Сланцы и Сланцевикй район. Курганы

Oct 23, 2019 04:28





Курган № 89 в д. Куклина Гора. Исследован и описан В.Н. Глазовым в 1900 г. Иллюстрация из книги А.А. Спицына «Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова» .

Курганы

Как жили люди в нашем крае тысячи лет тому назад, в самые далекие-далекие времена, никто сегодня уже не скажет. Лично я как краевед знаю единственную находку, сделанную на территориях нашего района, которая относится к эпохе неолита. - Это ритуальный неолитический топор, сделанный из черного камня, отполированный древними мастерами до блеска.

Топор был найден кем-то в устье реки Втроя, где она впадает в величественную реку Нарову. Очевидно, что в этом месте древние люди ловили рыбу, которой здесь всегда было много. Самые ценные породы рыб в реке Нарове были - лосось и угорь. Лосось приходил сюда из Сааргасова моря, а угорь, очень похожий на змею, шел в Чудское озеро из Атлантики. Он имеет особенность выползать на сушу и лакомиться лягушками и прочей живностью.

Между тем, в Сланцевском историко-краеведческом музее имеются предметы из раскопок 1950-х годов, производившихся на реке Нарове в Ольгином Кресте. Тогда археологи в курганах нашли разного рода браслеты и украшения, которые сотни лет назад носили жители Принаровья. Примечательно, что Псковская летопись под 1341 годом жителей эстонского Принаровья называет «норовцы»: «Карп с дружиною сретошася с Немци [и] с норовцы на Коушели оу села на болоте».



Видимо, «норовцы» обладали известным нóровом и относились к жителям Кушелы и Кушельской губы с неприязнью. Дело в том, что уже в XIII веке немцы достигли границ русского мира и установили свое владычество по западным берегам Чудского озера, которое они называли - Пейпус. Ровно так же они стали в левобережье реки Норовы и нередко совершали оттуда набеги на русские земли, на что наши предки отвечали ровно такими же набегами.

Об этих стычках на Чудском озере и на реке Нарове можно встретить краткие упоминания Псковских и Новгородских летописей. Не случайно при этом, что в 1341 году молодые жители города Пскова пошли по какой-то причине «воевать Занаровье», то есть пошли походом через псковское село Кушелу в левобережье реки Нарова, в современную эстонскую землю Вирумаа: «…догадавшеся псковичи пешцы молодые люди поидоша воевать Занаровьа [и было их] 50 муж».

По сведения летописей на реке Нарове издавно жило «норовистое племя» «нарóва», оно же - «норóва», относившееся к чудской группе племен. Со временем оно было вытеснено с правобережья реки Наровы дружественным Новгороду племенем «водь», которое совместно со словенами Новгорода образовывало на западе Новгородской земли Водскую пятину, большую область, простиравшуюся от озера Ильмень до берегов Финского залива.

«Первое упоминание о нарове встречается в тексте «Повести временных лет» в перечислении племён под властью киевских князей. Следующее достоверное упоминание наровы в русских летописях относится к 1069 году»[1].

До революции на территориях современного Сланцевского района работали экспедиции археологов Л.К. Иановского и В.Н. Глазова, которые исследовали много курганов, которые в местной традиции получили названия «грымы», «гремки» или «гремья». - Отсюда в русском народе существует выражение: «Загреметь на кладбище». Все мы знаем при этом в Пскове так называемую «Гремячую башню».

На Долгом озере и в его округе работал непосредственно Л.К. Ивановский, и по его исследованиям была выпущена богато иллюстрированная книга «Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского» (СПБ. 1896).

Земский же начальник В.Н. Глазов работал непосредственно на территориях современного города Сланцы на старых кладбищах в деревнях Большие и Малые Поля, а так же в деревне Гостицы. По его исследованиям в свою очередь была выпущена еще более богато иллюстрированная книга А.А. Спицына «Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова» (СПБ. 1903). Сохранились воспоминания краеведа старшего поколения Ф.А. Чуркина о пребывании в.н. Глазова в его родной деревне Ужово, расположенной на реке Плюсса в современном Гдовском районе. Федор Алексеевыич оставил при этом замечательную книгц личных воспоминаний о годах своей юности в родном селении Ужово. К сожалению, она осталась автором неизданной до сих пор, и потому наш долг - со временем издать это замечательное сочинение для нужд сланцевской публики.

Краевед А.Ю. Дорошенко нашел и описал материалы о В.А. Глазове в архиве Института материальной культуры в С.-Петербурге и издал свой очерк о нем в книге, изданной им за свой счет[2]. Книга эта называется «Плюсское притяжение» и представляет несомненный интерес для всех, кто вознамерится изучать историю родного города и края.

Рассматривая археологические материалы Ивановского и Глазова, мы видим, что жители этих мест хоронили усопших совсем по-другому, нежели их хоронят сегодня на местных кладбищах. - Все говорит о том, что народные обычаи с течением времени меняются, и определяются в основном верованиями человека.

Сегодняшний обряд похорон обусловлен приходом на наши земли традиций христианства, а до того в обряде просматривались явные моменты так называемого «язычества».

В деревне Горбово черные копатели раскопали к сожалению своему так называемые «пустые курганы», в которых никаких находок не было, а были всего лишь кальцинированные фрагменты сгоревших костей. Из этого следует, что полторы тысячи лет назад в этой конкретно деревне усопших сжигали на кострах, ровно так сжигали, как это делают сегодня в Индии.

Много позже в этом же конкретно микрорегионе людей уже ложили на целик, или же в неглубокие ямы, и по-прежнему насыпали над могилой курганную насыпь.

На костяках в этих случаях оставались в неприкосновении небогатые украшения в виде бус, височных украшений и колец на пальцах. Рядом с усопшим иногда ложили нож, горшок, монеты и прочие немудреные вещи сельского обихода. У бедных крестьян в то время золота по определению никогда не было.

Сегодня на наших кладбищах, в полях и по лесам курганов и жальников становится все меньше и меньше. Все они подвергаются распахиванию и своду в результате хозяйственной деятельности человека. Разного рода гробокопатели лазят с миноискателями и тревожат при этом дух предков. Совсем люди страх потеряли, и совесть. - Их быдлячая деятельность при этом не имеет с наукой и археологией ничего общего.

[1] Нарова (племя). Википедия.

[2] Дорошенко А.Ю. Странный начальник // «Плюсское притяжение». СПБ. 2016. Сс. 5 - 44.

Л.К. Ивановский, Кушела, А.Ю. Дорошенко, В.Н. Глазов, курганы, нарóва

Previous post Next post
Up