Газета «Гдовский голос». 1917

Oct 18, 2019 10:21





Газета «Гдовский голос»

1917

В Государственной публичной исторической библиотеке на Старосадской улице (Москва) гдовской переодики начала ХХ века совсем немного. Имеется два номера «Гдовского вестника» за 1921 год и несколько номеров «Гдовского голоса» за 1917 год. Последняя газета выходила в историческое для России время, когда царь Николай II отрекся от престола и к власти пришло Временное правительство господина Керенского. Мне показалось интересным содержание ряда материалов. Часть из них в кратком изложении представляю на суд читателя. Политические воззвания, комментарии, политические статьи сегодня не так злободневны. Примечательны заметки бытового и культурного характера, живо рисующие жизнь Гдова и его волостей. Кстати, сообщений с мест очень немного. Как и сегодня существенную часть составляет официоз. Литературные опусы идут вперемешку со статьями. Иллюстраций, за исключением одной, нет. Дизайн газеты скромен. Размер и формат близок современной газете «Знамя труда». Периодичность не менее двух экземпляров в неделю. Адрес редакции: ул. Юрьевская, дом генерала Василевича. Подписка на месяц - 55 копеек, цена номера -7 копеек. Редактор - П. Преображенский. Его подписи стоят под многими сообщениями и стихами. Интересно, что «Гдовский голос» имел девиз, который в первых же номерах поменялся. Первоначально он звучал: « Да здравствует свободная Россия!» Впоследствии: «Да здравствует демократическая Россия!»

Итак:

№1 14 апреля 1917.



«Товарищи корреспонденты! Немедленно шлите в редакцию «Гдовский голос» свои сообщения о жизни деревни. Не стесняйтесь ни формой, ни языком».

Одно из сообщений называлось «О демократических народных началах». В нем подчеркивались отмена смертной казни, политическая амнистия, уничтожение вероисповедальных и национальных ограничений. На развалинах самодержавия звучал лозунг: «Право, равенство, свобода». Иные заголовки: «В единении - сила», «Наша свобода», «Временная уездная исполнительная продкомиссия».

Под псевдонимом «Пр-ский» напечатан стих занятного содержания:

Адам пахал поля,

А Ева пряжу пряла…

Трудящимся тогда

Земля принадлежала.

- - - - - - - - - - - - - - - -

Отрадами труда

Адам и Ева жили

Где ж были господа?

Где дармоеды были?

7 апреля милиционерами на Петроградском проспекте были задержаны несколько возов рыбы - контрабанда в г. Нарву. Выражалось сожаление, что она не предназначалась для «пустых желудков граждан Гдова».

Где-то и кто-то сетовал, что после «Великой революции» все поголовно стали гражданами. Сообщалось, что Иван Иванов, 16 лет, украл четвертку чая. В деревне Прибуж два дезертира, Петухов и Шабанов, напившись стреляли из винтовок и устраивали дебош. К счастью, хулиганов удалось схватить, хотя они отстреливались. В Гдове возмущенная толпа пыталась отбить арестованных. Вопрос о дезертирстве неоднократно освещался на страницах Голоса. В имении Исаково Осьминской волости при преследовании убит известный грабитель Юган Лейтер. Трудовой народ смог спокойно вздохнуть и работать.

На Пасхальной неделе в Гдове состоялось несколько спектаклей. В них блистали артисты профессионалы: гг. Владимирова, Кубарев, Рожков-Ленский и любители. Ставились пьесы серьезного и легкого содержания: «Жертва Эгоизма», «Денщик подвел», «Каторжник», «Княгиня Капучидзе» и «Вова в отпуску».

В последующих номерах сообщалось о бенефисе Рожкова-Ленского. 23 апреля состоялся «Вечер смеха». В рекламе спектаклей указывалось: «Начало в 8 часов вечера. По окончании - танцы, до 3 часов вечера». По всему видно, что театр играл значительную роль в жизни Гдова.

Особо рекламировался Заем свободы. В первом же номере давалось краткое объявление. Впоследствии о займе печатались большие передовицы, где сообщались все условия и пункты подписки. Многие из деревень входят в современный Сланцевский район. В конце номера напечатано, что найден кошелек и к кому за ним обращаться.

№ 2 от 18 апреля начинался материалом «Заем свободы». Статьи: «Кому земля», «Крестьянину - гражданину», «Мысль в тюрьме». Крупно призыв: «Празднуйте 1 Май».

Статистика под заголовком «Хроника» дает интересные цифры отходничества. На 200 тысяч населения уезда в 1917 году 55729 человек работали не на земле. Из них: 38% - в Петрограде, 19,2% - по деревням, 18% - в губернии, 18% - только в своей деревне,28%- промысловики. Мостовщиков насчитывалось -748, мусорщиков - 71, обойщиков и декораторов -22, водовозов-17, трубочистов и фонарщиков - 17.

Интересно описание празднования 1 Мая в Спицино-Рудно. С утра со «знаменами свободы» у храма стали собираться люди. С такими же знаменами явились школьники и матросы Чудской базы. Около 11 часов собравшиеся вступили в храм где был отслужен молебен. После него присутствующие сфотографировались на память у храма, где звучали многочисленные речи агитаторов, прерываемые криками «Ура». Манифестация продолжалась до 16 часов, пока народ не разогнали снег, дождь и ветер.

№ 4 за 26 апреля опять начинается материалом о Займе свободы. Какая-то заметка сообщала, что крестьянские лошади у знаменитых торговых рядов за время долгого стояния трусят сено и производят навоз. Пора бы властям по этому поводу возвести сенные кормушки.

Сообщалось о создании спиритической партии «чапровцев». Эти с какой - то «архангельской программой» провозглашали: « Долой эстонцев, евреев, чиновников и женщин!» Совет гдовичам звучал: «Остерегайтесь спиритов!».

В номере 5 за 30 апреля редакция призывала писать только на одной стороне писчего листа, чернилами, разборчиво и обязательно подписываться. Крупно сообщалось «Постановление собрания крестьянских депутатов от волостей уезда», которое проводилось 29 апреля. Собрание делегировало на Всероссийское собрание нашего земляка, депутата от Выскатской волости, Василия Евгеньевича Евсеева. За него подали 23 голоса. Был и другой депутат. В одном из уездных органов известен Любомудров, возможно, житель Скамьи.

В номере 9 от 20 мая есть сообщение из этой деревни. 29 мая (?) там организован Комитет общественной безопасности, состоящий из 11 членов. Цель его - упорядочение местной жизни. Впрочем, «волостной организации почти не существует, чему способствует некий Тихомиров, призываюший не платить подати, уничтожать земские станции и прочее. Взявшись за организацию Волостного комитета, Тихомиров никакого результата не достиг. Торговля в Скамье почти замерла. Нет продовольствия и мануфактуры. Кожзавод почти не работает, обрабатывая едва местную кожу».

В номере 12 опять негатив о Скамье. Там в аптеке бесконтрольно торговали «суррогатами спирта», каплями и настойками. За сим население лечилось до потери сознания.

В статье «Среди духовенства» отмечалась растерянность священства в связи с провозглашенным Временным правительством отделением церкви от государства. Часть служителей открыто настраивали прихожан против властей, часть через газету высказывались в поддержку. Отделение церкви неизбежно вызвало оскудение финансирования церковно-приходских школ уезда, о чем есть сообщения.

29 июня в Доложске ставили пьесу А.Н. Островского «Старый друг лучше новых двух». Артисты-любители организовали сбор в пользу бедных учеников высшего начального училища. Часть денег от сбора пошла в пользу газеты «Гдовский голос». В пользу нее же по подписному листу собрали 30 рублей 20 копеек. Сообщение Сумеркина.

2 июля в Крапивно открыли Летний народный театр. Отстроили его по инициативе учительской интеллегенции при участии крестьян. Сбор пошел на приобретение кинемотографа. В дальнейшем планировалось прибыль пустить на приобретение книг и газет для родной Мошковской волости. Первым поставили Чехова и театральные шутки. Ставили популярную в Гдове пьесу «Вова в отпуску».

В одном из номеров сообщается о попытке создания национальной эстонской организации. К 1917 году на 207 тысяч населения уезда 45 тысяч составляли эстонцы, - более 20%. Проживали они компактно южнее Гдова, в Узменской волости. Народное прозвание этой местности - Чухонщина. В данных за 1862 год здесь вовсе нет православных храмов и часовен. Равно нет храмов эстонских.

Гдовский Совет, приветствуя решение нацменьшинства организоваться, подчеркнул, что национальная ассоциация войти в Совет не может, т.к. он является классовой организацией. Советовали избрать 22 представителя от эстонцев, одного от каждой волости, с тем чтобы часть из них вошли в Совет, но с совещательным голосом.

12 июля 1917 года прошло Первое заседание Гдовского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. От Скарятинской волости прибыл священник Петровский, от Старопольской - Трифанов, от Ложголовской - Яковлев, от Скамейской сапожной артели - Василий Швыров. Некоторым добираться до Гдова пришлось по 100 верст.

2 июня в Черно пытались провести собрание по выборам волостного комиссара, но по причине пассивности населения оно не состоялось.

Гдовский временный суд приговорил некоего В.А. Цыганова к штрафу в 300 рублей. Он занимался незаконной скупкой рыбы на городском базаре до 12 часов дня, пока еще гдовичи не закупили продукты.

По постановлению Чрезвычайного уездного собрания 24 июня населению деревень Филатово, Марьково, Дубок (Гоголевская волость), Первой и Второй Выскатской волости деревень Рудно, Гусева Гора, Лог, Новая Нива, Ребельско, Пустынька, имений Завастье, Речки-Куричек и пустоши Подсосонье разрешили образовать самостоятельную Рудненскую волость. О таком говорят: «По просьбам трудящихся».

13 августа прошли Выборы гласных в Волостные земства.

В одном из сообщений Исполком Гдовского Совета С. Р. и К. депутатов благодарит товарищей рабочих и служащих спичечной фабрики «Сфинкс» (Чернево) за присланные пожертвования в пользу Совета. Сумма составила 175 рублей 75 копеек.

В пространном воззвании бежавших из плена солдат и офицеров приводятся факты бесчеловечного отношения с бесправными узниками со стороны немецких войск и населения. Война с Германией всегда была безжалостна. Тут же приводятся два письма из лагерей в Германии и Дании. В них просьба прислать хотя бы хлеба. Правительства союзников заботились о своих пленных, Россия заботой себя не обременяла. Много ли можно прожить на немецкой баланде? - Тысячи и тысячи несчастных попросту гибли. В то же время пленным солдатам противника, проживающим на разъезде № 4 (д. Едрово), жилось на Гдовщине много вольготней, о чем есть соответствующий материал. Часть дам благоволила к ним. По этому вопросу даже был учинен розыск. Пленные немцы, австрийцы, венгры, французы занимались лесоповалом, самогоноварением и дамами.

6 августа объявлялся митинг трудящихся, сочувствующих Народно-социалистической партии. Намечалось выяснение программы. Начало в 13 часов. В 16 часов собрание членов партии.

31 июля состоялся Съезд земледельцев уезда. На нем произошли волнения. Часть присутствующих вышла митинговать на улицу, где дело дошло до драки. В это время заседание шло своим путем под председательством генерал-майора Сарычева. Явившийся граф Коновницын войти в руководящий состав съезда отказался.

Из Спицино сообщили, что тамошние новые власти вменили мельникам во избежании воровства ввести весы. Там же установили квоты на потери во время помола. Торговцев обязали вывешивать в лавках счета, дабы продажные цены не превышали закупочные более чем на 20%.

Некто Ландберг Григорий, ученик 2-й школы прапорщиков, сообщил, что был в Скамье обворован приезжей парой. Скамейский комиссар Григорий Любомудров не нашел ничего лучшего, как посадить потерпевшего в Вяжищенскую кутузку. Ландберг подвергся оскорблению со стороны комиссара, который отобрал у него оставшиеся 170 рублей денег. Лишь вмешательство знакомца Ландберга из Сыренца вызволило несчастного прапорщика. Тут он уже не удивился, слыша о «захватах и самосудах», имевших место в Скамье.

В одном из выпусков требовали лицам, занимающимся частным извозом, иметь в обязательном порядке на транспорте госномера и утвержденный тариф проезда: сколько стоит езда по городу, сколько до деревень.

Вновь учрежденная милиция провела в Полновской волости рейд против самогонщиков. Реквизировали 10 ведер отравы, 70 разлили на горе производителей. Статья написана с пафосом. Отмечено, что «деревня пьяна и озорлива как прежде», что «это ведет опять к пьяному самодержавию». «Люди пропивают голодную свободу», «как прежде гонят спирт, варят брагу», «интеллигенты не отстают от народной темноты», «народным недугом» заражены учителя и некоторые священники. В Бельской волости пьют на Успение.

В Кольцовской волости упомянуто Марьино, имение князя Дондукова-Корсакова. Управляющий некто Изакин нелояльно относится к крестьянам.

Продавался домашний велосипед, который можно было видеть в магазине «Зингер». Уже тогда велосипеды воровали.

Коротко и броско извещалось, что открыто Ивано-Ручейское отделение Доложского сельскохозяйственного общества. Его адрес: Поля, Петербурской губернии, Гдовский уезд, Иваново-Ручейский погост, Выскатской волости.

Поэт Георгий Фролов зачинал стихи следующим образом:

Шептали странно камыши

Над речкой в тишине могильной

О грезах радостных души

Мятежной, сумрачной и сильной.

В.М. Сойкин, решивший пропагандировать идею выборов в Волостное земство, дает описание своих мытарств в деревнях Лучки и Тухтово. Объявленный им сход в Лучках собрал на 2-3 мужичков исключительно женщин. Одна из них, глянув бумаги, изрекла:

- Хоть што, на бумаге печать антихриста!

- И, и, милая, «Теперь везде печать, правду говорят старики… Быть концу мира!.».

О земле говорили:

- Земля ничья, Божья. Землю тому, кто земледелец.

Церковную землю хотели зимой самовольно поделить, но не решились.

«Граждане Никольщины и Тухтова под влиянием священника недоверчиво относятся к новому строю и ждут кар небесных за низвержение монархии. Нужны большие усилия, чтобы разбудить их.»

- Все это «сициалисты» безбожники наделали. Гибнет Россия.

-Много Вас буржуев смущает народ. Ить сициалисты, пролетаи нашлись…

« Брату- учителю кричали вдогонку: «буржуй» и твердили о том, что учащие ничего не делают, а хотят жалованья побольше (так в Никольщине думали). Вообще, Никольские не любят чтений (книг и газет). Тухтовские являлись в школу накануне праздников «послушать хорошенького» и благодарят. Встань, пробудись, крестьянин! Ищи побольше света знания!» - так заканчивает Сойкин статью «Настроение деревни».

Старопольскими учащимися основан Литературно- драматический кружок «Просвещение». Летом будут ставиться спектакли, выручка от которых пойдет на обустройство читальни и библиотеки. Находится кружок в здании бывшего церковно-приходского училища. Назрел вопрос об открытии Народного дома, на что уже было собрано 500 рублей.

На фабрике «Сфинкс» переизбран фабком. Прежний, к сожалению, находился под влиянием управляющего.

Уездная милиция работала на 6 участках. Добручинская, Выскатская, Гоголевская, Кольцовская, Скарятинская и Вяжищенская волости входили в 1-й участок. Участковая квартира находилась в Полях. Осьминская, Константиновская, Старопольская и Ложголовская волости входили в 5-й Участок.

Временное правительство постановило о переводе часов:

Обратный перевод времени осуществлять в 1917 году в ночь на 1 октября, в 2 часа.

2. В 1918 году перевести исчисление времени на один час вперед с 2-х часов ночи на 1-е марта, до 2-х часов ночи на 1-е октября.

Из Кольцовской волости сообщили, что тамошняя организация слабая. «Волостной комитет крестьянам ничего не сообщает. Газет нет. Темнота». Некто Шмаков настраивает народ против комитетов.

В Выскатской волости, наоборот, организация хорошая. В ней много энергичных работников. Местная партия Социал-революционеров содействовала ей.

В Скарятинской волости крестьяне безучастны к общественной жизни, везде апатия. Интеллигенция действует слабо. Такова и организация. Анологичное положение в Добручинской волости, а в Узменской волости активно гонят самогон.

16 сентября с работ на тюремном огороде сбежали трое заключенных цыган. Двоих вскоре поймали.

Проездом через Гдов солдаты одного полка устроили на станции дебош и драку, в которой пострадали телеграфист и буфетчица. «Герои» хотели захватить для известных целей двух телеграфисток.

8 октября на перевод времени возмущенные родители написали отповедь учителям, которые, якобы, потакают Временному правительству, которое в свою очередь больше сочиняет о чинах. Учителя, не отнимая час детского сна, могли бы изменить просто расписание уроков в пользу здоровья детей. Уже тогда понимали неразумность копеечной выгоды от перевода часов и реальный ущерб здоровью граждан. Япония, живущая сегодня дольше всех в мире, никогда часов не переводила. Инициаторами перевода времени еще в ХVIII веке в Англии выступили производители свечей.

Для защиты интересов детей был создан «Кружок родителей». Он дал гневную статью против директора вновь учрежденного Реального училища, который был предельно строг в вопросах дисциплины.

Опытная учительница ищет место живущей в доме. Сельцо Князево, «Дом братьев Князевых».

Из Скарятиной сообщили, что тамошний Антон Немецков взял в Ямбурге подряд на закуп кожи, чтобы делать из нее согласно условию кавалеристские сумки. Вместо их большая часть сырья идет на сапоги, которые продаются из-под полы по 100 рублей. 18 пар были реквизированы на пароходе «Победа», а горе- коммерсант арестован. Сообщил П. Волков.

Пароход «Победа», хорошо знакомый гдовичам, принадлежал товариществу «Громов, Абрамов и К°». Для захода его в устье Гдовки проводились работы по очистке русла. Пассажиры любовались красотами озера и кресто-ольгинскими порогами. После 4 октября «Победу» поминай как звали. В этот день по причине тумана пароход против Ольгина Креста наскочил на каменистую мель, получив носовую пробоину и затонув вне фарватера. Пассажиры благодаря капитану Руняшину все целы. Подписал И.В.

В Наумовщине Полновской волости произошло изъятие самогона. Кроме распития вовсю идет перепродажа в Петроград. Не везде милиция стойка - некоторые «накрасили носы». Производители рассчитывают откупиться пойлом, но в большинстве случаев новые народные милиционеры оставались стойки.

Утеряны Георгиевский крест IV степени ( №888755 ) и Георгиевская медаль. Просьба возвратить Ивану Михайлову.

Продавали породистого жеребца по кличке «Наш». Аукцион должен был состояться 15 октября в имении Жукова. Начальная цена 650 рублей.

Культурно- просветительный кружок при Полковом комитете намеревался издать в ближайшее время «Литературный сборник». Просили все материалы - рассказы, стихи, статьи и рисунки присылать до 15 ноября.

26 июля в Рудно чествовали своего земляка Михаила Спиридоновича Васильева, вернувшегося из Якутской ссылки. Биография его дается пространно. Из нее следует, что он в 1905 году поступил в Пскове учиться на землемера в соответствующее училище, известное в губернии революционными выступлениями студентов. Там он приобщился к освободительному движению и вступил в Социал-революционную партию. По окончании учебы работал в Нарве, в Печорском полку. Подвергся обыскам и получил запрет на проживание. С 1906 года находился в селе Рудно, где работал частным землемером. Активно участвовал в культурных и просветительских организациях деревни. Совместно со старшим братом, Александром Спиридоновичем, основал в Рудно Общество потребителей. Впоследствии передал свою торговлю, существовавшую уже 30 лет.

Арест М.С. Васильева последовал 5 июля 1908 года. Жандармам удалось захватить архив Гдовского уездного Комитета партии Социал-революционеров. Кроме Васильева арестовали Я.К. Тягунова, А.Ф. Хрусталева с сыном учителем, учительницу Кучинскую и Матихину, эстонца К.Киткас, некоего Е.А., брата Васильева, Александра Спиридоновича и других, всего 15 человек.

Местом ссылки первоначально назначали село Бельское Енисейского уезда, где некогда находился знаменитый Петрашевский. Морозы в Сибири достигали 50°. Местное население относилось к ссыльным враждебно. Васильев часто болел.

В ссылке умер Я.К. Тягунов. Васильева обвинили в организации побегов. Опять последовала тюрьма и ссылка в несусветную глушь Вилюйской окраины Якутии, за 3700 верст от железной дороги. Морозы в Вилюйском* крае были еще сильнее, достигая порой 68°. Три года М.С. Васильев жил без заработка в местах ссылки самого Чернышевского. Затем два года работал в Якутском городском правлении бухгалтером. Впоследствии с командировочной миссией приходилось ездить от Лены до Колымска. Здесь его и застало известие о Великой революции, которая освободила узника. По освобождении Васильев месяц ждал в Якутии очередь на пароход. Таким образом, он целых 10 лет не был дома.

Литература.

Гдов. «Гдовский голос». 1917 год.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ, 1890-1907.

* «…В 1871 г. закончился срок каторги и Чернышевского должен был перейти в разряд поселенцев, которым самим предоставлялось избрать место жительства в пределах Сибири. Тогдашний шеф жандармов, граф П.А. Шувалов, вошел, однако, с представлением о поселении Ч. в Вилюйске. Это было значительным ухудшением его участи, потому что климат на Александровском заводе умеренный, и жил там Ч. в общении с интеллигентными людьми, а Вилюйск лежит в 450 верстах за Якутском, в самом суровом климате, и в 1871 г. имел лишь 40 построек. Общество Ч. в Вилюйске ограничивалось несколькими приставленными к нему казаками. «Пребывание Ч. в таком удаленном от цивилизованного мира пункте было тягостно; тем не менее он деятельно работал над разными сочинениями и переводами. В 1883 г. министр внутренних дел граф Д.А. Толстой исходатайствовал возвращение Ч., которому для жительства была назначена Астрахань. В ссылке он жил на средства, которые ему, в меру его скромнейших потребностей, присылали Некрасов и ближайшие родственники» (Н.Г. Чернышевский. / Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ, 1890-1907).

Вилюйск

- окружной город Якутской области, лежит под 63° 45' с. шир., в 170 м выс., к З.С.З. от г. Якутска, в 710 вер. от него. Город расположен на правом, довольно возвышенном, песчаном берегу р. Вилюя, в полуверсте от главного русла; песочный вал высотой до 3 саж. при ширине в 20 саж. образует со стороны реки береговой откос, отделяющий город от рукава реки. Весь город при населении до 475 душ обоего пола (237 мужск. пола и 238 женск. пола) в 1869 г. состоял из 40 построек, из которых около трети - юрты, а остальные - небольшие деревянные дома, растянутые в две параллельно идущие улицы, заросшие густой травой касатика (Iris setosa); часть построек состоит из задворков у самой опушки соснового леса и в большинстве случаев занесена песком. На единственной в городе небольшой площади стоит двухэтажная деревянная церковь - Никольский собор, построенный в 1800 году; около него находится кладбище, кроме имеющегося за чертой города. В В. имеется начальное училище, с 19 учащимися мальчиками, и церковно-приходское, с 5 учениками; лечебница на 8 кроватей; тюремный замок, где в 1889 году содержалось 20 человек ссыльнокаторжных из государственных преступников; винный, пороховой и хлебный магазины и до 6 торговых лавок. Только раз в году из Якутска приходят в В. два-три судна (паузка) с казенным и купеческим грузом; в 1885 г. в В. появился первый пароход. Городу принадлежит земли, находящейся под постройками, 37 дес. 1200 кв. саж.; весь доход города простирается до 150 р.; население его, состоящее из казаков, мещан и якутов, занимается мелочной торговлей. Время основания В. мангазейскими казаками относится к первой половине XVII столетия. Первоначально он известен был под названием Верхне-Вилюйского зимовья (волости), которое в 1775  г., при разделении Иркутской губернии на провинции и воеводства, обращено было в комиссарство с причислением к Олекминскому острогу Якутской провинции; в 1805 г. образовано Вилюйское комиссарство. В 1822 г. Вилюйск назначен окружным городом Якутской области. От древнего города остался только один деревянный столб около церковной ограды.

Ф. Ш.

Гдовский голос, Север Гдовщины, 1917, В.И. Будько, Гдов

Previous post Next post
Up