https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D1%80%D1%8F_(%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4)
В 1964 г. на экспериментальном заводе ЛИВТа был построен мелкосидящий глиссирующий пассажирский теплоход мощностью 830 л.с. с водометным движителем. При осадке 0,5 м и пассажировместимости 60 человек, теплоход развивал скорость 40-45 км/ч. Результаты его испытаний помогли разработать улучшенный проект, и в 1966 г. на московском ССРЗ началось серийное строительство таких судов, получивших общее название «Заря» (выпускались по 1985 г.).
Теплоходы «Заря» строились по двум проектам: 946 (с 1965 по 1981 годы) и Р-83 (с 1971 года по 1985 год) на Московском судостроительном и судоремонтном заводе. В рамках каждого проекта существовали модификации,имевшие незначительные отличия. Разработку проектов судов выполнили в ЦНИИ им. академика Крылова (гидродинамика, движительно-рулевой комплекс), ЦТКБ Минречфлота СССР (общая разработка проекта, разработка конструкции судна), экспериментально-исследовательский завод ЛИВТа (строительство опытных образцов) при участии специалистов Московского судостроительного и судоремонтного завода (разработка технологии производства).
Когда началась разработка теплохода в 1962 году, в его конструкцию был заложен ряд конструктивных особенностей, не имеющих на тот момент аналогов в отечественной и мировой практике:
- комбинированные обводы: в носовой части - обратная килеватость («морские сани»»), а в кормовой части - нормальная килеватость. Согласно замыслу конструкторов, такая форма должна была облегчить судну прохождение мелководных каменистых участков.
- широкое использование стеклопластика, что позволяло существенно облегчить конструкцию.
- одноступенчатый водомет без спрямляющего аппарата. В экспериментах со спрямляющим аппаратом было получено столь незначительное увеличение скорости, что установка его оказалась нецелесообразной.
- воздушная смазка днища. Хотя патенты на такой способ снижения сопротивления движению судна существовали еще в XIX веке, практическое применение на серийном судне состоялось впервые в мире.
- возможность причаливания к отлогому берегу.
Заводом выпускались суда номерные без имени собственного («Заря 1», «Заря 2» и т. д.). Суда проекта Р-83 имели название серии «Заря-Р», причем при указании номера буква «Р» записывалась после цифр, например «Заря-207Р», «Заря-317Р», «Заря-343Р». Позже некоторые суда получили имена собственные.
Корпус судна выполнялся из алюминиево-магниевого сплава АМг-5. Многие элементы надстройки были сделаны из стеклопластика.
Суда проекта 946 имели обводы типа «морские сани» с переходом в выпуклую килеватость в кормовой части, а суда проекта Р-83 - типа «тримаран». Благодаря таким обводам форме днища и низкой осадке (0,5 м) суда могли причаливать к берегу в местах, не оборудованных причальными сооружениями. При этом спуск трапа не требовался, так как теплоход выходил носом на берег. Для снижения гидродинамического сопротивления использовалась воздушная смазка днища. Более того, форма днища и водометный движитель позволяли «Заре» ходить по неглубоким засоренным водоемам, в том числе и лесосплавным рекам с обилием деревянного мусора.
Судов первоначального проекта 946 было построено чуть больше 40 единиц. Модифицированного проекта 946А около 140 единиц. Проекта Р-83А было построено около 200 единиц. Суда первоначального проекта Р-83 («Заря-149Р», «Опытный-4») остались опытными и в серию не пошли.
Теплоходы проекта Р-83 отличались от более ранних, проекта 946, угловатыми формами надстройки, отсутствием верхних иллюминаторов, улучшенной шумоизоляцией, формой воздухозаборника, иным расположением гальюна.
По данным же официального сайта Московского судостроительного и судоремонтного завода, за годы производства было выпущено 556 единиц теплоходов типа «Заря» всех проектов. Интересно отметить, что на архитектурно-конструкторские решения по серии глиссирующих теплоходов типа «3аря» (изобретатели Н.Я.Шмуйлов, В.В.Расторгуев и др.) было выдано 8 зарубежных патентов.
Появления на реках СССР теплоходов типа «Заря» произвело настоящую транспортную революцию в районах с неразвитой дорожной сетью и мелководными реками, не оборудованными причалами (Сибирь, Урал, Дальний Восток и Северо-Запад России). Привычными видами транспорта для жителей этих районов были лодки. Речные суда традиционного типа обладали малой скоростью и не могли подходить для посадки/высадки пассажиров к необорудованному берегу. «Зари» обеспечили надежную связь между маленькими поселками на берегах рек и райцентрами (городами), перевозили туристов, грибников, дачников. Кроме того, эти теплоходы экспортировались в Польшу, Чехословакию, Китай, и, возможно, в другие страны.
До конца 80-х годов речные суда типа «Заря» были самыми массовыми скоростными судами в СССР. Правда, у этих теплоходов был ряд недостатков (низкая комфортабельность, неэкологичность, некоторые конструктивные недоработки), и им на замену должны были прийти суда типа «Линда», но экономические проблемы и последующий развал СССР не позволил выпускать их серийно.
Не менее популярным «речным трамвайчиком» был и первый пассажирский речной теплоход на воздушной подушке скегового типа «Горьковчанин», впоследствии, получивший название «Зарница». «Горьковчанин» был создан в 1968 г. по проекту, разработанному на основе исследований научных сотрудников ГИИВТа.
В 1969 году теплоход совершил свой первый рейс с пассажирами. В ходе обкатки теплоход ходил по маршруту Горький - Москва. После всесторонних испытаний и корректировки проекта суда данного типа, получившие название «Зарница» (проект 1435), начали строиться серией на Судоремонтно-судостроительном заводе им. Урицкого в г. Астрахани (головное судно «Зарница-1» на 48 пассажиров сдано в эксплуатацию в 1971 г). Всего было выпущено более 130 «Зарниц» (строились по 1983 г.).
Правда и на этот раз, по мнению некоторых специалистов, судно имело ряд серьезных недостатков. Одно из главных заключалось в том, что даже применение воздушной подушки слабо уменьшило гидродинамическое сопротивление. В результате скорость судна оказалась очень низкой: в порожнем состоянии - порядка 30 км/ч, а у груженого падала до 10-15 км/ч. Экономические показатели оказались даже хуже, чем у более скоростных глиссирующих теплоходов типа «Заря». Дальнейшее совершенствование проекта привело к появлению новой модели судна, получившего название «Луч», который и выпускался в нашей стране до середины 1990-х годов.
Расположение внешних элементов: 1 - машинное отделение; 2 - воздухозаборник; 3 - выхлопной патрубок; 4 - сопла гидрореверса5 - привальный брус; 6 - рым; 7 - окна пассажирского салона; 8 - верхние окна; 9 - козырёк отверстия вытяжной вентиляции; 10 - антенна КВ-радиостанции; 11 - мачта; 12 - входные двери; 13 - прожектор; 14 - леерное ограждение