьем, районом озера Самро и восточным побережьем Чудского и Псковского озер представляет достаточно целостный регион, с четко очерченными границами. Население, оставившее сопки, проникает в бассейн Плюссы из Верхнего Полужья, через Врево-Череменецкое межозерье (по реке Городоньке). Отметим сравнительно небольшое число сопок в бассейне Плюссы: все они сосредоточены в ее верхнем течении и большинство насыпей «сопочного типа» находится в составе комплектов, включающих городища мысового типа, защищенные с напольной стороны валом и примыкающего к нему селища (Сковородка, Курея, Которск). Кроме сопок и могильников культуры длинных курганов можно выделить еще одну группу погребальных памятников второй половины I тыс. н.э. Это высокие (до 2 м и более) насыпи, встречающиеся поодиночке и в группах. В отличие от высоких насыпей в группах с длинными курганами у них не прослеживается ровик-подрезка. Близкое расположение курганов в группах отличает их от сопок, вытянутых, обычно, цепочкой на значительном расстоянии друг от друга. Иногда в состав групп входят и невысокие полусферические курганы, у которых также отсутствуют четко выраженные ровики. Памятники подобного типа расположены в специфических условиях стыка ландшафтных зон - на границе массивов песчаных и суглинистых почв («курганы на стыке ландшафтов»), в местах близкого «соседства» сопок и длинных курганов.
В первой половине II тыс. н. э. в бассейне Плюссы существуют курганные, курганно-жальничные и жальничные могильники. Могильники с древнерусскими курганами образуют довольно плотное скопление в районе Щирского озера, преимущественно к югу и востоку, где ранее сооружались «курганы на стыке ландшафтов». Та же связь прослеживается и на остальной территории. Еще более эту связь подчеркивает существование в одних могильниках «курганов на стыке ландшафтов» и древнерусских курганов (Битино-1, Дворище-1, Полицы-1, 2, Заручье). В целом для древнерусских памятников характерно тяготение к обширному массиву суглинистые почв в бассейне р. Люты и вокруг озер Черное и Щирское. Вне этой территории обнаруживается тенденция к расположению могильников и поселений по берегам крупных рек, которые имели большое хозяйственное и коммуникационное значение.
Сопоставление археологической карты памятников первой половины II тыс. н. э. с данными Писцовых книг, позволяет сделать вывод о том, что система расселения, зафиксированная письменными источниками для конца XV-XVI вв., формируется в древнерусское время, и в свою очередь, доживает до рубежа XIX-XX вв.
Литература.
Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков. 1988.
В. А. Буров
Новгородская округа (кон) в IX-XII вв.
Изучение волости в земле смоленских кривичей показывает, что в основе административно-территориального деления Руси в это время был так называемый кон, восходящий к родовой основе. Кон являлся низшей структурной единицей малого племени. Признаками кона были: 1. Наличие гнезд поселений, которые отождествляются с вервями-концами (слова «вервь» и «конец» этимологически являются синонимами; «вервь» - а) веревка, шнур; нить; б) мерная веревка, измерительный шнур; в) территориальная община; «конец» - а) нить, нитка; б) мера длины; в) часть территории, преимущественно окраинная; городская община). 2. Наличие старейшего поселения, укрепленного или неукрепленного. 3. Наличие городища - убежища. 4. Наличие святилища и сакральной зоны с курганными могильниками. 5. Затухание местного центра в конце I тыс. н. э. в связи с утверждением на Руси новой великокняжеской династии Рюриковичей. 6. Появление в конце XI - начале XII в. феодальных замков в отдельных концах-гнездах в связи со становлением вотчины.
Кон - явление универсальное на Руси (возможно, и общеисторическое для раннеклассовых обществ). Он будет вывялен повсеместно. Доказательство тому - выявление нами кона в Новгородской округе.
Окрестности Новгорода в настоящее время хорошо изучены в результате археологических разведок Е.Н. Носова. На реках Волхов, Веряжа, Прость, Волховец зафиксировано свыше 20 раннеславянских памятников. Карта памятников опубликована. Изучение этих данных позволяет выделить несколько гнезд-концов поселений конца I тыс. н. э. (на р. Веряжа, р. Прость, на левобережье Волхова в районе Хутыни). Еще одно скопление памятников, возможно, было в устье р. Мста. Старейшим памятником, центром данных гнезд было городище Холопий городок при слиянии Волхова и Волховца. Здесь найден клад сельскохозяйственных орудий начала IX в., что свидетельствует о ранней дате памятника. Это городище могло также быть убежищем для ближайших поселений в минуты опасности. Для поселений Приильменья функции убежища исполняло городище Серговский городок; культурный слой здесь отсутствует. Е.Н. Носов и считает убежищем.
В нескольких километрах от Холопьего городка выявлено капище близ Хутыни. По соседству на правобережье Волховца располагалась сакральная зона с курганными могильниками, в том числе и на Волотовом поле.
В конце I тыс. н. э. жизнь на Холопьем городке замерла. Наконец, последняя черта - возникновение на рубеже XI-XII вв. феодальных замков в концах - реализуется в городище Георгий на р. Веряже.
Рюриково городище и тянущие к нему городские (Славенский, Неревский и Людин) концы - явление не местного порядка, они связаны с образованием Новгородской федерации и размещались на землях «внутри» одного из конов, у истока Волхова, а сама структура «Рюриково городище - городские концы - Перынь» представляла собой не что иное как структуру кона (кон в коне).
Целенаправленные археологические поиски,без сомнения, выявят коны повсеместно. Не сомневаюсь, что коном была и волость Ляховичи, известная по грамоте Всеволода Метиславовича 1134 г. Археологическое обследование территории чанной волости позволит проверить нашу теорию.
Литература.
Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков. 1988.
В.В. Седов
Распространение христианства в Древней Руси
(по археологическим материалам).
До начала XI в. (после 988 г.) можно говорить лишь христианизации какой-то части городского населения Киева и Новгорода.
В XI-первой половине XII в. сельское население Древней Руси остается языческим целиком, о чем отчетливо свидетельствуют курганные древности. Обычай сооружать курганные насыпи для погребений получил повсеместное распространение в лесной и лесостепной полосах славянского расселения с VI-VII в. и обусловлен языческими представлениями. Древним погребальным ритуалом славянства было трупосожжение. Посмертная кремация глубоко связана с языческим мировоззрением ранних славян и уходит корнями к индоевропейскому прошлому.
В конце IX-X вв. обряд трупосожжения в северной части славянского мира постепенно вытесняется ритуалом трупололожения. При этом курганный обряд погребения сохраняется и не претерпевает каких-либо изменений. Переход от кремации умерших к ингумации никоим образом не связан с христианской религией. Анализ курганных погребений XI-XIII вв. и вещевых инвентарей их сопровождающих вполне определенно говорит о том, что восточнославянские курганные могильники являются языческими кладбищами.
В XI - первой половине XII в. сельское население Древней Руси хоронило умерших по языческим ритуалам на курганных кладбищах без каких-либо признаков христианского влияния. В основной части восточнославянской территории трупоположения совершались не в могильных ямах, а на горизонте, основаниях курганов с явными элементами языческого культа огня. Так, в Верхнем Поднепровье господствовал ритуал очищения огнем площадки, предназначенной для умершего, на Псковщине огнем очищалась вся площадь, выбранная для погребальной насыпи. В других местностях ритуальные костры разжигались в моменты захоронения умерших. Погребальные площадки окружались ровиками, в которых разводились культовые костры, или оградками-частоколами, также сжигавшимися в ритуальных целях. Элементы огнепоклонства присутствуют почти во всех древнерусских курганах XI-первой половины XII вв. О принадлежности погребенных в курганах этого времени язычеству свидетельствует положение умерших с вытянутыми вдоль тела руками, с сосудами, наполненными ритуальной пищей, и обильным вещевым инвентарем.
Находки крестиков XI-начала XII вв. сосредоточены преимущественно в древнерусских городах. Курганные находки их малочисленны, а местоположение крестиков на погребенных свидетельствуют о том, что они обычно использовались в это время не как христианские символы, а как украшения.
В XI в. христианизация затронула лишь население крупных городов Руси. Второй половиной XI в. датируется исчезновение курганного обряда в городских центрах. Так, к концу этого столетия прекращает функционировать киевский курганный некрополь. Раскопками в Пскове установлено, что последние захоронения в городском курганном могильнике определяются серединой или второй половиной XI в., а на рубеже XI и XII вв. площадь, занятая могильником, застраивается разрастающимся городом.
О том, что Русь в XI в. оставалась в значительной степени языческой, говорит церковное строительство этого времени. В конце X - первой половине XI в. на Руси было построено, судя по летописям и данным археологии, всего 7 хрнстианских храмов в четырех городах (три в Киеве, два в Новгороде и по одному в Чернигове и Тмутаракани). Во второй половине этого столетия воздвигается еще 18 церквей в семи городах, преимущественно в южнорусских (в Киеве - 8, в Переяславле Южном - 5, по одному в Вышгороде, Нов городе Северском, Смоленске, Полоцке и Новгороде).
Процесс христианизации сельского населения Древней Руси протекал в разных ее землях неравномерно. В южнорусских землях, где находились такие центры христианства как Киев и Переяслав, вытеснение языческой религии было более интенсивным. Однако в целом курганные захоронении XI-XII вв. полян, волынян и древлян не дают оснований говорить о широком распространении христианства в среде деревенского населения. Положение рук погребенных и единичные находки крестиков указывают на языческий характер этих курганных трупоположений. Захоронений XII в. в южнорусских курганах еще много, но в течение этого столетия их число постепенно уменьшается. Исчезновение обычая сооружать курганные насыпи в южнорусских землях датируется рубежом XII и XIII вв., что является показателем христианизации сельского населения.
В лесной зоне Восточной Европы языческий обряд захоронения бытовал в течение всего XIII в. Однако во второй половине XII в. здесь наблюдаются существенные изменения в курганной обрядности: 1. Обусловленный языческим мировоззрением культ огня постепенно отмирает. Разведение ритуальных костров при трупоположениях становится не обязательным, а затем этот обряд исчезает вовсе; 2. Умерших все чаще и чаще помещают не на горизонте, а в могильных ямах, подобно тому, как это делалось на христианских кладбищах. К, рубежу XII и XIII вв. обычай хоронить умерших на горизонте исчезает совсем; 3. Если при захоронениях на горизонте покойников, как правило, клали с вытянутыми вдоль тел руками, то теперь умерших все чаще и чаще хоронили со сложенными на груди (или на животе) руками. Правда, какая-то часть погребенных в подкурганных ямах сохраняет языческое положение рук; 5. Предметов положенных в могилы с умершими, становится все меньше и меньше. Резко сокращается количество захоронений, сопровождающихся сосудами с ритуальной пищей. Появляется множество безинвентарных погребений и число их со временем возрастает;
Увеличивается количество курганных захоронений с нательными крестиками.
Отмеченные особенности погребальной обрядности, безусловно, отражают воздействие христианства. Это - первый этап проникновения новой религии в сельскую среду. В курганах второй половины XII-XIII вв. выявляются и единичные захоронения христиан.
Этот процесс совпадает с широким церковным строительством во всех землях Руси. Если в XI в., как отмечалось выше, на Руси было выстроено 23 церкви, то в первой половине XII в. уже 38, а во второй половине этого столетия строится 112 храмовых строений в 28 населенных пунктах. Еще 31 церковь была выстроена в первой трети XIII в. Существенно то, что свыше 2/3 храмов этого периода приходятся на северные районы Руси.
Вторая половина X - первая половина XIII вв. были периодом, когда в сельских местностях язычество еще сохраняло свои позиции. Лишь к концу XIII в. наблюдается почти повсеместное исчезновение языческого обряда погребения.
Усиление позиций христианства во второй половине XIII в обусловлено в какой-то степени поражением Руси при нашествии татаро-монгольских орд. Лишь на окраинах Руси, например, в Водской земле, курганный обряд продолжал функционировать и позднее в течение XIV и отчасти XV вв., свидетельствуя об устойчивости языческих традиций.
Литература.
Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков. 1988.
А.А. Александров
Неуловимый погребальный обряд
Для целого ряда близкородственных археологических культур раннего железного века в лесной зоне Восточной Европы - культуры штрихованной керамики, днепро-двинская, юхновская, верхнеокская - погребальные памятники остаются неизвестны. «В этой северной культурной зоне преобладали какие-то похоронные обряды, не оставляющие для археологов почти никаких следов», - писал в 1976 г. Д.А. Мачинский. И продолжал: «Не являются ли венеты Тацита пришельцами из южных областей этой зоны, принесшим с собой и археологически неуловимый погребальный обряд?» Так было сформулировано понятие «археологически неуловимого погребального обряда», предполагающее неплохую обследовнность территории, а нечто такое, что выходит за пределы традиционных методов археологического исследования.
Известно, что поклонение водным стихиям широко распространено у многих народов. Так, славяне по Густынской летописи «кладезям, езером, рощениям жертвы приношаху». Здесь же упоминаются и обряды с бросанием человека в воду и обливание водой. По этнографическим данным (Л.Н. Виноградова, 1981) воду первоначально представляли как стихию, через посредство которой можно связаться с миром умерших. Перед свадьбой ходили к воде, чтобы узнать, будет ли одобрен союз умершими предками. В память об умерших наполняли сосуд водой и выливали ее обратно. При гаданиях в воду бросались разогретые камни, камни из каменки - в прорубь, угольки из печи - в воду. Существовали поверья, что после смерти душа погружается в воду, находящуюся в доме. Были поверья, связанные с печью и водой - крошки с рождественского стола бросали в печь или в колодец, реку.
В литературе указывалось на полный параллелизм обрядов, связанных с сожжением в огне и потоплением в воде (В.В. Иванов, О.Н. Трубачев, 1974). Существовал даже купальский обряд с последовательным сожжением и потоплением конского черепа. В восточно-славянских погребальных обрядах потопление чучела Купалы сопровождалось возжиганием костра. Даже само имя «Купало» связано с одной стороны с водой - «купанье», с другой - с огнем - «костер», т.е. в нем присутствуют оба элемента противопоставления огонь - вода. Видимо, подобные представления отразились также и в обряде очищения сожженных костей в воде. Согласно поверьям, славянский рай - вирий, вырий, ирий - где живут умершие предки, может быть достижим разными путями. Птицы туда могут улететь, а могут спрятаться «в криницах, реках и озерах», т.е. в воде. Гадюки и змеи лезут в вырей по деревьям. По тем же поверьям, осенью ласточки прячутся в воде, а весной возвращаются по воздуху (А.А. Афанасьев, 1983). В свою очередь, слово «вир», «вирий» имеет любопытные параллели. Это соответствующие старинные редкие имена Вир, Вирий и многочисленные народные обозначения словом «вир», водоворота, омута в глубоких местах рек и озер и тому подобные значения, связанные с водой. В диалектах это родник, озерцо, колодец, исток реки, источник, ручей, окно в болоте, топь, болото и т.д., а также в значении «вихор на голове». Существует целая серия пословиц со словом вир с теми же значениями. Поговорки и сказки связывают реки, озера, болота, омуты также с обитанием чертей, имеющих много золота, серебра.
Таким образом, с водной стихией связан ряд поверий и обрядов. Из них наиболее интересен обряд последовательного сожжения и потопления в воде сожженных костей. На мой взгляд, он отражает законсервированный традицией весьма архаичный погребальный обряд. Этнографические параллели этому обряду существуют поныне. Так, в Индии останки умершего после сожжения на костре собирают в глиняную посуду и бросают ее в воду (М. Гангулова, 1969).
Погребения в воде VIII-XI вв. были найдены в Литве в 10 м от берега оз. Обяляй. Захоронения совершались в урнах: в воде был найден бугор из пепла, угля, сожженных костей, перемешанных с обожженными вещами и фрагментами сосудов. В.Ф. Урбанавичюс (1987) полагает, что такой обряд был характерен для всей культуры штрихованной керамики, но изучение памятников этого типа затруднено толстым - до 10-15 м - слоем придонного ила, который имеется и на оз. Обяляй.
Некоторая возможность для прогнозирования такого рода могильников дает гидронимия: так, в Печорском районе Псковской обл. имется озеро с двойным наименованием - Таглицкое или Мёртвое. Кроме того, представляются перспективными для поиска места слияния рек, которые по представлениям славян особенно благоприятны в противоположность местам раздвоения реки. У места слияния рек имеются и курганные группы.
Погребения в воде специально никогда не искались: они были встречены случайно. Работа в этом направлении представляется весьма перспективной,
Литература.
Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков. 1988.
БВИ. М. 2009.